г. Ессентуки |
Дело N А 63-875/05-С4 |
16 августа 2007 г. |
(регистрационный номер |
апелляционного производства 16АП-766/07)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2007 г., полный текст постановления изготовлен 16 августа 2007 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.
Судей Казаковой Г.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2007 г. по делу N А63-875/05-С4
по заявлению ОАО "РЖД" СП "Минераловодское отделение" Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по СК
о признании недействительным решения N 1355 от 17.09.2004 г.
и встречному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по СК
к ОАО "РЖД" СП "Минераловодское отделение" Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
третьи лица: Управление по недропользованию по Ставропольскому краю; Отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного Управления Федерального Агентства водных ресурсов, г. Ставрополь; Территориальное Агентство по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик
о взыскании налоговых санкций в сумме 60 149, 85 рублей (судья Лукьянченко Т.С.)
при участии в судебном заседании:
от ОАО "РЖД - представитель Канцедалова И.В.
от Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по СК - Крехова Н.И.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "РЖД" - в лице структурного подразделения "Минераловодского отделения" Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 9 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения N 1355 от 17.09.2004 г.. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и прекращения производства по делам о налоговых правонарушениях.
По ходатайству ОАО "РЖД" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление по недропользованию по Ставропольскому краю; Отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного Управления Федерального Агентства водных ресурсов, г. Ставрополь; Территориальное Агентство по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик.
Межрайонная инспекция ФНС России N 9 по Ставропольскому краю заявленные требования не признала, обратилась в суд со встречными требованиями о взыскании с общества налоговых санкций по оспариваемому решению в сумме 60 149,85 руб.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2007 г. по делу N А63-875/05-С4 требования ОАО "РЖД" в лице СП "Минераловодское отделение" Северо-Кавказской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", г. Минеральные Воды удовлетворены частично. Решение N 1355 от 17.09.2004 г.. Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 9 по СК, г. Минеральные Воды о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 60 149,85 руб., доначисления платы за пользование водными объектами за май 2004 года в сумме 342 415 руб., пени - 9 017,46 руб. как несоответствующее налоговому законодательству, признано недействительным. В части требования ОАО "РЖД" о прекращении производства по делам о налоговых правонарушениях производство по делу прекращено. В удовлетворении встречных требований Межрайонной Инспекции ФНС РФ N9 по СК, г. Минеральные Воды о взыскании с ОАО "РЖД", в лице СП "Минераловодское отделение" Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Минеральные Воды налоговых санкций по решению N 1355 от 17.09.2004 г.. в сумме 60 149,85 руб. отказано. С Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 9 по СК, г. Минеральные Воды в пользу ОАО "РЖД" в лице СП "Минераловодское отделение" Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Минеральные Воды взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение мотивировано тем, что ОАО "РЖД" является правопреемником ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога", вследствие чего до оформления лицензий (разрешений) на право пользования водными объектами, имело право на применение ставок платы за пользование водными объектами, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензий (разрешений), выданных ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога".
Не согласившись с принятым решением в части признания недействительным решения N 1355 от 17.09.2004 г. Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 9 по СК, заявитель - Межрайонная Инспекция ФНС РФ N 9 по СК обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 06.04.2007 г. отменить. В остальной части решение суда не оспаривается.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в силу действующего законодательства ОАО "РЖД" не имеет право пользования лицензиями, выданными на ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога", поскольку в лицензии на водопользование не вносились изменения, связанные с реорганизацией юридического лица - ФГУП Северо-Кавказская железная дорога". Считает, что суд неправильно применил п.46 "Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 383 от 03.04.1997 г., поскольку документы, свидетельствующие о наличии у ОАО "РЖД" в период до 1997 г. лицензий на право пользование водными объектами, отсутствуют.
Представитель Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 9 по СК Крехова Н.И. в судебном заседании поддержала вышеизложенные доводы.
ОАО "РЖД" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 06.04.2007 г. оставить без изменения в виду следующего. Считает, что поскольку ОАО "РЖД" образовано в результате особого способа приватизации имущества и обязательств организаций федерального железнодорожного транспорта, и является правопреемником прав и обязательств реорганизованного ФГУП СКжд МПС РФ, общество вправе применять ставки платы за пользование водными объектами, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензий (разрешений), выданных ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога". Указывает, что ФГУП СКжд МПС РФ на момент формирования ОАО "РЖД" имело в наличии все необходимые лицензии, дающие право пользоваться водными объектами, как по Ставропольскому краю, так и по Кабардино-Балкарской Республике. Считает, что несвоевременное получение лицензии допущено по независящим от ОАО "РЖД" причинам, поскольку материалами дела подтверждено, что ОАО "РЖД" своевременно обратилось в лицензирующие органы для оформления лицензий. В настоящее время имеются новые лицензии.
