г. Челябинск
15 июля 2011 г. |
N 18АП-6211/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Баканова В.В., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтынбаевым Т.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2011 по делу N А47-1062/2011 (судья Александров А.А.),
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Газпром" в лице общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург" - Палферов М.В. (доверенность от 02.12.2008 N 66 Б 693049);
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (далее - заявитель, ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра) о признании недействительным сообщения от 14.12.2010 N 01/214/2010-40 об отказе в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0:277, площадью 172 кв.м, местоположение: примерно 2810 м по направлению на северо-восток от ориентира нежилое здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ш. Шарлыкское, 36 (далее - спорный земельный участок), и обязании провести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Газпром", в лице общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург" (далее - ОАО "Газпром", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2011 (резолютивная часть решения объявлена 04.05.2011) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0:277, площадью 172 кв.м, местоположение: примерно 2810 м по направлению на северо-восток от ориентира нежилое здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ш. Шарлыкское, 36, оформленный сообщением об отказе в государственной регистрации от 14.12.2010 N 01/214/2010-40. Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, путем государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0:277, площадью 172 кв.м, местоположение: примерно 2810 м по направлению на северо-восток от ориентира нежилое здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ш. Шарлыкское, 36.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что судом сделан необоснованный вывод об отнесении земельного участка к федеральному имуществу в силу закона. По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, тогда как возникновение права федеральной собственности на земли промышленности и иного специального назначения, в силу пункта 4 статьи 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, предусмотрено для категории земель, которые расположены за границами населенных пунктов, согласно пункту 1 указанной нормы. Доказательств изменения разрешенного использования земельного участка не представлено.
Управлением Росреестра указано на отсутствие полномочий давать толкование положениям законодательства, что влечет применение правовых норм в их изложении.
Податель жалобы полагает неосновательным применение положений Земельного кодекса РСФСР, поскольку заявитель обратился за осуществлением государственной регистрации прав федеральной собственности в силу закона, действующего в настоящее время, а не ранее возникшего права.
ТУ ФАУГИ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на несогласие с доводами апелляционной жалобы. В отзыве заявитель ссылается на предоставление в целях осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок всех необходимых документов, в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404. Считает, что спорный земельный участок занят объектом Единой системы газоснабжения и относится к федеральному имуществу, в силу положений статей 7, 85, 87 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что судом первой инстанции верно применены положения Земельного кодекса РСФСР, поскольку магистральный газопровод "Домбаровка-Оренбург" входит в состав имущества, подлежащего приватизации, в соответствии с планом приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов Государственного газового концерна "Газпром", спорный земельный участок в составе земель промышленности находился в государственной собственности, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации не является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
От ОАО "Газпром" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на несогласие с доводами апелляционной жалобы, по основаниям, аналогичным доводам отзыва ТУ ФАУГИ. ОАО "Газпром" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению третьего лица, отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является незаконным и необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и заинтересованного лица не явились.
С учетом мнения представителя ОАО "Газпром" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица
В судебном заседании представитель ОАО "Газпром" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, представитель ТУФУГИ, действующий на основании доверенности 02.09.2010 ,обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровый номер 56:44:0000000:277, площадью 172 кв.м, расположенный примерно в 2 810 м по направлению на северо-восток от ориентира нежилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ш. Шарлыкское, 36 (расписка на л.д. 44 т.1).
Для проведения государственной регистрации заявителем были представлены:
- постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность";
- сводный план приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов Государственного газового концерна "Газпром", утвержденный распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.02.1994 N 341-р;
- справка ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" от 05.07.2010 N 01/200-3435;
- кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 05.02.2010 N 5644/202/10-6899, составленный ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области (далее - кадастровый паспорт);
- письмо от 17.11.2010 N 08/30-12/22,
- справка от 17.11.201 N 01-0350-160д.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:277, он отнесен к категории земель населенных пунктов. В качестве разрешенного использования указано: "земельные участки для размещения газопроводов для эксплуатации магистрального газопровода Домбаровка-Оренбург, обслуживаемого Медногорским ЛПУ" (л.д. 59, т. 1).
