г. Санкт-Петербург
25 июля 2011 г. |
Дело N А56-3148/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Куписок А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10220/2011) жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интехком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2011 по делу N А56-3148/2011 (судья Кожемякина Е.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Интехком"
к Комитету по информатизации и связи
3-е лицо: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр"
о признании недействительным акта от 12.01.2011 и протокола от 12.01.2011, об обязании заключить государственный контракт по итогам открытого аукциона 570001000615, признании недействительным государственного контракта от 13.01.2011 N 56
при участии:
от истца: представитель Минин М.А. по доверенности от 01.02.2011;
представитель Тормышев А.В. по доверенности от 01.02.2011;
от ответчика: представитель Богдадьев А.С. по доверенности от 29.12.2010 N 3; от третьего лица: представитель Колесников П.В. по доверенности от 06.04.2011
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Интехком" (далее - ООО "Интехком") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по информатизации и связи (далее - Комитет) о признании недействительным Акта от 12.01.2011 и Протокола об отказе от заключения государственного контракта к протоколу заседания от 12.01.2011 N 2480001 Государственной комиссии Комитета по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга, а также обязании заключить государственный контракт по итогам открытого аукциона 570001000615.
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" (далее - СПб ГУП "СПб ИАЦ"), в связи с чем судом первой инстанции принято к рассмотрению новое требование о признании недействительным государственного контракта N 56 от 13.01.2011 заключенного с Комитетом.
Решением арбитражного суда от 29.04.2011 требования заявителя оставлены без удовлетворения. Суд мотивировал решение ссылкой на несоответствие банковской гарантии требованиям документации об аукционе.
В апелляционной жалобе ООО "Интехком" решение арбитражного суда от 29.04.2011 отменить полностью и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований по следующим основаниям:
- в представленной банковской гарантии нет противоречий действующему законодательству, в том числе статьям 368 - 379 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- суд ошибается, указывая на заблуждение заявителя относительно представления необходимых документов;
- документация об аукционе не является нормативным актом;
- победитель аукциона считается уклонившимся от заключения контракта если вообще не представил никакого обеспечения, заявителем представлена банковская гарантия;
- комиссия УФАС СПб приняла решение по делу N РНП-018/11 от 03.02.2011 не включать заявителя в реестр недобросовестных поставщиков, при этом комиссия установила, что Комитет, не исполнив требование подпункта 7 пункта 19 тома 1 документации, фактически лишил ООО "Интехком" представить надлежащее обеспечение;
- с письмом о несоответствии представленного обеспечения заявитель ознакомился только 14.01.2011;
- поспешное заключение контракта с СПб ГУП "СПб ИАЦ" является свидетельством уклонения Комитета от заключения контракта с заявителем.
Ответчик и третье лицо считают решение арбитражного суда законным и обоснованным и просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверены в порядке апелляционного производства.
Из материалов дела следует, что Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга был объявлен открытый аукцион 570001000615 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному системному и техническому обслуживанию автоматизированных рабочих мест (АРМ) и телекоммуникационных систем (ТС), администрированию локальных вычислительных сетей (ЛВС) для государственных нужд Санкт-Петербурга. Извещение N 351-10-11 о проведении аукциона было опубликовано в журнале "Государственный заказ Санкт-Петербурга" N 51 от 22.11.2010 и размещено на официальном сайте www.gz-spb.ru.
Согласно Протоколу открытого аукциона от 20.12.2010 N 1.21 к протоколу заседания N 2480137 Государственной комиссии Комитета по информатизации и связи по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга от 20.12.2010 ООО "Интехком" признано победителем аукциона по Лоту N 21. Наименование лота: "Оказание услуг по комплексному системному и техническому обслуживанию АРМ и ТС, администрированию ЛВС комитета по транспорту Санкт-Петербурга и подведомственных государственных учреждений". Начальная (максимальная) цена по лоту: 2 283 823рублей 86 копеек. ООО "Интехком" предложена цена контракта 2 158 213 рублей 55 копеек.
29.12.2010 ООО "Интехком" представило Комитету по информатизации и связи по акту приема-передачи подписанный от своего имени государственный контракт в двух экземплярах по выигранному заявителем Лоту 21 аукциона и банковскую гарантию N 03Х/3036/10 от 24.12.2010, выданную Акционерным Коммерческим Банком развития предприятий пассажирского транспорта г. Москвы ОАО "Мострансбанк" и являющуюся обеспечением указанного государственного контракта.
