г. Пермь
22 декабря 2009 г. |
Дело N А60-43788/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя ОАО "Ашинский завод светотехники": не явились, извещены надлежащим образом
от заинтересованного лица Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО): не явились, извещены надлежащим образом
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2009 года
по делу N А60-43788/2009,
принятое судьей Киселевым Ю.К.
по заявлению ОАО "Ашинский завод светотехники"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ОАО "Ашинский завод светотехники" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 27 августа 2009 г. N 62-09-270/ПН о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2009 г.. заявленные требования удовлетворены.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (заинтересованное лицо) не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает на отсутствие обстоятельств, позволяющих признать совершенное правонарушение малозначительным.
ОАО "Ашинский завод светотехники" (заявитель по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Направило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя общества.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Росс
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, должностными лицами регионального отделения обнаружило, что ОАО "Ашинский завод светотехники" не представило списки аффилированных лиц, составленных по состоянию на дату окончания 1 квартала 2009 г.. в установленный срок, чем нарушило требования Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006 г.. N 06-117/пз-н.
В адрес ОАО "Ашинский завод светотехники" 22 мая 2009 года было направлено предписание N 62-09-СК-08/5250 об устранении нарушений требований законодательства, путем предоставления в региональное отделение списка аффинированных лиц за 1 квартал 2009 г.. на бумажном и магнитном носителе в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, в срок до 06 июля 2009 года
02.06.2009 г.. ОАО "Ашинский завод светотехники" получено предписание, согласно уведомлению о вручении (л.д.22).
Поскольку в установленный срок указанное предписание ОАО "Ашинский завод светотехники" не исполнено, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 62-09-498/пр-ап от 13 августа 2009 года.
Заместителем руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе вынесено постановление N 62-09-270/ПН о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 500 000 рублей.
Считая постановление незаконным и нарушающим его права, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отменяя постановление и удовлетворяя требования общества, исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушений и возможности применения положений ст. 2 9 КоАП РФ.
Вывод суда о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения является верным.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г.. N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Пунктами 5.3.7 и 6.1 указанного Положения предусмотрено право Федеральной службы по финансовым рынкам выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
Пунктом 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 г.. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрено, что Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе, в частности, направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 г.. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации. Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В статье 92 Федерального закона от 26.12.1995 г.. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 4 ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах" на акционерные общества возложены обязанности по ведению учета их аффилированных лиц и представлению отчетности о таких лицах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).
Согласно п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение), акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной указанным Положением, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
К аффилированным лицам юридического лица, согласно Закону РСФСР от 23.03.1991 г.. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" относятся лица, способные оказывать влияние на деятельность юридического лица, в том числе, лица, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа.
Из п. 8.5.3 Положения следует, что ежеквартальный отчет в целях раскрытия информации об аффилированных лицах представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Несоблюдение указанного срока является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Судом первой инстанции установлено, что общество не представило списки аффилированных лиц за 1 квартал 2009 г.., чем нарушило требования законодательства на рынке ценных бумаг в части раскрытия информации, а предписание Регионального отделения N 62-09-СК-08/5250 от 22.05.2009 г.. (получено 02.06.2009 г..) об устранении выявленных нарушений в срок до 06.07.2009 г.. исполнено с нарушением установленного региональным отделением срока. Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13.08.2009 г.. и иными материалами дела
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона и исполнения предписания, его действия содержат все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает на отсутствие обстоятельств, позволяющих, признать совершенное правонарушение малозначительным.
Исследовав доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Приказом ФСФР от 23.04.2009 г.. N 09-14/пз-н в Положение о порядке раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, внесены изменения, в соответствии с которыми пункт 8.5.3 изложен в следующей редакции "акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список".
Между тем административным органом не учтено, что на дату исполнения предписания - 06.07.2009 г.., составления протокола - 13.08.2009 г.. и дату вынесения оспариваемого постановления - 27.08.2009 г.. вступили с 01.07.2009 г.. в законную силу изменения, внесенные приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 23.04.2009 N 09-14/пз-н в пункт 8.5.3 Положения, в соответствии с которыми отменяется обязанность о представлении в регистрирующий орган на бумажном носители информации об аффилированных лицах общества в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, но не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Следовательно, установлена норма улучшающая положение лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку, устранена обязанность, за которую предусмотрена административная ответственность.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Исходя из смысла ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ и п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.03.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношение которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Учитывая, что до настоящего момента вынесенное в отношении общества постановление о назначении наказания не исполнено, а обязанность о представлении информации об аффилированных лицах общества в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, но не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала устранена, часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ по данному делу подлежит применению, что влечет признание незаконным и отмену оспариваемого обществом постановления.
В связи с изложенным выводы суда первой инстанции о признании данного правонарушения малозначительным и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ являются ошибочными.
Таким образом, решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2009 года следует изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции: "Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО) N 62-09-270/ПН от 27.08.2009 г.. о привлечении ОАО "Ашинский завод светотехники" к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, ч. 1 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2009 года по делу N А60-43788/2009 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО) N 62-09-270/ПН от 27.08.2009 г.. о привлечении ОАО "Ашинский завод светотехники" к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
С. П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43788/2009
Истец: ОАО "Ашинский завод светотехники"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (РО ФСФР России в УрФО)
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11359/09