24 июня 2011 г. |
Дело N А35- 12715/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Российской академии сельскохозяйственных наук: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Организации научного обслуживания Льговского ордена "Знак почета" опытно-селекционной станции ГНУ Всероссийского ордена трудового Красного знамени НИИ сахарной свеклы и сахара им.А.Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 2 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2011 по делу А35- 12715/2010 (судья Морозова М.Н.) по заявлению Российской академии сельскохозяйственных наук о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Российская академия сельскохозяйственных наук (ОГРН 1037739039062) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнений):
- о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об организационно-правовой форме Организации научного обслуживания Льговского ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук - учреждение;
- об обязании Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения об организационно-правовой форме Организации научного обслуживания Льговского ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового красного Знамени научно - исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук - учреждение;
- об обязании Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об организационно - правовой форме Организации научного обслуживания Льговского ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового красного Знамени научно - исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук - федеральное государственное унитарное предприятие.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, Организации научного обслуживания Льговского ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук.
Решением суда от 31.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России N 2 по Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что ОНО Льговская ОСС ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии является некоммерческой организацией, не имеющей целью извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между участниками.
Поскольку регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных в Федеральном законе N 129ФЗ от 08.08.2001, то нарушений налоговым органом требований закона не было. Кроме того, пропущен срок подачи заявления, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, приказом Российской Академии сельскохозяйственных наук N 18 от 19.03.1999 года, все опытно - производственные хозяйства научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемни в соответствии Гражданским кодексом РФ создавались в форме государственных унитарных предприятий.
Приказом Российской Академии сельскохозяйственных наук N 67 от 10.06.2003 приказ N 18 от 19.03.1999 отменен и установлено, что опытно- производственные хозяйства и экспериментальные заводы, входящие в состав Российской академии сельскохозяйственных наук, на основании ст. 5, 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" считаются государственными организациями научного обслуживания, имущество закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения.
Приказом директора ГНУ ВНИИСС Россельхозакадемни N 54 от 25.06.06.2003 предусматривалось внесение изменении в учредительные документы с целью приведения организационно-правовой формы опытно- производственных, экспериментальных хозяйств и предприятий, входящих в состав Роесельхозакадении, в соответствие с ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и их регистрация.
10.06.2003 во исполнение названных приказов принят новый Устав ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии, утвержденный президентом Российской академии сельскохозяйственных наук.
В Уставе закреплено, что ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ней учредителем - Российской академии сельскохозяйственных наук имуществом на праве хозяйственного ведения и соответствии с его назначением, целями деятельности в пределах, определяемых Уставом и законодательством России (п.п.1.3, 3.2,3.5,3,6 Устава).
Согласно содержанию Устава, ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии обладает статусом государственного унитарного предприятия.
04.10.2007 Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области вынесено решение о государственной регистрации при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - Организации научного обслуживания Льговского ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии).
04.10.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) произведена запись N 2074613009073 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с ошибками, допущенными заявителем в ранее представленных документах при государственной регистрации юридического лица с указанием организационно - правовой формой - государственное учреждение.
Считая, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что Организация научного обслуживания Льговского ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового красного Знамени научно - исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук является государственным учреждением, Российская академия сельскохозяйственных наук обратилась в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии, ранее имевшая статус государственного предприятия, не может быть преобразована в некоммерческую организацию государственное учреждение, в связи с чем, действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об организационно-правовой форме Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области -государственное учреждение - являются незаконными.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных законом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в форме:
- слияния,
- присоединения,
- разделения,
-выделения,
- преобразования.
В порядке пункта 4 статьи 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с разделительным балансом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Понятие организационно-правовой формы, по сути, определяется через ту или иную модификацию гражданско-правовых отношений по поводу имущества юридического лица.
Согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-99, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1997 N 97, под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и соответствующие этому его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Наименование организации указывает на характер ее деятельности, а не на ее организационно-правовую форму, что соответствует пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок реорганизации унитарного предприятия регламентирован пунктом 1 статьи 29 Федерального закона "О государственный и муниципальных унитарных предприятиях", в соответствии с которым унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанной статьи реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Законом N 161-ФЗ или иными федеральными законами случаях.