13.01.2011 ООО "Интехком" получен по факсимильной связи Акт от 12.01.2011 о признании участника торгов, для которого заключение контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, уклонившимся от заключения контракта и протокол об отказе от заключения государственного контракта к протоколу заседания N 2480001 Государственной комиссии Комитета по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга от 12.01.2011.
В качестве основания к отказу от заключения контракта послужило непредставление оформленного в соответствии с пунктом 18 Тома 1 и пунктом 6 Тома 2 Документации об аукционе обеспечения государственного контракта. ООО "Интехком" признано уклонившемся от заключения государственного контракта.
ООО "Интехком" обосновывает иск пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и подпунктом 5 пункта 17 Тома 1 документации об аукционе, согласно которой, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта только в том случае, если он не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнение контракта.
ООО "Интехком" полагает, что государственный заказчик нарушил порядок предъявления претензий по представленному победителем подписанному контракту и по обеспечению исполнения контракта, предусмотренного аукционной документацией, так как акт приема-передачи от 29.12.2010 не содержит перечня замечаний по представленным ООО "Интехком" государственному заказчику и банковской гарантии.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, указал, что согласно подпункту 1 пункта 19 Тома 1 аукционной документации, заказчик в срок не более двух рабочих дней после получения от победителя аукциона подписанного им проекта контракта в порядке, предусмотренном законом, Томом 1, проверяет представленные победителем аукциона подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта на соответствие требованиям документации об аукционе. В соответствии с подпунктом 7 пункта 19 Тома 1, в случае, если по итогам проверки заказчиком установлено, что представленные победителем аукциона подписанный проект контракта и (или) обеспечение контракта не соответствуют требованиям документации об аукционе, заказчик в срок не более двух рабочих дней после дня завершения проверки составляет акт о несоответствии представленных победителем аукциона проекта контракта и (или) обеспечения исполнения контракта требованиям документации об аукционе (далее - акт). Акт составляется в двух экземплярах. Акт подписывается юрисконсультом заказчика, должностным лицом заказчика, ответственным за работу с проектом контракта, и утверждается руководителем заказчика. Акт хранится заказчиком не менее чем три года. Заказчик в срок не позднее одного рабочего дня после дня утверждения акта передает либо направляет победителю аукциона один экземпляр акта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. К акту, который хранится заказчиком, приобщаются документы, подтверждающие направление заказчиком акта и его получение адресатом (уведомление о вручении, иные документы), а также оригиналы подписанного проекта контракта и документов об обеспечении исполнения контракта, представленных победителем аукциона.
Исследовав доказательства по делу и оценив доводы подателя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований. Акт от 12.01.2011 о признании участника торгов, для которого заключение контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, уклонившимся от заключения контракта и Протокол об отказе от заключения государственного контракта к протоколу заседания N 2480001 Государственной комиссии Комитета по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга от 12.01.2011 вынесены правомерно и обосновано, так как ООО "Интехком" представлена банковская гарантия N 03Х/3036/10 от 24.12.2010 не соответствующая требованиям пункта 18 Тома 1, пункта 6 Тома 2, пункта 6.4 и пункта 6.5 Тома 4 документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 19 документации об аукционе Комитет по информатизации направил ООО "Интехком" письмо от 31.12.2010 N 17-02-4265/10-0 с предложением предоставить банковскую гарантию, оформленную в соответствии с пунктом 18 Тома 1 и пункта 6 Тома 2 документации об аукционе, что подтверждается кассовым чеком. Поскольку представленная банковская гарантия не удовлетворяла предъявляемым требованиям, Комитет обоснованно заключил с СПб ГУП "СПб ИАЦ" государственный контракт от 13.01.2011 N 56.
В пункте 1 договора банковской гарантии N 03Х/3036/10 от 24.12.2010 между ОАО "Мострансбанк" (гарант) и ООО "Интехком" (принципал), где Комитет указан в качестве бенефициара, гарант принял на себя обязательство уплатить бенефициару, по его первому требованию, убытки в полном объеме, в соответствии с условиями государственного контракта, но не более 685 147 рублей в следующих случаях:
а) если принципал не оказал предусмотренные государственным контрактом услуги;
б) если принципал нарушил конечный или промежуточные сроки оказания услуг не по вине бенефициара;
в) если принципал нарушил установленные бенефициаром сроки устранения обнаруженных им недостатков в оказанных услугах;
г) если принципал некачественно оказал предусмотренные государственным контрактом услуги.
