г. Владивосток |
Дело |
26 июля 2011 г. |
N А51-4247/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от Приморской краевой организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени общества слепых": Сухорукова О.С., доверенность от 05.05.2011 N 84, сроком действия на 1 год;
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, КГУ Приморское Лесничество: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Приморской краевой организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени общества слепых"
апелляционное производство N 05АП-4011/2011
на решение от 16.05.2011
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-4247/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Приморской краевой организации Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского Ордена Трудового Красного знамени общества слепых (ИНН 2539013194, ОГРН 1022500003877)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третье лицо: КГУ Приморское Лесничество
об оспаривании отказа.
УСТАНОВИЛ:
Приморская краевая организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени общество слепых" (далее - Организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент, ответчик), содержащегося в ответе от 29.12.2010 N 29/02-20-22630, в предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка общей площадью 35 191 кв.м, расположенного по адресу Приморский край г. Владивосток, в районе м. Вилкова, база отдыха "Утес", и об обязании ответчика рассмотреть заявление о предоставлении указанного земельного участка и в 2-недельный срок после представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о его предоставлении (с учетом уточнения предмета спора, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.05.2011 в удовлетворении заявленных требований Организации было отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 16.05.2011. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Организация настаивает на том, что оспариваемый ею отказ Департамента незаконен. В обоснование указанного довода ссылается на то, что государственный кадастр недвижимости не содержит данных об иных пользователях относительно испрашиваемого земельного участка, в том числе лесоустройстве или принадлежности земельного участка к землям лесного фонда.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Департамент и КГУ Приморское лесничество явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель Организации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Решением Владгорисполкома от 15.08.1985 N 513 Приморскому краевому правлению Владивостокского учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых было предварительно согласовано место расположения земельного участка под проектирование зоны отдыха на побережье Уссурийского залива согласно прилагаемой схеме.
Решением Приморского крайисполкома от 13.11.1987 N 695 из земель Владивостокского лесхоза было изъято 2 га лесов и отведено Приморскому краевому правлению Всероссийского общества слепых под строительство базы отдыха.
04.04.1986 инспекция госархстройконтроля архитектурно-планировочного управления Владгорисполкома выдала Приморскому краевому правлению ВОС разрешение на производство работ N 37/86, которым было разрешено производство подготовительных работ зоны отдыха на побережье Уссурийского залива.
18.10.2010 Приморская краевая организация Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени общество слепых обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в районе м. Вилкова, база отдыха "Утес", для дальнейшей эксплуатации арболитовых домиков.
Ответчик письмом от 19.11.2010 N 29/02-20-19486 указал заявителю на необходимость представить документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, приложение к решению о предварительном согласовании места размещения объекта и государственный акт на право пользования землей, а также на то, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь участка, изъятого из лесного фонда и предоставленного ПКО ВОС.
Письмом от 29.12.2010 N 29/02-20-22630 Департамент дополнительно сообщил, что земельный участок входит в границы земель лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал N 25, части выделов 3, 4 Лазурного участкового лесничества, защитные леса, категория - лесопарковая зона, и что Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории защитных лесов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Организации в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая Организации в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Департамента не нарушает законных прав и интересов заявителя, не подтвердившего свое право на получение земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае основанием для отказа заявителю в предоставлении спорного земельного участка указано то, что Департамент не является уполномоченным органом исполнительной власти, который вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории защитных лесов.
Указанные мотивы отказа в предоставлении земельного участка, изложенные в оспариваемом письме от 29.12.2010 N 29/02-20-22630, правильно признаны судом первой инстанции незаконными.
Так, согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 21(1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края согласно Положению о нем наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Согласно части 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Из части 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ следует, что границы городских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий.
Границы населённого пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
В силу пункта 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ земли населённых пунктов используются и предназначены для застройки и развития населённых пунктов.
Как верно отметил суд первой инстанции, согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, спорный земельный участок входит в состав земель населённых пунктов, находится в рекреационной зоне Р-2 "зона объектов отдыха, спорта, туризма", градостроительным регламентом предусмотрено его использование для размещения домов и зон отдыха, туристических баз. Данные обстоятельства отражены в Сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, выданных Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока 01.03.2011.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Лесного кодекса РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
При этом сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Учитывая изложенное, ссылки Департамента на отсутствие у него полномочий по распоряжению спорным земельным участком, неправомерны.
Таким образом, оспариваемый отказ Департамента не соответствует закону.
Доводы Департамента о том, что в нарушение требований статьи 36 ЗК РФ и Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности", заявителем не были представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости - арболитовые домики, в связи с чем предоставление земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ невозможно, коллегией отклоняются в виду следующего.
Как видно из текста письма Департамента от 29.12.2010 N 29/02-20-22630 в качестве основания отказа в предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка общей площадью 35 191 кв.м, расположенного по адресу Приморский край г. Владивосток, в районе м. Вилкова, база отдыха "Утес", указано только на отсутствие у Департамента полномочий по распоряжению спорным земельным участком. Ссылки на непредставление правоустанавливающие документы на объекты недвижимости - арболитовые домики, указанное письмо не содержит.
Кроме того, коллегия апелляционного суда считает, что из содержания самого заявления от 18.10.2010 (л.д. 8) и перечня приложенных к нему документов следует, что указанное заявление подано в порядке статьи 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, согласно техническим паспортам на арболитовые домики данные строения не являются объектами недвижимости. Домики являются временными сооружениями, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации.
Таким образом, заявитель не мог обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в порядке ст. 36 ЗК РФ, поскольку у него отсутствуют объекты недвижимости.
Коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что фактически заявитель обратился с заявлением о предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, а именно: для дальнейшей эксплуатации базы отдыха, состоящей в том числе из арболитовых домиков, которые объектами недвижимости не являются.
Данный факт подтвердил сам заявитель в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
При этом, коллегия считает необходимым отметить тот факт, что Департамент мог сопоставить указанные данные, а также запросить у заявителя дополнительные разъяснения относительно порядка, с котормм последний обратился за предоставлением земельного участка в аренду.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что ПКО ВОС не доказала наличие у нее права на получение земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ, коллегией признается необоснованным.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, совершения действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, совершения действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующее решение, совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае Департамент не представил доказательства, подтверждающие обстоятельства, препятствующие предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду.
Кроме того, коллегия считает, что такой отказ нарушает права и законные интересы ПКО ВОС в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует реализации предоставленного заявителю права на размещение и эксплуатацию базы отдыха.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Коллегия считает подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, содержащегося в ответе от 29.12.2010 N 29/02-20-22630, в предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка общей площадью 35 191 кв.м, расположенного по адресу Приморский край г. Владивосток, в районе м. Вилкова, база отдыха "Утес".
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая изложенное, коллегия обязывает Департамент предоставить Приморской краевой организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени общества слепых" в 2-недельный срок земельный участок после представления кадастрового паспорта земельного участка.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.05.2011 по делу N А51-4247/2011 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, содержащегося в ответе от 29.12.2010 N 29/02-20-22630, в предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка общей площадью 35 191 кв.м, расположенного по адресу Приморский край г. Владивосток, в районе м. Вилкова, база отдыха "Утес".
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края предоставить Приморской краевой организации Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского Ордена Трудового Красного знамени общества слепых в 2-недельный срок земельный участок после представления кадастрового паспорта земельного участка.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4247/2011
Истец: Приморская краевая организация Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени общества Слепых
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: КГУ Приморское лесничество