Представитель ОАО "РЖД" Канцедалова И.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление по недропользованию по Ставропольскому краю представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд правомерно удовлетворил иск ОАО "РЖД". Считает применение ставки налога в пятикратном размере незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с действующим законодательством, до выдачи юридическим лицам, осуществляющим водопользование, новых лицензий, водопользование продолжается в том же порядке, который действовал и при наличии соответствующей лицензии, что означает применение тех же ставок платы за пользование недрами. В отзыве указывает, что ОАО "РЖД" в установленном порядке и своевременно обратилось в Территориальное агентство по недропользованию по СК (ныне - Управление по недропользованию по Ставропольскому краю) за получением лицензий на право пользование недрами для добычи подземных вод с приложением к заявлению всех необходимых документов.
Представители Управления по недропользованию по Ставропольскому краю, Отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного Управления Федерального Агентства водных ресурсов и Территориального Агентства по недропользованию по Кабардино-Балкарской Республике, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Заявили ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд удовлетворил ходатайства. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в их отсутствие.
Правильность решения суда от 06.04.2007 г. в оспариваемой части проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2007 г. по делу N А63-875/05-С4 в части признания недействительным решения N 1355 от 17.09.2004 г. Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 9 по СК является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации ОАО "РЖД" по плате за пользование водными объектами за май 2004 года.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган вынес решение N 1355 от 17.09.2004 г.. о привлечении ОАО "РЖД" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 60 149,85 руб., доначислил налог за пользование водными объектами в сумме 342 415 руб., пени - 9 017,46 руб. (т.1 л. 9-11).
Основанием для привлечения к налоговой ответственности ОАО "РЖД" явилось неправомерное исчисление водопользователем платы за пользование водными объектами за май 2004 г.. при отсутствии лицензии (разрешения) на пользование водными объектами, выдаваемого уполномоченным органом, в связи с чем, применены пятикратные ставки по водопользованию (в декларации исчислен налог с учетом налоговых ставок для налогоплательщиков, имеющих лицензии на пользование водными объектами).
В решении указано, что "Предприятие предоставило материалы на переоформление лицензии на водопользование в Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по Ставропольскому краю 04.12.2003 года. Согласно п.32 Постановления Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 решение о выдаче или отказе в выдаче принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В отдельных случаях орган лицензирования может продлить срок до 30 дней и для проведения экспертизы 60 дней (итого 90 дней). Таким образом, предприятие должно было применить пятикратные ставки по водопользованию в целях забора воды и сброса сточных вод в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской республике, где не были получены лицензии на водопользование и сброс сточных вод по состоянию на май месяц 2004 года" (т.1 л.10).
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ОАО "РЖД" в порядке статей 137, 138 НК РФ обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения N 1355 от 17.09.2004 г.
Инспекция не признала заявленных ОАО "РЖД" требований и заявила встречные исковые требования о взыскании по оспариваемому решению налоговых санкций в размере 60 149,85 руб.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ОАО "РЖД" не осуществляло незаконного водопользования, которое в силу п.6 ст.4 Федерального закона от 06.05.1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" влечет применение повышающего коэффициента при исчислении платы за пользование водными объектами. При этом суд правильно применил нормы материального права.
Как усматривается из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" согласно статье 3 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" создано в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта посредством создания единого хозяйствующего субъекта путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта - открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона N 29-ФЗ от 27.02.2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, продолжают осуществлять деятельность, на осуществление которой требуется получение аккредитации и необходимых специальных разрешений (лицензий), впредь до получения единым хозяйствующим субъектом (его дочерними обществами) такой аккредитации и переоформления им документов, подтверждающих наличие специальных разрешений (лицензий), после чего указанные организации прекращаются и исключаются из единого реестра юридических лиц в установленном порядке.
Документы, подтверждающие наличие специальных разрешений (лицензий), выданных организациям федерального железнодорожного транспорта, подлежат переоформлению на документы, подтверждающие наличие соответствующих специальных разрешений (лицензий) у единого хозяйствующего субъекта (его дочерних обществ), в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности и права по обязательствам организаций федерального дорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оплата акций осуществляется путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 утвержден Устав ОАО "РЖД", в соответствии с которым Северо-Кавказская железная дорога является филиалом ОАО "РЖД".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является правопреемником организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога".
Как видно из материалов дела, ФГУП СКжд МПС РФ имело в наличии все необходимые лицензии, дающие право пользования водными объектами.
