г. Москва |
Дело N А40-19545/11-115-65 |
05 августа 2011 г. |
N 09АП-18046/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
Судей Н.О. Окуловой, С.Н. Крекотнева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2011 г.
по делу N А40-19545/11-115-65, принятое судьей Шевелевой Л.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПРОМИНСЕРВИС"
(ИНН 7707186754, ОГРН 1027700148079), адрес (место нахождения) юридического лица -
121096, Москва г, Кастанаевская ул, 16, 1
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве (ИНН 7730057570 , ОГРН
1047730037596), адрес (место нахождения) юридического лица - 121151, Москва г, Можайский Вал ул, 6/2
третье лицо - Государственное учреждение-Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027732002650), адрес (место нахождения) юридического лица - 121596, Москва г, Горбунова ул, 2, СТР.2
о обязании произвести возврат сумм излишне уплаченных налогов в сумме 196 327, 62 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Михайловой Н.В. по дов. N б/н от 07.02.2011,
от заинтересованного лица - Тирон В.И. по дов. N 05-15/04/46880 от 18.11.2010,
от третьего лица - Веренчик Д.А. по дов. N 202-нк/9246 от 30.12.2010.
УСТАНОВИЛ
Общество "ПРОМИНСЕРВИС" обратилось с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве о обязании произвести возврат сумм излишне уплаченных налогов в сумме 196 327, 62 руб.,
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2011 года по делу N А40-19545/11-115-65 исковые требования ООО "Проминсервис" удовлетворены. ИФНС России N 30 по г. Москве обязана возвратить ООО "Проминсервис" излишне уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 196 327,62 руб.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОМИНСЕРВИС" (далее - ООО "ПРОМИНСЕРВИС", Заявитель) при перечислении в августе и октябре 2010 г.. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии за январь, февраль, март, апрель 2010 г.., пеней за 1 квартал 2010 г.. на общую сумму 196 327,62 руб. ошибочно указал неверные коды бюджетной классификации - 18210202010061000160, 182102020061000160 при отсутствии задолженности по единому социальному налогу за 2002 по 2009 г..г.
В Ответ на Письмо Заявителя Исх. N 26 от 02.12.2010 г.. Инспекция Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве 17.12.2010 г.. подтвердила зачисление указанных денежных средств.
В соответствии со ст.78 НК РФ Заявитель в Письмах Исх. N 27 от 13.12.2010 г.., N 28 23.12.2010 г.., направленными в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве (далее - Инспекция) выразил просьбу вернуть ошибочно перечисленные страховые взносы в общей сумме 196 327, 62 руб. на свой расчетный счет.
Инспекцией в проведении возврата ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отказано (Письма N 1154 от 24.12.2010, N 43 от 19.01.2010 г..) со ссылкой на то, что в соответствии с действующим законодательством администратором по страховым взносам, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, является Пенсионный фонд РФ.
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области N 2 и Государственное учреждение -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области в Письмах от 21.01.2011 и 07.02.2011 отказал в возврате, поскольку возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда РФ на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является ФНС РФ, возможен только за период с 2002 по 2009 г.г. по состоянию на 31.12.2009г. По текущим платежам, ошибочно перечисленным по кодам бюджетной классификации 18210202010061000160, 182102020061000160 Пенсионный фонд РФ полномочиями по администрированию не наделен.
Пунктом 4 ст.2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010 г.. и плановый период 2011 и 2012 годов" и ст.59,60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" определены полномочия ФНС России как главного администратора доходов бюджет а Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 2002 г.. по 2009 г.. включительно.
Согласно понятию главного администратора доходов бюджета, данному в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ таковым является - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.
Согласно п.п.З и 4 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до чих главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета; бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся федеральными органами государственной власти, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ и в целях реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ" п.1 Приказа Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@) "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ" (далее - Приказ N ММ-3-1/643@) на территориальные органы Федеральной
налоговой службы, поименованные в Приложении N 1 (в том числе Инспекция Федеральной налоговой службы России N 30 по г.Москве) к Приказу, возложены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ по главе 182 "Федеральная налоговая служба", в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принятие решений о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
В соответствии с п.2 Приказа Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ за территориальными органами Федеральной налоговой службы закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу, где под NN 20, 21 указаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, коды бюджетной классификации 18210202010061000160,182102020061000160.
В соответствии со ст.40 Бюджетного кодекса РФ органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом указанной нормы, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и распределение их между бюджетами бюджетной системы РФ установлен Приказом Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н (далее - Приказ Минфина РФ N 92н).
Согласно п.7 Приказа N 92н учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной классификации, указанным в поле 104 расчетных документов, если иное не установлено Приказом N 92н, с учетом соответствия кода главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджетов (далее - главный администратор поступлений в бюджет) и кода бюджетной классификации поступления в бюджет, администрируемого главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству РФ, законодательству субъекта РФ или правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 20 Приказа N 92н, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты в орган Федерального казначейства.