Статьей 34 названного Закона определено, что унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.
Преобразование унитарного предприятия в организацию иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" к компетенции Правительства РФ в сфере приватизации относится ежегодное утверждение прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год; представление в Государственную Думу Федерального Собрания РФ отчета о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год; принятие решения об условиях приватизации федерального имущества.
Согласно пункту 2 статьи 7 указанного Закона - прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии не было включено в прогнозный план приватизации.
Право хозяйственного ведения предусмотрено исключительно для унитарных предприятий, нахождение федерального имущества на праве хозяйственного ведения у некоммерческой организации (государственного учреждения) невозможно.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 названной статьи).
Согласно ст. 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации (п. 1).
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что создание некоммерческой организации путем преобразования государственного предприятия действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в результате обжалуемого решения налогового органа от 03.10,2007 в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения об изменении наименования и организационно-правовой формы - вместо государственного предприятия - государственное учреждение.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что действующим законодательством при реорганизации унитарных предприятий предусмотрено составление ряда документов.
Наряду с принятием решения о реорганизации в форме слияния и присоединения утверждается соответствующий передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения) или разделительный баланс (в случаях разделения и выделения).
Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.
И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (ст. 59 ГК РФ).
Непредставление вместе с учредительными документами, соответственно, передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 59 ГК РФ).
Передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного унитарного предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе и обязательства, оспариваемые сторонами. Указанные документы представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
На основании вышеизложенно и из анализа Приказа Российской Академии сельскохозяйственных наук N 67 от 10.06.2003 можно сделать следующий вывод. Прямого указания на реорганизацию настоящий приказ не содержит. Указание касается определения действий собственника, направленных на приведение учредительных документов ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии в соответствии с требованиями действующего законодательства и не влекущих изменение изначально существовавшей организационно-правовой формы ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии, что подтверждается отсутствием указания на изменение организационно-правовой формы.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Так судом первой инстанции относительно правовой экспертизы представляемых на регистрацию документов было отмечено следующее.
Хотя действующим законодательством регистрирующему органу не представлено право проведения правовой экспертизы, представляемых на регистрацию документов, налоговый орган не вправе произвести регистрацию на основании документов, содержащих недостоверные сведения.
Формальное соблюдение требований, установленных статьей 14 закона N 129-ФЗ, не свидетельствует, о наличии оснований для осуществления регистрационных действий, а представление полного пакета документов на регистрацию не означает, что данные документы не должны отвечать требованиям законности.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на государственную регистрацию представлен не полный пакет документов, а представленные документы, содержат не полные сведения.
Довод относительно пропуска срока на обжалование был также оценен в суде первой инстанции, поскольку о нарушении своих прав Россельхозакадемия узнала 06.10.2010 из искового заявления ООО "Закар К", полученного в ходе предварительного судебного заседания Арбитражного суда города Москвы по делу А40-106894/10-158-588.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии, ранее имевшая статус государственного предприятия, не может быть преобразована в некоммерческую организацию государственное учреждение, в связи с чем, действия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об организационно-правовой форме Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области - государственное учреждение - являются незаконными.
Кроме того, внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности не только заявителя, но и затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить с зарегистрированным лицом в экономические отношения.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2011 по делу N А35-12715/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-12715/2010
Истец: ГУ Российская Академия сельскохозяйственных наук, ООО "Зикар К", Российская академия сельскохозяйственных наук
Ответчик: МИФНС России N2 по Курской области
Третье лицо: ОНО Льговской ордена "Знак почета" опытно-селекционной станции ГНУ Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени НИИ института сахарной свеклы и сахара имени А. Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук, Организация научного обслуживания Льговского ордена "Знак почета" опытно-селекционной станции ГНУ Всероссийского ордена трудового Красного знамени НИИ сахарной свеклы и сахара им. А. Л.Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук, МИФНС России N 2 по Курской области