г. Санкт-Петербург
27 июля 2011 г. |
Дело N А26-9429/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Поповой Н.М., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Войцеховской А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9414/2011) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2011 по делу N А26-9429/2010 (судья Богданова О.В.), принятое
по исковому заявлению) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
к Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия
3-и лица: Министерство финансов Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике
о взыскании 127 400 руб.
при участии:
от истца: представитель Булычев Ю.Н. по доверенности от 15.06.2010 N 38
от ответчика: представитель Табота Ю.Д. по доверенности от 10.01.2011N 3
от 3-их лиц: представители не явились, уведомлены
установил:
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - ОАО "ПКС") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия (далее - Администрация) о взыскании 127 400 руб. задолженности по дополнительному соглашению от 25.06.2009 к Соглашению о предоставлении субсидий из бюджета Республики Карелия на возмещение в 2008 году расходов теплоснабжающей организации, связанных с изменением стоимости жидкого топлива от 01.12.2008.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Карелия и Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике.
Решением от 11.04.2011 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований ОАО "ПКС".
Решение обжаловано истцом в апелляционном порядке. Из апелляционной жалобы следует, что истец полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела заявки на перечисление спорной суммы. В апелляционной жалобе истец ссылается на заявку исх. N 105.03-1/1777 от 25.12.2008 на общую сумму 2 348 000 руб. с подтверждением направления ответчику (т.1 л.д.121), а также письмо ОАО "ПКС" исх. N 105.03-2/432 от 08.04.2009 "Отчет об использовании субсидий" (входящий у Ответчика N 1338 от 09.04.2009), повторную заявку исх. N 105.3-2/557 от 28.02.2011 на перечисление остатка денежных средств 127 400 руб. (входящий у ответчика 01.03.2011) ( л.д.3-4 том 2).
В судебное заседание третьи лица не явились.
Апелляционный суд в порядке статей 123, 156 АПК РФ, признав надлежащим уведомление лиц, участвующих в деле, рассмотрел апелляционную жалобу по существу.
Истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно материалам дела, 01.12.2008 Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия заключила с ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Республики Карелия на возмещение в 2008 году расходов теплоснабжающей организации, связанных с изменением стоимости жидкого топлива (далее - Соглашение) предметом, которого является предоставление и целевое использование субсидий для возмещения расходов теплоснабжающей организации, связанных с изменением стоимости жидкого топлива при производстве и отпуске энергии для нужд потребителей( п. 1).
По условиям Соглашения (п. 2.2.2) Администрация в соответствии с постановлением Правительства РК "О распределении субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия на возмещение теплоснабжающим организациям расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива на 2008 год" обязалась выделить ОАО "ПКС" денежные средства в сумме 2 220 600 руб., которые были перечислены последнему платежным поручением N 451 от 30.12.2008 (л.д. 21 том 1).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Соглашения в обязанность ОАО "ПКС" входит предоставление Администрации заявки на предоставление субсидии из бюджета РК с приложение расчетов потребности в бюджетных средствах на цели частичного возмещения расходов связанных с изменением стоимости жидкого топлива.
Пунктом 2.2.1 Соглашения предусмотрена обязанность Администрации обеспечить камеральную проверку расчетов потребности в бюджетных средствах, предоставляемых вместе с заявкой ОАО "ПКС" на предоставление субсидии из бюджета РК на частичное возмещение расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива.
25.06.2009 сторонами заключено дополнительное соглашение к Соглашению от 01.12.2008. В указанном дополнительном соглашении стороны констатировали, что по результатам проверки финансовой отчетности ОАО "ПКС" об использовании средств субсидии на частичное возмещение расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива при производстве и отпуске тепловой энергии в 2008 году сумма выпадающих доходов общества составила 3 824,33 тыс. руб. Администрация обязалась перечислить истцу дополнительно к перечисленной ранее сумме в размере 2 220 600 руб. остаток средств субсидии в размере 127 400 руб. (л.д. 19 том 1)
Поскольку указанная сумма не была перечислена Администрацией, ОАО "ПКС" обратилось в арбитражный суд о принудительном её взыскании с Администрации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 38, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения сторон настоящего дела: Законом Республики Карелия от 13.12.2007 N 1140-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2008 год", постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 23-П, постановлением Главы Администрации Пряжинского муниципального района от 30.12.2008 N 1253. Суд первой инстанции указал, что заявление от 28.02.2011 о предоставлении остатка субсидии в сумме 127 400 руб. направлено истцом в Администрацию уже только после возврата указанной суммы ответчиком в бюджет Республики Карелия, что влечет отказ в удовлетворении требований истца при наличии неисполнения последним обязанности по своевременном предоставлении ответчику заявки на выделение бюджетных средств в виде субсидии.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 11 Закона Республики Карелия от 13.12.2007 N 1140-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2008 год" (далее - Закон о бюджете) содержит аналогичные положения, согласно которым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в пределах бюджетных ассигнований в случаях, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2008 год по соответствующим целевым статьям и виду расходов согласно приложению 6 к названному Закону, при условии заключения соответствующего соглашения.
Согласно подпункту 11.2.1 ведомственной структуры расходов бюджета Республики Карелия на 2008 год (приложение N 6 к Закону о бюджете) на возмещение в 2008 году теплоснабжающим организациям расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива, заложено 100 000 000 руб.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.12.2008 N 252-П субсидия из бюджета Республики Карелия на возмещение теплоснабжающим организациям расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива на 2008 год, выделяемая Пряжинскому муниципальному району, определена в сумме 2 348 000 руб.
Согласно статье 19 Закона Республики Карелия от 01.11.2005 N 915-ЗРК "О межбюджетных отношениях в Республике Карелия" выделенные на основании постановления Правительства Республики Карелия от 08.12.2008 N 252-П Администрации Пряжинского муниципального района денежные средства в сумме 2 348 000 руб. являются межбюджетным трансфертом, предоставляемым местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, Критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия и Методика распределения субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия между муниципальными образованиями утверждены постановлением Правительства РК от 05.02.2008 N 23-П.
С целью реализации вышеназванных положений Закона о бюджете и постановления Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 23-П между Администрацией Пряжинского муниципального района и Государственным комитетом Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике (далее - Государственный комитет) было заключено соглашение от 19.11.2008 "О софинансировании расходных обязательств и взаимодействии по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения" (л.д. 76-80 том 1).
Согласно условиям данного соглашения Администрация определяет получателей средств бюджета Республики Карелия и представляет в Государственный комитет заключение Госкомитета РК по энергетике и регулированию тарифов о разнице в стоимости топлива, учтенного в тарифе израсходованного в пересчете на фактический объем топлива, использованных за период регулирования для услуг теплоснабжения потребителям, отражает средства субсидий в бюджете округа, обеспечивает контроль за целевым использованием средств субсидий (пункты 2.1.2, 2.1.4).
В свою очередь, 01.12.2008 Администрация заключила Соглашение с ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" о предоставлении субсидий из бюджета Республики Карелия на возмещение в 2008 году расходов теплоснабжающей организации, связанных с изменением стоимости жидкого топлива с указанием фиксированной суммы подлежащей перечислению субсидии в размере 2 220 600 руб.
Администрация и ОАО "ПКС" 25.06.2009 заключили дополнительное соглашение к Соглашению от 01.12.2008 на перечисление истцу дополнительно к перечисленной ранее сумме в размере 2 220 600 руб. остатка средств субсидии в размере 127 400 руб.
При заключении дополнительного соглашения от 25.06.2009 стороны предусмотрели, что в остальном стороны руководствуются положениями Соглашения от 01.12.2008.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Соглашения субсидия предоставляется на основании заявки, с приложением расчетов в потребности в бюджетных средствах на указанные цели, заверенных подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью организации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств соблюдения порядка, предусмотренного Соглашением от 01.12.2008 на предоставление субсидии. В материалы дела не представлена заявка от ОАО "ПКС" в адрес Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия на спорную сумму, что влечет отказ в удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные и противоречащие представленным в дело доказательствам.
Согласно письму ОАО "ПКС" от 25.12.2008 N 105.03-1/1777, на которое ссылается ответчик, истец просит выделить денежные средства в сумме 2 220,6 тыс. руб. Данное письмо представлено ответчиком для обозрения в судебном заседании.
Указанная заявка исполнена Администрацией, денежные средства в сумме 2 220 600 руб. перечислены ОАО "ПКС" платежным поручением N 451 от 30.12.2008.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих направление в адрес ответчика и получением им заявки на предоставление суммы субсидии в размере 2 348 тыс. руб.
Утверждения истца о том, что заявка от 25.12.2008 N 105.03-1/1777 была повторно направлена по средствам факсимильной связи, но уже на сумму 2 348 тыс. руб. не подтверждаются материалами дела.
Из копии журнала входящей корреспонденции Администрации усматривается, что 25.12.2008 в Администрацию поступило заявление в виде письма. Отметки о том, что направлялся факс по данному письму не имеется. Кроме того, из журнала исходящей корреспонденции ОАО "ПКС" (л.д. 2 том 2) следует, что 25.12.2008 в Администрацию было направлено письмо без отметки о направлении и письма и факса, при том, что подобные записи присутствуют в других случаях направления корреспонденции.
Приложенный отчет о результатах передачи (л.д. 121 том 1) не принимается судом в качестве надлежащего доказательства, поскольку из указанного отчета не усматривается, какой именно документ был направлен адресату, а также не соответствует сведениям, содержащимся в журналах учета исходящей корреспонденции истца и входящей корреспонденции ответчика.
Таким образом, заявление ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" от 25.12.2008 N 105.03-1/1777 было получено Администрацией на сумму 2 220 600 руб.
В материалы дела не представлены доказательства подачи заявки на спорную сумму в размере 127 400 руб. до подачи иска.
Заявление на предоставление субсидии в сумме 127 400 руб. было направлено истцом в адрес Администрации письмом от 28.02.2011 N 105.3-2/557 (л.д. 3-4 том 2) после обращения с иском.
Во исполнение пункта 2.2.5 Соглашения от 01.12.2008 постановлением Главы Администрации Пряжинского муниципального района от 30.12.2008 N 1253 утвержден Порядок возврата средств субсидий предоставленных на частичное возмещение расходов на производство и отпуск тепловой энергии для нужд потребителей на территории Пряжинского муниципального района, связанных с изменением стоимости жидкого топлива, при их нецелевом использовании либо при непредставлении утвержденных форм отчетности по использованию выделенных средств. Согласно пункту 3.1 указанного Порядка возврат субсидии производится, в том числе в случаях неиспользования получателем субсидии в сроки, установленные договором о предоставлении субсидии; неисполнения или ненадлежащего исполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных договором о предоставлении субсидии; непредставления документов, перечисленных в настоящем Порядке, в установленные договором сроки; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Руководствуясь постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 23-П и заключенным между Администрацией и Государственным комитетом соглашением от 19.11.2008 "О софинансировании расходных обязательств и взаимодействии по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения", остаток неиспользованных денежных средств в размере 127 400 руб. был возвращен Администрацией на основании статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет Республики Карелия (л.д. 71 том 1).
У суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований ОАО "Петрозаводские коммунальные системы". Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального и материального права судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2011 по делу N А26-9429/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9429/2010
Истец: ОАО "Петрозаводские коммунальные системы"
Ответчик: Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия
Третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике, Министерство Финансов Республики Карелия