город Ростов-на-Дону |
дело N А32-34242/2010 |
22 июля 2011 г. |
15АП-5930/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15 апреля 2011 года по делу N А32-34242/2010
по иску муниципального унитарного предприятия "Управляющая Жилищная Компания" муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878; ОГРН 1062352002613)
к ответчикам - муниципальному унитарному предприятию Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" (ИНН 2352040305; ОГРН 1062352024723), Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (ИНН 2352038000; ОГРН 1052329075721), Администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878; ОГРН 1022304744560),
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
принятое судьей Артамкиной Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая жилищная компания" муниципального образования "Темрюкский район" (далее - МУП "Управляющая жилищная компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Темрюкское управление жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского городского поселения о признании незаконными распоряжения главы муниципального образования Темрюкский район N 906-р от 07.06.2008, распоряжения главы Темрюкского городского поселения Темрюкский район N 125-р от 17.06.2008, а также об истребовании от МУП "Темрюкское управление ЖКХ" Темрюкского городского поселения недвижимого имущества - нежилых полуподвальных помещений общей площадью 160,5 кв.м., расположенных по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Таманская, 56-Б.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Полуподвальное помещение общей площадью 166,3 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Таманская, 56-Б, было передано на баланс МУП "Управляющая жилищная компания" распоряжением главы муниципального образования Темрюкский район N 479-р от 10.05.2006. Распоряжением главы муниципального образования Темрюкский район N 868-р от 02.06.2008 полуподвальное помещение было изъято и передано в казну муниципального образования Темрюкский район. Распоряжением главы муниципального образования Темрюкский район N 906-р от 07.06.2008 полуподвальное помещение передано Темрюкскому городскому поселению. Распоряжением главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района N 125-р от 17.06.2008 полуподвальные помещения закреплены за МУП "Темрюкское управление ЖКХ". В настоящее время помещения находятся у МУП "Темрюкское управление ЖКХ" на праве хозяйственного ведения.
Определением суда от 31.01.2011 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района и администрация муниципального образования Темрюкский район (т. 1, л.д. 66).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены, признаны недействительными распоряжение главы муниципального образования Темрюкский район N 906-р от 07.06.2008 "О передаче имущества Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района", распоряжение главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района N 125-р от 17.06.2008 "О закреплении на праве хозяйственного ведения и постановке нежилых помещений на баланс МУП "Темрюкское управление ЖКХ"". МУП "Темрюкское управление ЖКХ" Темрюкского городского поселения Темрюкского района обязано освободить нежилые полуподвальные помещения общей площадью 160,5 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Таманская, 56-Б, и передать их истцу.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжение главы муниципального образования Темрюкский район N 868-р от 02.06.2008 о прекращении права хозяйственного ведения МУП "Управляющая жилищная компания" было признано недействительным решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2010 по делу N А32-13496/2010. В результате издания оспариваемых распоряжений истец лишился ликвидного недвижимого имущества, указанные распоряжения нарушили права и законные интересы истца и его кредиторов, поскольку на момент принятия ненормативных актов истец имел все признаки банкротства. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие проведение установленной законом процедуры изъятия у истца спорных объектов, или отказа истца от права на объекты недвижимости. Право хозяйственного ведения истца не было прекращено в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия. Односторонние сделки по изъятию имущества унитарного предприятия недействительны (ничтожны) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно уведомлению от 05.05.2011 N 44/038/2011-139 Темрюкского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю сведения об объекте недвижимого имущества - полуподвальное помещение по адресу: г. Темрюк, ул. Таманская, д. 56Б, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах отсутствуют; истец не зарегистрировал право хозяйственного ведения на указанный объект недвижимого имущества.
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района направила ходатайство от 06.06.2011 N 01-24/2082 о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Муниципальное унитарное предприятие Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции 20.07.2011 стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Ильиной М.В. в отпуске распоряжением заместителя председателя Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 произведена замена в составе суда, судья Ильина М.В. заменена на судью Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение дела в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было начато с самого начала.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы муниципального образования Темрюкский район от 10.05.2006 N 479-р из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского района Краснодарского края было изъято, в том числе, полуподвальное помещение, расположенное в жилом доме по адресу: г. Темрюк, ул. Таманская, 56-б, общей площадью 166,3 кв.м., 1983 года постройки, балансовой стоимостью 253377 руб. Указанное помещение закреплялось за муниципальным унитарным предприятием "Управляющая жилищная компания" муниципального образования Темрюкский район на праве хозяйственного ведения, которому поручалось зарегистрировать право хозяйственного ведения на передаваемые объекты недвижимости в отделе по Темрюкскому району Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (т. 1, л.д. 10-11).