Пунктом 6.1 Тома 2 документации об аукционе предусмотрено предоставление участником аукциона, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон), пунктом 18 раздела 5 тома 1 и пунктом 6 Тома 2 настоящей документации об аукционе в размере 685 147 рублей по Лоту N 21.
Подпунктом 1 пункта 18 Тома 1 документации об аукционе предусмотрено, что в случае, если заказчиком в томе 2 установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном томом 2 документации об аукционе.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Тома 1 документации об аукционе, если обеспечение исполнение контракта предоставляется победителем аукциона в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, такая гарантия должна соответствовать следующим требованиям:
1) банковская гарантия должна содержать безусловное обязательство гаранта выплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму в пределах размера обеспечения контракта в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель-принципал) не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил принятые на себя обязательства по государственному контракту, указанные в п. 6 тома. 2 документации об аукционе;
2) гарант обязуется выплатить бенефициару любую сумму в пределах размера обеспечения контракта при получении от бенефициара письменного требования об ее уплате с приложением документов, свидетельствующих о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении принципалом принятых на себя обязательств;
3) обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от обеспечиваемого гарантией обязательства;
4) принадлежащее бенефициару по настоящей банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу;
5) банковская гарантия вступает в силу с момента вступления в силу государственного контракта и действует на протяжении срока поставки продукции по контракту и в течение периода, превышающего конечный срок поставки продукции по контракту на три месяца;
6) банковская гарантия должна быть подписана руководителем банка-гаранта и главным бухгалтером;
7) обязательным приложением к банковской гарантии является заверенная гарантом копия лицензии банка.
Согласно статье 377 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Документацией об аукционе предлагается обеспечение ответственности в пределах размера обеспечения контракта - 685 147 рублей. Пунктом 6.4 тома 4 документации об аукционе (проект государственного контракта) предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту, факт которого оформляется рекламационным актом, исполнитель уплачивает заказчику неустойку в размере 2 % от общей суммы настоящего контракта за каждый день неисполнения или надлежащего исполнения обязательств по настоящему контракту, не более 30 % от стоимости услуг по настоящему контракту, указанной в пункте 2.1 контракта. Уплата неустойки не освобождает стороны от исполнения обязательств по настоящему контракту. В соответствии с пунктом 6 тома 2 документации об аукционе банк-гарант принимает на себя обязательства в случаях нарушения ООО "Интехком" условий выполнения предусмотренных контрактом услуг. Следовательно, договор банковской гарантии по Лоту N 21 должен предусматривать ответственность гаранта в виде оплаты убытков и неустойки в размере не более 685 147 рублей.
Комитет принимал меры к заключению с ООО "Интехком" государственного контракта, в связи с чем в адрес общества направлено письмо от 31.12.2010 N 17-02-4265/10-0, содержащее просьбу представить банковскую гарантию, оформленную в соответствии с пунктом 18 тома 1 и пунктом 6 тома 2 документации об аукционе.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено подписание государственного контракта не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.
Протокол аукциона опубликован ответчиком 20.12.2010. Предельный срок для заключения государственного контракта истек 10.01.2011. По истечении указанного в пункте 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предельного срока для заключения государственного контракта, на 12.01.2011, ООО "Интехком" не представило банковскую гарантию, оформленную в соответствии с пунктом 18 тома 1 и пунктом 6 тома 2 документации об аукционе. Поэтому Государственной комиссией Комитета по информатизации и связи по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга обоснованно принято оформленное протоколом решение об отказе от заключения государственного контракта с ООО "Интехком".
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник может быть признан уклонившимся от заключения контракта как в случае непредставления подписанного контракта, так и в случае непредставления обеспечения контракта, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 94-ФЗ в случае, если победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 Закона N 94-ФЗ или частью 2 статьи 38 Закона N 94-ФЗ, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, государственный заказчик вправе заключить контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта.
Иные нарушения норм процессуального или материального права, которые могли бы послужить основанием к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2011 по делу N А56-3148/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3148/2011
Истец: ООО "ИНТЕХКОМ"
Ответчик: Комитет по информатизации и связи
Третье лицо: СПБ ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр", СПб ГУП "СПб ИАЦ"