Пунктом 47 указанного Порядка предусмотрено, что администратор доходов бюджета, в выписку из лицевого счета которого включены поступления, администратором которых он не является, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, указанные поступления учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" и орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, формирует и направляет соответствующему администратору доходов бюджета запрос на выяснение принадлежности платежа.
Администратор доходов бюджета также вправе самостоятельно направить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в
отношении учтенных по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" платежей в бюджет.
В нарушение п.47 Приказа N 92н администратор дохода - Инспекция Федеральной налоговой службы N 30 по г.Москве Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа в орган Федерального казначейства не направлял.
Таким образом, поскольку у Истца отсутствует задолженность по единому социальному налогу за период с 2002 по 2009 г..г., Инспекция Федеральной налоговой службы России N 30 г. Москве согласно п.п. 20, 21 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ является администратором доходов по поступлениям с кодом бюджетной классификации по главе 182 и согласно п.20 Приказа N92н формирует заявки на возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм в орган Федерального казначейства, отказ Ответчика в проведении возврата ошибочно перечисленных взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии в сумме 196 327, 62 руб., неправомерен.
В соответствии со статьями 3 и 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) с 1 января 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее -Пенсионный фонд), осуществляет Пенсионный фонд и его территориальные органы.
В ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающей права и обязанности плательщиков страховых взносов, определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов. Данное положение корреспондируется со ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающей права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов и определяющей, что органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Приложением N 1 к Федеральному закону от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) и приложением N 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н, установлено, что главными администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации с 1 января 2010 года, являются ФНС России и Пенсионный фонд.
При этом пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 307-ФЗ и статьями 59 и 60 Федерального закона 212-ФЗ определены полномочия ФНС России как главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 2002 года по 2009 год включительно.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом N 307-ФЗ, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, за расчетный период с 1 января 2010 года, является Пенсионный фонд.
Одновременно, согласно понятию, содержащемуся в статье 6 Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом;
Пунктами 3 и 4 ст. 160.1 Бюджетного кодекса предусмотрено, что бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета. Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 5 декабря 2008 г. N ММ-3-1/643 @ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на территориальные органы Федеральной налоговой службы возложены следующие полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба":
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
принятие решения о зачете (уточнении) платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 2 приказа ФНС от 5 декабря 2008 г. N ММ-3-1/643@ за территориальными органами ФНС закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно приложению N 2 к данному приказу, где под NN 20, 21 указаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
При этом в соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса РФ органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом указанной нормы, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета -согласно представленному им поручению (уведомлению).
В соответствии с пунктом 7 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок N 92н), учет поступлений осуществляется по кодам бюджетной классификации, указанным в поле 104 расчетных документов, если иное не установлено Приказом N 92н, с учетом соответствия кода главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджетов (главного администратора поступлений в бюджет) и кода бюджетной классификации поступления в бюджет, администрируемого главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству РФ, законодательству субъекта РФ или правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Пунктом 20 Приказа N 92н установлено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты в орган Федерального казначейства.
Пунктом 47 указанного Порядка предусмотрено, что администратор доходов бюджета, в Выписку из лицевого счета которого включены поступления, администратором которых он не является, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, указанные поступления учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" и орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, формирует и направляет соответствующему администратору доходов бюджета Запрос на выяснение принадлежности платежа.
Администратор доходов бюджета также вправе самостоятельно направить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении учтенных по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" платежей в бюджет.
При получении от администратора доходов бюджета Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, указанные поступления отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, направившего это Уведомление, по уточненному коду бюджетной классификации.
Учитывая, что денежные средства по платежным поручениям N N 103, 104 от 19.08.2010 г, NN 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115 от 31.08.2010 г., NN 129, 130 от 05.10.2010 г. зачислены на коды бюджетной классификации, главным администратором дохода по которым является Федеральная налоговая служба, то, что в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат (зачет), представленной соответствующим администратором доходов бюджета, то, что согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 г. N 8н, Заявки оформляются администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета и ведении которого находится администратор доходов бюджета то обязанность по возврату ООО "Проинсервис" излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 196 327,62 руб. лежит на ИФНС России N 30 по г. Москве.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2011 года по делу N А40-19545/11-115-65 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий-судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19545/11-115-65
Истец: ООО "ПРОМИНСЕРВИС"
Ответчик: ИФНС России N 30 по г. Москве, ИФНС N 30 по г.Москве
Третье лицо: ГУ-Главное Управление ПФР N2 по г. Москве и Московской области
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18046/11