По акту приема-передачи от 16.05.2006 МУП "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского района передало с баланса на баланс муниципального унитарного предприятия "Управляющая Жилищная Компания" муниципального образования Темрюкский район также полуподвальное помещение, расположенное в жилом доме по адресу: г. Темрюк, ул. Таманская, 56-б, общей площадью 166,3 кв.м., 1983 года постройки (т. 1, л.д. 12).
В соответствии с распоряжением от 02.06.2008 N 868-р главы муниципального образования Темрюкский район из хозяйственного ведения МУП "Управляющая Жилищная Компания" муниципального образования Темрюкский район изъято полуподвальное помещение, общей площадью 156,1 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Таманская, 56-б, 1983 года ввода в эксплуатацию; данный объект учтен в казне муниципального образования муниципального образования Темрюкский район (т. 1, л.д. 14).
По акту приема-передачи от 02.06.2008 МУП "Управляющая Жилищная Компания" Темрюкского района передала со своего баланса в казну муниципального образования Темрюкский район спорное полуподвальное помещение (т. 1, л.д. 15).
На основании распоряжения от 07.06.2008 N 906-р, принятого главой муниципального образования Темрюкский район, нежилые полуподвальные помещения, расположенные в жилом доме по адресу: г. Темрюк, ул. Таманская, 56-б, 1983 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 156,1 кв.м., переданы безвозмездно Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района. Передача помещений муниципальным образованием Темрюкский район в собственность Темрюкского городского поселения мотивировано разграничением полномочий между муниципальными образованиями. (т. 1, л.д. 16-17).
Распоряжением главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 17.06.2008 N 125-р нежилые полуподвальные помещения в г. Темрюк по ул. Таманская, 56-Б, общей площадью 160,5 кв.м., закреплены за муниципальным унитарным предприятием Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" (т. 1, л.д. 18-20).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2009 по делу N А32-10315/2008 МУП "Управляющая Жилищная Компания" признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство.
Конкурсный управляющий МУП "Управляющая Жилищная Компания" обратился с настоящим иском к МУП "Темрюкское управление ЖКХ", полагая, что в связи с признанием недействительным распоряжения главы муниципального образования Темрюкский район от 02.06.2008 N 868 отпали основания для изъятия спорного помещения.
Между тем на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2010 по делу N А32-13496/2010 была подана апелляционная жалоба, принятая к производству Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда определением от 09.06.2011; определением от 18.07.2011 по делу N А32-13496/2010 арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А32-13496/2010 по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции.
Таким образом, установленные решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2010 по делу N А32-13496/2010 обстоятельства и их правовая квалификация, а также сделанный в резолютивной части вывод о недействительности распоряжения от 02.06.2008 N 868 не могут каким-либо образом влиять на результат рассмотрения настоящего дела.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 8 Кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абзац 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Поскольку закрепление спорного помещения за истцом на праве хозяйственного ведения состоялось в 2006 году, право хозяйственного ведения подлежало государственной регистрации и могло возникнуть не ранее такой регистрации.
Согласно уведомлению от 05.05.2011 N 44/038/2011-139 Управления Росреестра по Краснодарскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав на полуподвальное помещение, расположенное по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Таманская, 56б.
Апелляционный суд предлагал истцу предоставить доказательства государственной регистрации права хозяйственного ведения, однако доказательства такой регистрации предоставлены не были; информация о регистрации права хозяйственного ведения на спорное помещение из Управления Росреестра не поступила.
Как указано в пункте 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Таким образом, для возникновения у муниципального унитарного предприятия "Управляющая Жилищная Компания" права хозяйственного ведения на спорное помещение решения собственника муниципального имущества и акта приема-передачи без регистрации права хозяйственного ведения в ЕГРП было недостаточно. Владение МУП "Управляющая Жилищная Компания" спорным помещением по воле муниципального собственника являлось беститульным, не создающим вещного права, подлежащего защите с использованием вещно-правовых исков.
