Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Леоновой Л.В.
Судей:
Егорова Е.И.,
Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от Российской академии сельскохозяйственных наук г. Москва, ул. Кржижановского, д. 15, корп. 2 ОГРН 1037739039062 не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
от МИФНС России N 2 по Курской области Курская области, г. Льгов, Красная пл., д. 7 "а" Ульяновой Ю.Н. - спец. 1 разр. ю/о (дов. от 25.07.2011),
от Организации научного обслуживания Льговского ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук Курская области, Льговский район, пос. Селекционный ОГРН 1024600647840 не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2011 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 (судьи Протасов А.И., Сергуткина В.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-12715/2010,
УСТАНОВИЛ:
Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Академия, заявитель) обратилась в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 2 по Курской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об организационно-правовой форме Организации научного обслуживания Льговского ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Организация) - учреждение; об обязании Инспекции исключить из ЕГРЮЛ сведения об организационно-правовой форме Организации - учреждение, а также об обязании Инспекции включить в ЕГРЮЛ сведения об организационно-правовой форме Организации - федеральное государственное унитарное предприятие.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Организация научного обслуживания Льговского ордена "Знак Почета" опытно-селекционной станции Государственного научного учреждения Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова Российской академии сельскохозяйственных наук.
Решением Арбитражного суда Курской области от 31.03.2011 в заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты по делу, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав объяснение представителя ответчика, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, приказом РАСХН от 19.03.1999 N 18, все опытно-производственные хозяйства научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии в соответствии ГК РФ создавались в форме государственных унитарных предприятий.
Приказом РАСХН N 67 от 10.06.2003 приказ N 18 отменен и установлено, что опытно-производственные хозяйства и экспериментальные заводы, входящие в состав Академии, на основании ст. 5, 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" считаются государственными организациями научного обслуживания, имущество закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения.
Приказом директора ГНУ ВНИИСС Россельхозакадемии от 25.06.2003 N 54 предусматривалось внесение изменений в учредительные документы с целью приведения организационно-правовой формы опытно-производственных, экспериментальных хозяйств и предприятий, входящих в состав Роесельхозакадении, в соответствие с ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и их регистрация.
10.06.2003 принят новый устав Организации, утвержденный президентом Академии.
Согласно Уставу ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ней учредителем имуществом на праве хозяйственного ведения и соответствии с его назначением, целями деятельности в пределах, определяемых Уставом и законодательством России.
04.10.2007 Инспекцией вынесено решение о государственной регистрации при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации. Также 04.10.2007 в ЕГРЮЛ произведена запись N 2074613009073 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с ошибками, допущенными заявителем в ранее представленных документах при государственной регистрации юридического лица с указанием организационно-правовой формой - государственное учреждение.
Полагая, что у налогового органа отсутствовали основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что Организация является учреждением, Академия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акт по существу спора.
В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-99 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.03.1997 N 97), под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и соответствующие этому его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Госстандарта РФ следует читать как "от 30.03.1999 г."
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 29 Закона N 161-ФЗ реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Законом N 161-ФЗ или иными федеральными законами случаях.
В силу ст. 34 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение.
Исходя из положений ст.ст. 294, 296 ГК РФ, право хозяйственного ведения предусмотрено исключительно для унитарных предприятий, нахождение федерального имущества на праве хозяйственного ведения у некоммерческой организации (государственного учреждения) невозможно.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
На основании изложенного, создание некоммерческой организации путем преобразования государственного предприятия действующим законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного, судом правомерно указано, что прямого указания на реорганизацию приказ от 10.06.2003 N 67 не содержит, а относится к действиям собственника, направленным на приведение учредительных документов Организации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Как следует из материалов дела, в результате обжалуемого решения налогового органа от 03.10.2007 в ЕГРЮЛ внесены сведения об изменении наименования и организационно-правовой формы - вместо государственного предприятия - государственное учреждение.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ, учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
Согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с разделительным балансом.
Согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 59 ГК РФ непредставление вместе с учредительными документами, соответственно, передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, к заявлению, поданному в налоговый орган, передаточный акт либо разделительный баланс приложены не были.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ в случае непредставления документов, необходимых для государственной регистрации определенных настоящим Законом, допускается отказ в государственной регистрации.
Таким образом, налоговый орган не вправе произвести регистрацию на основании документов, содержащих неполные либо недостоверные сведения.
Ссылке жалобы на пропуск срока на обжалование дана надлежащая оценка судом, указавшим, что о нарушении своих прав Академия узнала 06.10.2010 из искового заявления ООО "Закар К", полученного в ходе предварительного судебного заседания Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-106894/10-158-588.
При таких обстоятельствах, выводы суда о невозможности преобразования ОНО Льговская ОСС ВНИИСС Россельхозакадемии из государственного предприятия в некоммерческую организацию государственное учреждение, и, как следствие, о незаконности действий ответчика по внесению в ЕГРЮЛ сведений об организационно-правовой форме - государственное учреждение, следует признать правильными.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по делу N А35-12715/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.И. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
Согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с разделительным балансом.
Согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.
...
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 59 ГК РФ непредставление вместе с учредительными документами, соответственно, передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
...
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ в случае непредставления документов, необходимых для государственной регистрации определенных настоящим Законом, допускается отказ в государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 ноября 2011 г. N Ф10-3988/11 по делу N А35-12715/2010