г. Пермь
13 июля 2011 г. |
Дело N А60-46361/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поливаевой Т.Г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчиков - представители не явился,
от третьих лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ОАО "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 апреля 2011 года
по делу N А60-46361/2010,
принятое судьей Сабировой М.Ф.
по заявлению ОАО "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов" (ОГРН 1026600929376, ИНН 6666003414)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля"
третьи лица: Правительство Свердловской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области
о признании недействительными действий и ненормативного правового акта,
установил:
ОАО "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля") с заявлением (с учетом изменения требований в порядке, предусмотренном ст.49 АПК РФ) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100354:0058 площадью 590 420,5 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, д. 40, в размере 1560977281,84 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 643,84 руб. за кв.м; о признании незаконным действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка; о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами с 66:45:0100354:104 по 66:45:0100354:121, расположенных в Свердловской области, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, д. 40.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Свердловской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области.
Решением арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2011 (резолютивная часть от 13.04.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 15.04.2011 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на необоснованный вывод суда первой инстанции о пропуске срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, при наличии ходатайства о его восстановлении. Заявитель указывает, что вынужден уплачивать земельный налог, исходя из увеличенной кадастровой стоимости земельных участков, оспариваемыми действиями ответчиков нарушены его права и законные интересы. Также заявитель указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Группа комплексных решений" и в проведении экспертизы по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка.
Ответчик ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 15.04.2011 без изменения. Ответчик указывает, что самостоятельное оспаривание достоверности величины кадастровой стоимости спорных земельных участков невозможно, заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав. Кроме этого, кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков рассчитана исходя из иного удельного показателя, чем оспариваемая заявителем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100354:0058.
Другими лицами, участвующими в деле, возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 66:45:01 00354:0058 площадью 590420,5 кв.м, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: производственная площадка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, д. 40.
Указанный земельный участок был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 66:45:01 00354:0069 и 66:45:01 00354:0070. Земельный участок с кадастровым номером 66:45:01 00354:0069 был также разделен на 18 земельных участков с кадастровыми номерами с 66:45:01 00 354:104 по 66:45:01 00 354:121.
Ссылаясь на то, что по итогам работ по актуализации кадастровой стоимости земельных участков на территории Свердловской области, выполненных ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", для земельного участка с кадастровым номером 66:45:01 00354:0058 была установлена недостоверная кадастровая стоимость в размере 1560977281,84 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 643,84 руб., заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, об изменении кадастровой стоимости земельного участка заявителю было известно при подаче декларации по земельному налогу за 2009 год (12.01.2010).
Следовательно, на момент предъявления в арбитражный суд требований о признании незаконным действий ответчиков, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка- 30.12.2010, срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем пропущен.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока (л.д. 125 т.2), заявитель указал на то, что к выводу о недостоверности размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:01 00354:0058 он пришел после получения кадастровых паспортов на 18 земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:45:01 00354:0069.
Обстоятельство, указанное заявителем в качестве причины пропуска установленного срока, имеет субъективный характер и представляет собой оценку полученных сведений. Невозможность такой оценки при получении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:01 00354:0069, образованного из земельного участка с кадастровым номером 66:45:01 00354:0058, и заполнении налоговых деклараций по земельному налогу за 2009 год заявителем не обоснована. В связи с чем, указанное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной пропуска срока, установленного для обжалования действий, связанных с внесением сведений об иной кадастровой стоимости земельного участка. Оснований для восстановления этого срока судом апелляционной инстанции не установлено.
Кроме этого, заявленные требования о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в отношении формирования сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:45:0100354:0058 не могут обеспечить действительное восстановление прав заявителя, поскольку на момент рассмотрения спора сведения об этом земельном участке из кадастра объектов недвижимости исключены, на кадастровом учете состоят иные земельные участки, кадастровая стоимость которых определена исходя из иного удельного показателя (2670, 43 руб. /кв.м). При этом ответчики в настоящее время не являются лицами, уполномоченными на внесение сведений в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку пропуск срока на оспаривание действий органов, осуществляющих публичные полномочия, при отсутствии уважительных причин такого пропуска является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований в этой части является правомерным.
При рассмотрении требований заявителя об оспаривании достоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100354:0058 суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
Оспариваемая заявителем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100354:0058 площадью 590 420,5 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, д. 40, в размере 1560977281,84 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 643,84 руб./ кв.м утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", вступившим в силу с 01.01.2009 и подлежащим применению с 01.01.2009.
Как разъяснено в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки путем предъявления самостоятельного иска возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Таким образом, после утверждения кадастровой оценки земельного участка оспаривание достоверности его стоимости может быть реализовано только в отношении акта, которым такая оценка утверждена.
В связи с чем, утвержденная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100354:0058 не может быть оспорена отдельно от Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП. Оснований для удовлетворения требований заявителя в этой части также не имеется.
При отсутствии возможности самостоятельного оспаривания величины кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100354:0058 основания для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Группа комплексных решений", являющегося соисполнителя работ по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Свердловской области, а также для назначения по делу экспертизы на предмет установления рыночной стоимости спорного земельного участка также отсутствуют.
При этом применение судом первой инстанции к указанным требованиям срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ не может быть признано обоснованным. Однако, указанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного, предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено, решение суда от 15.04.2011 отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ). Государственная пошлина, излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета согласно ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 апреля 2011 года по делу N А60-46361/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов" (ОГРН 1026600929376, ИНН 6666003414) из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. госпошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченную по платежному поручению N 2817 от 05.05.2011.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46361/2010
Истец: ОАО "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Третье лицо: Правительство Свердловской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области