В соответствии с представленной в регистрирующий орган справкой от 05.07.2010 N 01/200-3435, газопровод относится к объектам Единой системы газоснабжения Российской Федерации (л.д. 57, 58, т. 1).
14 декабря 2010 года Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности, в форме сообщения от 14.12.2010 N 01/214/2010-40 (л.д. 52, т. 1). При принятии решения об отказе в осуществлении государственной регистрации Управлением Росреестра указано на отсутствие документального подтверждения возникновения права федеральной собственности в силу закона, поскольку такое право возникает в отношении земельных участков, занятых магистральными газопроводами и отнесенных к землям промышленности и иного специального назначения, тогда как заявленный к регистрации земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
Вторым основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственной регистрации послужил вывод о том, что с 11.06.2010 спорный земельный участок исключен, к моменту государственной регистрации прав, из государственного кадастра недвижимости. Поэтому, земельный участок, прекративший свое существование, не может быть объектом гражданских прав.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании отказа в государственной регистрации права собственности недействительным.
Принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого отказа положениям статей 5, 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которым федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации, а также пункту 4 статьи 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, определяющему, что земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами являются федеральной собственностью. Доводы регистрирующего органа о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, землями промышленности, энергетики, транспорта и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов, судом отклонены со ссылкой на положения пункта 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктов 3, 7 пункта 2 стать 85 Земельного кодекса Российской Федерации, допускающей отнесение к землям поселений территориальных зон специального назначения.
Также суд пришел к выводу о том, что до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, спорный земельный участок в составе земель промышленности, в силу статьи 83 Земельного кодекса РСФСР, находился в государственной собственности. При этом, указание на расположение таких земель за границами населенных пунктов, в кодексе отсутствовало.
Судом признано, что кадастровый учет спорного земельного участка был осуществлен в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" (соответствующий довод отказа в осуществлении государственной регистрации оцененный судом первой инстанции как необоснованный, подателем апелляционной жалобы не оспаривается).
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
По смыслу статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию, за исключением случаев, когда регистратор должен был приостановить регистрацию, а не отказывать в ней.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В рассматриваемом случае ТУ ФАУГИ было заявлено о государственной регистрации права собственности на земельный участок, возникшего в силу закона. Поэтому оценка регистрирующим органом наличия оснований для государственной регистрации заключалась в анализе правовых норм, определяющих отнесение спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, при сопоставлении с предоставленными сведениями о земельном участке.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), определены правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации.
Статьей 6 Закона о газоснабжении определено, что единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении, федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами являются федеральной собственностью.
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (часть 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:277 находится в пределах городской черты г. Оренбург и отнесен к категории земель населенных пунктов.
Категории земель перечислены в пункте 1 статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли поселений и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения являются самостоятельными категориями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Из материалов дела следует, что разрешенным использованием спорного земельного участка является размещение газопроводов для эксплуатации магистрального газопровода Домбаровка-Оренбург. Спорный земельный участок предоставлен обществу для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации (магистрального газопровода). В этой связи, к спорному земельному участку применим правовой режим земель промышленности и иного специального назначения. В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, такие земельные участки являются федеральной собственностью.
С учетом изложенного, заявленное к государственной регистрации право федеральной собственности на земельный участок подлежало государственной регистрации.
Поскольку решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности, в форме сообщения от 14.12.2010 N 01/214/2010-40, нарушает права заявителя, обратившегося за государственной регистрацией права федеральной собственности, заявленные им требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции об отнесении земельного участка, занятого магистральным газопроводом, к федеральной собственности в целях разграничения государственной собственности на землю, с заявленными основаниями государственной регистрации не связаны. Вместе с тем, на существо принятого решения такие выводы не повлияли.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя жалобы, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку на основании статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2011 по делу N А47-1062/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1062/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ОАО "Газпром", ОАО "Газпром" в лице ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург", Территориальное управление Росимущества в Оренбургской области