г. Саратов |
Дело N А57-3920/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
при участии в судебном заседании представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Саратовской области - Кожевниковой К.А., по доверенности N 60-01-56/6 от 11.01.2011 года,
без участия в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш", надлежащим образом извещенном о времени и месте судебного заседания (почтовое уведомление N 90903 приобщено к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш", Саратовская область, г. Балаково
на решение арбитражного суда Саратовской области от "18" мая 2011 года по делу N А57-3920/2011 (судья Д.С. Кулапов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш", Саратовская область, г. Балаково,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Саратовской области,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области N 32 от 17.03.2010 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2011 года обществу с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш" в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Податель апелляционной жалобы считает, что суд необоснованно отказал в применении статьи 2.9 КоАП РФ, так как малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Саратовской области представлены пояснения на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в пояснениях на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш" требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении валютных операций в рамках контракта N БМ-СПТ-01 от 29.06.2010 установлено нарушение обществом срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
Отделом валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области был составлен протокол об административном правонарушении N 32 от 03.03.2011.
Руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, рассмотрев данный протокол и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 32 от 17.03.2011 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш" административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая незаконным постановление N 32 от 17.03.2011, общество с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш" обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения Обществом административного правонарушения доказан, и оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Выслушав представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Апелляционным судом установлено, что ООО "БалЭнергоМаш" (Продавец) заключило контракт N БМ-СПТ-01 от 29.06.2010 с ООО "Спантрейд" (Покупатель, Украина) (том 1 л.д. 52-59).
По контракту ООО "БалЭнергоМаш" в ОАО КБ "Синергии" 02.07.2010 оформлен паспорт сделки N 10070002/2884/0000/1/0 (том 1 л.д. 32-33).
Факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации по контракту N БМ-СПТ-01 от 29.06.2010 подтверждается ГТД N 10413020/080710/0002049 от 08.07.2010.
Следовательно, срок предъявления справки о подтверждающих документах истекает 24.07.2010.
Однако, фактически обществом с ограниченной ответственностью "БалЭнергоМаш" справка о подтверждающих документах представлена в банк ПС 30.07.2010, то есть с нарушением установленного срока.
В соответствии с требованиями п.п. 2.2., 2.4. Положения ЦБ РФ N 258-П от 01.06.2004 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (в редакции Указания ЦБ РФ N 2080-У от 26.09.2008) подтверждающие документы, одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах должны представляться резидентом в банк ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Пунктом 2 статьи 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что для реализации функций, предусмотренных данным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
В пункте 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются документы, требования о представлении которых в уполномоченный банк установлены Инструкцией Банка России от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением Банка России от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П). К таким документам относятся:
- справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции N 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к Инструкции N 117-И;
- справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции N 117-И и в пункте 2.6 Положения N 258-П, составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению N 258-П;
- справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.
Документы, являющиеся в соответствии с настоящим Указанием формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, представляются в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
Справка о подтверждающих документах установлена Центральным банком Российской Федерации в качестве формы учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, Указанием от 10 декабря 2007 г. N 1950-У, вступившим в законную силу 27.01.2008 года.
Таким образом, с момента введения в действие Указания ЦБ РФ от 27.01.2008 года, упомянутая справка и подтверждающие документы являются формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции и административного органа о наличии в действиях ООО "БалЭнергоМаш" вмененного ему состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, обоснованны и подтверждены материалами дела.
Судом первой инстанции рассмотрена и обоснованно отклонена возможность применения норм о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
В рассматриваемом случае объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
В силу Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" объектом охраны являются интересы государства в сфере реализации единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка. Правонарушение образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований законодательства. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой ненадлежащая организация заявителем публично значимой деятельности в области валютного регулирования и контроля, отсутствие должного контроля за действиями ответственных лиц.
Наличие в рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших обществу в соблюдении требований закона, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, арбитражным судом не установлено.
Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающая применение к юридическим лицам административного штрафа в пределах от 40 000 до 50 000 рублей.
Таким образом, апелляционный суд считает, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности в виду малозначительности не имеется.
Отсутствие умысла на причинение государству материального ущерба, отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, являются обстоятельствами, учтены административным органом при назначении наказания в порядке ст. 4.1 КоАП РФ, в связи с чем, Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом судебного разбирательства, судом проверены и отклонены по мотиву несостоятельности.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе и прилагаемых к ней документах не содержится.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, поскольку выводы суда первой инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2011 года по делу N А57-3920/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3920/2011
Истец: ООО "БалЭнергоМаш"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4428/11