г. Владивосток |
Дело |
04 августа 2011 г. |
N А51-5330/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева
судей И.Л. Яковенко, Т.А. Аппаковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.В. Лукониной
при участии:
от МУП г. Владивостока "Некрополь" (ИНН 2536094580, ОГРН 1022501294100) - Пашуков Б.А. - паспорт 05 03 023063, доверенность от 18.05.2011 с общими полномочиями,
от Министерства финансов Российской Федерации - Бородихина Н.П. - удостоверение 25 N 1337 от 02.04.2010, доверенность N20-11-29/66 от 29.03.2010 с общими полномочиями,
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Бородихина Н.П. - удостоверение 25 N 1337 от 02.04.2010, доверенность N20-11-29/9 от 11.01.2011 с общими полномочиями,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
апелляционное производство N 05АП-4807/2011
на решение от 23.06.2011
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-5330/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) МУП г. Владивостока "Некрополь"
к Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 1 726 526 рублей
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Некрополь" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1733244 рублей затрат, понесенных МУПВ "Некрополь" в период с марта 2010 года по март 2011 года при погребении умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 1726526 рублей. Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.06.2011 исковое требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что согласно положениям пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" возмещение стоимости услуг по погребению является расходным обязательством Российской Федерации только в случае, если на момент своей смерти умерший являлся работником или пенсионером. На этом основании заявитель жалобы полагал, что поскольку личность умершего не установлена органами внутренних дела, и соответственно, не установлен тот факт, являлся ли он работником или пенсионером, финансовое обеспечение предоставления услуг по погребению является расходным обязательством субъекта РФ. Сослался также на Указ Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", согласно которому обязанность по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона N 8-ФЗ, отнесена на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Указал на необоснованность вывода суда о взыскании расходов истца по оплате государственной пошлины по иску. Полагал, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела согласно статье 262 АПК РФ.
В отзыве истец указал на законность и обоснованность принятого по делу решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение Арбитражного суда Приморского края просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционная коллегия установила, что согласно постановлению администрации г. Владивостока Приморского края "О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела" от 03.10.2000 N 1836, постановлению главы администрации г. Владивостока от 17.06.2005 N 714 "О внесении изменений в постановление главы администрации г. Владивостока от 03.10.2000 N 1836 "О специализированных предприятиях по вопросам похоронного дела", постановления главы администрации г. Владивостока от 20.03.2006 N 317 "О внесении изменений в постановление главы администрации города Владивостока от 03.10.2000 N 1836 и об отмене постановления главы администрации города Владивостока от 17.06.2005 N 714", МУПВ "Некрополь" было наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, действующей на территории города Владивостока, на которую возложены, в частности, вопросы захоронений и перезахоронений.
В период с марта 2010 года по март 2011 года МУПВ "Некрополь" осуществило погребение 257 неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего. Факт оказания указанных услуг по погребению подтвержден представленными в материалы дела помесячно актами о захоронении невостребованных и опознанных трупов, заявками, справками о смерти, свидетельствами о смерти.
В связи с наличием у истца невозмещенных расходов, возникших в связи с осуществлением МУПВ "Некрополь" в период с марта 2010 года по март 2011 года погребения умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего в общем размере на сумму 1726526 рублей, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктами 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела; стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 закона источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации (в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента).
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 12 того же закона при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ; услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Во исполнение статей 9, 12 указанного закона главой администрации города Владивостока принято постановление от 16.05.2008 N 333, которым утверждены тарифы на ритуальные услуги, оказываемые специализированными службами по вопросам похоронного дела, по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя умершего в размере 6 718 руб. Доказательств неправомерности принятия указанного постановления Минфином РФ, а также применении установленного размера захоронения при расчете суммы иска, не предоставлено.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), предоставление материальной и иной помощи для погребения, но не возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг по погребению умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
Исходя из изложенного, с учетом положений статьи 214 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что, поскольку Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" была установлена обязанность специализированный службы по вопросам похоронного дела осуществлять погребение неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, умерших неустановленных лиц, на субъект РФ была возложена обязанность по возмещению стоимости оказанных данной организацией услуг (если умерший не работал и не являлся пенсионером), но в спорный период на эти цели средства из федерального бюджета не выделялись, доказательств выделения на указанные цели из федерального бюджета в 2010-2011 годах средств участниками спора не представлено, взыскание 1726526 рублей затрат, понесенных МУПВ "Некрополь" при погребении умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего, должно осуществляться с Российской Федерации за счет средств государственной казны Российской Федерации.
На этом основании довод заявителя апелляционной жалобы о том, что возмещение стоимости оказанных истцом услуг по погребению не является расходным обязательство Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклонен как несостоятельный.
Довод заявителя жалобы о том, что ответчик согласно подпункту 1 пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от компенсации расходов истца по оплате государственной пошлины по иску, апелляционной коллегией также отклонен как ошибочный. Взыскание государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.06.2011 по делу N А51-5330/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5330/2011
Истец: МУП г.Владивостока Некрополь
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Третье лицо: Министерство финансов в лице Управления Федерального Казначейства по ПК, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю