г. Пермь |
|
04 августа 2011 г. |
Дело N А60-8650/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-банк") (ОГРН 1026600000460, ИНН 6608003052): не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046604027414, ИНН 6661009067): Шокин Е.С. - представитель по доверенности от 06.12.2010 г..,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ответчика по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 мая 2011 года
по делу N А60-8650/2011,
принятое судьей Г.Г.Лихачевой
по заявлению ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-банк")
к ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга N 17-10/216 от 08.02.2011 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.126 НК РФ и обязать инспекцию возвратить ОАО "СКБ-банк" из федерального бюджета уплаченный штраф в размере 50 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (заинтересованное лицо), не согласившись с решением суда, обжаловала его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что положения Налогового Кодекса РФ (пп.5 п.1 ст. 23 НК РФ), ФЗ N 129-ФЗ " О бухгалтерском учете", ФЗ N 86 -ФЗ "О Центральном банке РФ" от 10.07.2002 г.., ФЗ N 395-1"О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г.. не содержат положений об освобождении банков от обязанности ведения бухгалтерской отчетности и представления ее в установленные сроки, в том числе и аудиторского заключения.
ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-банк") (заявитель по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы. Указывает, что согласно п. 13.2.Устава Банка и ст. 60 ФЗ от 26.12.1995 г.. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" при проведении общего собрания акционеров бюллетень для голосования должен быть направлен акционерам не позднее чем за 20 дней проведения собрания. Акционерами банка являются 33 461 физическое лицо, что проводит к значительным временным затратам на подготовку и рассылку бюллетеней, а также на подготовку бухгалтерских документов, проведение аудита, Совета директоров, составление бюллетеней, в связи с чем дата проведения общего годового собрания банка является середина-конец мая, в данном случае- 21.05.2010 г.. Кроме того, у заявителя отсутствует обязанность по проведению годового собрания до конца марта.
Заявитель по делу, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, просил провести судебное заседание в отсутствие представителя. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка своевременности представления банком бухгалтерской отчетности - аудиторского заключения за 2009 г., по результатам которой налоговым органом составлен акт от 14.01.2011 N 17-10/81, на который налогоплательщик представил свои письменные возражения.
По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений банка инспекцией вынесено решение от 08.02.2011 N 17-10/216 о привлечении ОАО "СКБ-банка" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, обязанность представления которых возложена на налогоплательщика ст.23 НК РФ.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о непредставлении налогоплательщиком в установленный срок копии аудиторского заключения за 2009 г.., которое относится к годовой бухгалтерской отчетности. При сроке его представления 31.03.2010 г.., банк представил его фактически - 23.12.2010.
Заявитель, не согласившись с решением налоговой инспекции от 08.02.2011, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия вины налогоплательщика в совершении вменяемого ему налогового правонарушения, что на основании ст.109 НК РФ является обстоятельством исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда указывает, что положения Налогового Кодекса РФ (пп.5 п.1 ст. 23 НК РФ), ФЗ N 129-ФЗ " О бухгалтерском учете", ФЗ N 86 -ФЗ "О Центральном банке РФ" от 10.07.2002 г.., ФЗ N 395-1"О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г.. не содержат положений об освобождении банков от обязанности ведения бухгалтерской отчетности и представления ее в установленные сроки, в том числе и аудиторского заключения.
Данный довод исследован судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; д) пояснительной записки.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 86 Приказа Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" предусмотрена, что годовая отчетность должна быть представлена в налоговый орган по месту учета в течение 90 дней по окончания года, то есть за 2009 налогоплательщик обязан представить отчетность не позднее 31 марта 2010.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) на годовом собрании акционеров рассматривается, в том числе представляемый советом директоров (наблюдательным советом) общества годовой отчет. При этом годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, определяемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Утверждая устав общества, учредители определяют срок проведения годового общего собрания акционеров. При установлении срока проведения годового общего собрания акционеров общества обязаны учитывать требования не только этого Закона, но и норм иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 48 Закона N 208-ФЗ утверждение годовой бухгалтерской отчетности относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 88 Закона N 208-ФЗ годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.
В отношении кредитных учреждений в силу п. 14 ст. 4, ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и ст. 40 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России устанавливает обязательные правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями.
В частности статьи 42, 43 ФЗ "О банках и банковской деятельности" устанавливают обязательность проведения ежегодных аудиторских проверок кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.
Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что указания Банка России отнесены к нормативным актам Банка России.
Согласно п. 1.4 указаний Центрального банка "О порядке составления кредитными организациями годового отчета" от 08.10.2008 N 2089-У, порядок и срок составления годового отчета утверждаются в учетной политике кредитной организации исходя из установленного в соответствии с учредительными документами порядка представления годового отчета на утверждение общего собрания акционеров (участников) и с учетом сроков проведения аудиторской проверки.
Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных учреждениях на территории Российской Федерации регламентируются положением Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2007 N 302-П.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм закона суд первой инстанции установил, что банк обязан представлять налоговому органу бухгалтерскую отчетность, в том числе и копию аудиторского заключения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителем в установленные сроки - 31.03.2010 г.. представлена налоговому органу годовая отчетность за 2009.
При этом копии аудиторского заключения при сроке представления в течение 90 дней по окончания года, то есть за 2009 г.. не позднее 31 марта 2010, представлено обществом в налоговый орган 23 декабря 2010 г.. по требованию налогового органа, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Следовательно, общество совершило налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п. 2 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает привлечение его к ответственности за совершение данного налогового правонарушения.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. В силу абзаца первого этой же нормы годовая бухгалтерская отчетность должна быть представлена в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом, иных сроков представления такой отчетности действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 1 статьи 47 и подпункту 11 пункта 1 статьи 48 ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ, проведение общего собрания акционеров, утверждающего годовые отчеты, годовую бухгалтерскую отчетность, должно состояться в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.
Между тем, при установлении срока проведения годового общего собрания акционеров необходимо учитывать требования не только Закона об акционерных обществах, но и норм иных законодательных актов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что в силу положений Федеральных законов "Об акционерных обществах" и "О банках и банковской деятельности" годовое общее собрание акционеров налогоплательщика, на котором утвержден годовой отчет за 2009 и годовая бухгалтерская отчетность (в том числе аудиторское заключение) за 2009 проведено после 31.03.2010 - 21.05.2010 г.., то есть после сроков, установленных ст. 15 ФЗ "О бухгалтерском учете", следовательно, банк не имел возможности своевременно представить инспекции копию аудиторского заключения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что общество по объективным причинам не имело возможности предоставить годовую отчетность, в том числе аудиторское заключение в срок, предусмотренный п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", так как это привело бы к нарушению установленного учредительными документами порядка представления годового отчета, предусмотренного п. 1.4 Указаний Центрального банка "О порядке составления кредитными организациями годового отчета" от 08.10.2008 N 2089-У и представлению в налоговый орган неточной информации.
Кроме того, суд первой инстанции законно и обоснованно отметил наличие противоречий норм, содержащихся в п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и в п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст.40, 42 ФЗ "О банках и банковской деятельности" в части установления сроков представления данного аудиторского заключения налоговому органу, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии вины налогоплательщика в совершении вменяемого ему налогового правонарушения, что на основании ст.109 НК РФ является обстоятельством исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
Таким образом суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования о признании решения от 08.02.2011 N 17-10/216 недействительным, а штраф в размере 50 руб., уплаченный заявителем платежным поручением N 2573611 от 25.02.2011 обязал возвратить ОАО "СКБ-банк" из федерального бюджета.
В результате изложенного решение суда от 13 мая 2011 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 мая 2011 года по делу N А60-8650/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
В. Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8650/2011
Истец: ОАО "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-банк")
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6511/11