В налоговой декларации за май 2004 г. ОАО "РЖД" указало имеющиеся у него лицензии на водопользование водных объектов, выданные ФГУП "Северо-Кавказской железной дороги", а именно: лицензия на право пользования недрами СТВ 00447 ВЭ регистрационный N СТВ 00447 ВЭ от 08.02.2000 г..; лицензия на водопользование (поверхностные водные объекты) СТВ 00388 ТРВ30 регистрационный N 371 от 23.09.2003 г..; лицензия на право пользования недрами НАЛ 00180 ВЭ регистрационный N 190/НАЛ00180 от 21.10.1999 г.; лицензия на право пользования недрами НАЛ 00181 ВЭ регистрационный N 190/НАЛ00181 ВЭ от 21.10.1999 г..; надлежаще заверенные их копии приобщены к материалам дела.
Заявка на переоформление соответствующих лицензий подана в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю ОАО "РЖД" в декабре 2003 г. Управление по недропользованию по СК также подтверждает, что ОАО "РЖД" в установленном порядке и своевременно обратилось в Территориальное агентство по недропользованию по СК (ныне - Управление по недропользованию по Ставропольскому краю) за получением лицензий на право пользование недрами для добычи подземных вод с приложением к заявлению всех необходимых документов.
Согласно пункту 46 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383, до оформления лицензий на водопользование гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензии в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования.
Согласно Письму Министерства природных ресурсов РФ N АК-25/967 от 06.03.2002 "О порядке налогообложения добычи подземных вод" основанием для пользования подземными водными объектами являются лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и лицензии на пользование водными объектами. При наличии лицензии на пользование недрами и до выдачи лицензии на водопользование пользование подземными водными объектами не является нарушением законодательства.
Письмом Министерства РФ по налогам и сборам N НА-6-21/801 от 07.06.02 "О порядке определения оплаты за пользование подземными водными объектами" сообщено, что из указанного выше разъяснения МПР России N АК-25/967 от 06.03.2002 до оформления лицензий на пользование подземными водными объектами в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N 383 от 03.04.1997, основанием для такого водопользования являются ранее полученные лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод. При наличии у водопользователей указанных лицензий расчет платы за пользование подземными водными объектами осуществляется без применения увеличенных в пять раз ставок платы, как это производится при безлицензионном пользовании водными объектами.
Материалами дела подтверждается и это не оспаривается налоговым органом, что на момент рассмотрения дела ОАО "РЖД" имело все необходимые лицензии на право пользование водными объектами.
Переоформленные лицензии выданы ОАО "РЖД": 06.08.2004 г. - лицензия на водопользование (поверхностные водные объекты) СТВ 00500 ТРВ30 регистрационный N 487 со сроком действия до 01.09.2008 г..; 09.03.2005 г.. - лицензия на право пользования недрами СТВ 00776 РЭ регистрационный N СТВ 00776 ВЭ со сроком действия до 01.09.2015 г., 01.04.2005 г.. - лицензия на право пользования недрами СТВ 00788 ВЭ регистрационный номер N 695/СТВ00788ВЭ со сроком действия до 25.02.2025г.; 09.09.2004 г.. - лицензии на право пользования недрами НАЛ 00349 ВЭ регистрационный N 366/НАЛ000349ВЭ и НАЛ 00348 ВЭ регистрационный N 365/НАЛ00348ВЭ.
Нарушение срока выдачи новых лицензий произошло не по вине ОАО "РЖД", а по вине лицензирующего органа.
Доводы заявителя о неправомерности пользования ОАО "РЖД" лицензиями, выданными на ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" подлежат отклонению, поскольку противоречат действующему законодательству.
Довод заявителя о том, что суд неправильно применил п.46 "Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 383 от 03.04.1997 г., поскольку документы, свидетельствующие о наличии у ОАО "РЖД" в период до 1997 г. лицензий на право пользование водными объектами, отсутствуют, подлежит отклонению, как несоответствующий материалам дела.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела полностью выяснил обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дал надлежащую оценку имеющим значение для правильного разрешения дела обстоятельствам, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2007 г. по делу N А63-875/05-С4.
Определением суда от 20 июля 2007 г. заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика не освобождаются.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2007 г. по делу N А63-875/05-С4 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Ставропольскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-875/2005
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского отделения - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - Филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского отделения - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - Филиала ОАО "РЖД", г. Минеральные Воды, ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского отделения - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - Филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Ответчик: Межрайонная Инспекция ФНС России N9 по Ставропольскому краю
Третье лицо: Кабанское бассейновое водное управление отдел водных ресурсов по СК, Территориальное агентство по недропользованию по Ставропольскому краю, Территориальное агентство по недропользованию по КБР
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2007 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-766/07