г. Хабаровск
26 июля 2011 г. |
N 06АП-2642/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Индивидуального предпринимателя Скакун Елены Леонидовны: Скакун Елена Леонидовна, паспорт 08 01 N 523251, выдан УВД железнодорожного района г. Хабаровска от 22.03.2002;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Кухаренко Татьяна Сергеевна, представитель по доверенности от 06.05.2011 N 1641;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение от 27.05.2011
по делу N А73-4213/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Скакун Елены Леонидовны
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления N 8-д от 14.04.2011
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Скакун Елена Леонидовна (далее - предприниматель, ОГРН 304272429900043) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании постановления N 8-д от 14.04.2011 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении, которым предприниматель привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.05.2011 требования предпринимателя удовлетворены.
Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края N 8-д от 14.04.2011, которым индивидуальный предприниматель Скакун Елена Леонидовна привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ признано незаконным и отменено полностью, в связи с применением судом первой инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с принятым решением суда не согласился, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что у суда отсутствовали правовые основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения предпринимателя от административной ответственности, поскольку правонарушение совершено в социально значимой сфере и затрагивает права неограниченного круга лиц.
Предприниматель в отзыве и в заседании суда апелляционной инстанции отклонила доводы апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, считает его законным и обоснованным.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Скакун Елена Леонидовна зарегистрирована 25.10.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304272429900043, ИНН 272406761338 и на основании лицензии N АСС-27-034681 от 15.01.2009 осуществляет деятельность в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
22.02.2011 Прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска совместно с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края проведена проверка законности перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом по г. Хабаровску в автобусах по маршруту N 82 в отношении индивидуального предпринимателя Скакун Елены Леонидовны.
В ходе проверки установлено, что предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров в городском сообщении, за которую взимается с пассажиров оплата за проезд в размере 15 рублей за 1 проезд, при установленном тарифе 12 рублей.
В частности, 22.02.2011 в автомобиле ХЁНДАИ Чурус, государственный регистрационный номер АВ 071, принадлежащем ИП Скакун Е.Л., водителем Скакун Ю.И. взималась плата перевозку пассажиров в размере 15 рублей.
По результатам проверки 28.02.2011 в присутствии предпринимателя Прокурором Железнодорожного района г. Хабаровска в отношении ИП Скакун Е. Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены для дальнейшего рассмотрения в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
14.04.2011 заместителем председателя по вопросам тарифного регулирования, контроля за порядком ценообразования Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Боярчук Т. Я. в присутствии предпринимателя, вынесено постановление N 8-д, которым ИП Скакун Е. Л. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50.000 руб. за нарушение порядка ценообразования.
Не согласившись с постановлением от 14.04.2011 N 8-д, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятьдесят тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4 названного Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что стоимость перевозок пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении подлежит государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В указанный перечень внесены, в том числе перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 17.03.2009 N 6-Ц "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 10 апреля 2008 года N 17-Ц "Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску", действовавшим на момент проведения проверки, установлены для хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы, оказывающих услугу по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом, предельные максимальные тарифы за проезд пассажира и провоз одного места багажа по городу Хабаровску, для оказывающих услугу транспортными средствами категории М3 с максимальной массой более 5,5 тонны независимо от протяженности оборотного рейса и маршрута; для оказывающих услугу транспортными средствами категории М2 и категории М3 с максимальной массой до 5,5 тонны по маршрутам протяженностью одного оборотного рейса до 20 километров включительно (NN 52, 61С, 61К, 62, 64, 65К, 74, 82, 83, 84, 86, 87). в размере 12 рублей.
Как следует из материалов дела, при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом N 82 в автомобиле ХЁНДАИ Чурус, государственный регистрационный номер АВ 071, принадлежащем ИП Скакун Е.Л., водителем Скакун Ю.И., допущено взимание платы за проезд 15 рублей, что превысило предельный максимальный тариф.
Факт допущенного предпринимателем правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2011, объяснением водителя Скакун Ю. И. от 22.02.2011, информацией о перевозчиках Управления транспорта Администрации г. Хабаровска, а также зафиксирован фотоснимками.
Кроме того, факт превышения установленного тарифа за проезд в общественном транспорте предпринимателем не отрицается.
Следовательно, факт наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, является доказанным.
Проверив выводы суда первой инстанции о малозначительности совершенного предпринимателем административного правонарушения, суд апелляционной инстанции находит их обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суд апелляционной инстанции находит, что КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В определении N 349-О от 05.11.2003 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Как следует из вышеуказанного Определения, а также из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также конкретные обстоятельства его совершения, суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, обоснованно квалифицировал совершенное предпринимателем правонарушение как малозначительное.
Исследовав обстоятельства данного конкретного дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства и со стороны предпринимателя не усматривается пренебрежительного отношения к своим обязанностям.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.05.2011 по делу N А73-4213/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4213/2011
Истец: ИП Скакун Елена Леонидовна
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края