В соответствии со статьей 305 Кодекса права, предусмотренные статьями 301 - 304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Таким образом, вещно-правовая защита посредством виндикационного иска предоставляется только титульному владельцу; в российском гражданском законодательстве отсутствует защита владения как такового, предоставляемая независимо от титула (правового основания) владения, соответствующего одному из предусмотренных законом типов вещных прав.
При таких обстоятельствах изъятие спорного помещения распоряжением от 02.06.2008 N 868-р, а также последующая передача указанного помещения распоряжением от 07.06.2008 N 906-р Темрюкскому городскому поселению и закрепление помещения распоряжением от 17.06.2008 N 125-р за МУП "Темрюкское управление ЖКХ" не могли нарушить права хозяйственного ведения МУП "Управляющая Жилищная Компания", поскольку данное право у истца не возникло.
Поскольку истец не доказал возникновение у него права хозяйственного ведения на спорное помещение, исковые требования являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Ссылка суда первой инстанции на содержащееся в пункте 5 постановления от 29.04.2010 N 10/22 положение, согласно которому, поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 Кодекса, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия, сделана без учета того обстоятельства, что владение недвижимой вещью без регистрации титула владения (хозяйственное ведение) в ЕГРП не является вещным правом и само по себе не создает такого права.
Апелляционный суд учитывает сложившуюся судебную практику, согласно которой после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Кодекса (абзац 3 пункта 60 постановления от 29.04.2010 N 10/22). Однако наделение покупателя в период до регистрации перехода к нему права собственности вещно-правовой защитой в отношении полученной им от продавца недвижимости не может быть по аналогии распространено также на унитарное предприятие, владеющее недвижимым имуществом, переданным ему в хозяйственное ведение, без регистрации такого права в ЕГРП. Из материалов дела не следует, что в период с 10.05.2006 по 02.06.2008 МУП "Управляющая Жилищная Компания" предпринимало какие-либо меры по регистрации права хозяйственного ведения на переданные помещения или иным образом выражало заинтересованность в регистрации этого права за собой. Заявленные в данном деле исковые требования мотивированы не наличием у истца статуса законного владельца объекта недвижимости в период до регистрации права хозяйственного ведения на него, а возникновением у МУП "Управляющая Жилищная Компания" права хозяйственного ведения на помещение с момента его передачи собственником, с чем апелляционный суд согласиться не может.
Таким образом, апелляционный суд не находит правовых оснований для виндикации спорного помещения и его возврата МУП "Управляющая Жилищная Компания" Темрюкского района.
Ходатайство Администрации Темрюкского городского поселения о приостановлении производства по делу до рассмотрения апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2010 по делу N А32-13496/2010 подлежит отклонению, поскольку оценка законности распоряжения от 02.06.2008 N 868-р при недоказанности приобретения истцом права хозяйственного ведения на спорное помещение не может повлиять на результат рассмотрения виндикационного иска, предъявленного в настоящем деле.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных в иске требований следует отказать.
Поскольку истцу была предоставлена определением суда от 14.12.2010 отсрочка уплаты государственной пошлины по иску, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с истца подлежит взысканию в доход федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины по иску в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснению, данному в пункте 4.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал соответствующей жалобы и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 апреля 2011 года по делу N А32-34242/2010 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Управляющая Жилищная Компания" муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878; ОГРН 1062352002613) в доход федерального бюджета 4 000 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34242/2010
Истец: К/У Зинченко Н. Г., МУП "УЖК", МУП "Управляющая жилищная компания" муниципального образования Темрюкского района
Ответчик: Администрация МО Темрюкский район, Администрация Муниципального образования Темрюкский район, Администрация Темрюкского городского поселения, Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района, МУП Темрюкского городского поселения "Темрюкское управление ЖКХ", МУП ТУ ЖКХ
Третье лицо: ГУП Краснодарскогокрая "Крайтехинвентаризация-Краснодарское БТИ", ГУП Краснодарскогокрая "Крайтехинвентаризация-Краснодарское БТИ"(Темрюкский филиал), Подбельская О,В, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю