город Омск
01 августа 2011 г. |
Дело N А70-1089/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3832/2011) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам РФ в Уральском федеральном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.04.2011 по делу N А70-1089/2011 (судья Тихомиров В.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "АРСАНА" (ОГРН 1107232014064, ИНН 7204154481)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам РФ в Уральском федеральном округе
о признании недействительным постановления от 15.10.2010 N 62-10-582/ПН
при участии в судебном заседании представителей:
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от закрытого акционерного общества "АРСАНА" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Закрытое акционерное общество "АРСАНА" (далее - ЗАО "АРСАНА", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 15.10.2010 N 62-10-582/ПН, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам РФ в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР, ответчик, административный орган).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.04.2011 по делу N А70-1089/2011 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено Постановление о назначении административного наказания от 15.10.2010 N 62-10-582/ПН, вынесенное Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе в отношении ЗАО "АРСАНА".
Судебный акт мотивирован тем, что в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку совершенное Обществом правонарушение выразилось в непредставлении в установленный срок административному органу письменного отчета о мерах, принятых в связи с исполнением предписания, в то время как в остальной части предписание исполнено, то суд первой инстанции посчитал, что такое правонарушение является малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, РО ФСФР обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы, ответчик ссылается на отсутствие в действиях Общества малозначительности.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ЗАО "АРСАНА" имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами N 21-000-1-00505 от 16.10.2007.
ЗАО "АРСАНА" в нарушении требований подп. 1 п.1 Приказа ФСФР от 11.02.2010 г.. N 10-7/пз-н "О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчёте собственных средств в сети Интернет" (далее - Порядок и сроки раскрытия информации), на 01.06.2010 на сайте в сети Интернет не был размещён расчёт размера собственных средств Общества по состоянию на 30.04.2010.
Ответчик направил в адрес Общества предписание от 21.06.2010 N 62-10-СФ-05/7373 об устранении нарушений законодательства и принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности и предоставление отчёта о принятых мерах. Указан срок его исполнения: в течение 30 календарных дней с даты получения предписания (л.д. 41).
Предписание Обществом было получено 26.06.2010 (л.д. 43).
Исполнить требования, изложенные в предписании, необходимо было не позднее 29.07.2010.
Административным органом установлено, что в предписанный срок (не позднее 29.07.2010 г..) заявителем на странице в сети Интернет раскрыт расчёт размера собственных средств на 30.04.2010 г.., но отчёт о принятых мерах в установленный срок не представлен.
По факту непредставления в установленный срок отчёта о принятых мерах, должностным лицом ответчика в отношении ЗАО "АРСАНА" 31.08.2010 составлен протокол об административном правонарушении N 62-10-654/пр-ап по признакам правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 15.29 КоАП РФ (л.д.55-56), на основании которого вынесено оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 000 рублей (л.д. 34-35).
Протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено в присутствии представителя по доверенности Гринимаера А.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с заявлением о признании недействительным постановления от 15.10.2010 N 62-10-582/ПН.
04.04.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано ответчиком в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно части 9 статьи 15.29 КоАП РФ воспрепятствование профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда проведению федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Порядка и сроков раскрытия информации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Приказом ФСФР России от 23.10.2008 N 08-41/пз-н. Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.
В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 55 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001 N 156 федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносит обязательные для исполнения предписания акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев и регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, о представлении информации, в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом, объяснений и документов, необходимых для осуществления возложенных на него функций, об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, о запрете на проведение операций.
Согласно статье 11 Федерального закона от 05 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения; предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся, в том числе, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как было выше сказано, предписание содержало требования о публикации и представлении отчета об устранении нарушений в административный орган.
Поскольку Обществом в предусмотренный в предписании РО ФСФР срок не был представлен отчет о проведенных мероприятиях, то суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях ЗАО "АРСАНА" усматривается состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности судом не установлено.
Вместе с тем согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд первой инстанции, признавая правонарушение малозначительным, исходил из того, что совершенное Обществом правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку оно выразилось в неисполнении лишь отдельной и вспомогательной части предписания, а расчет размера собственных средств общества по состоянию на 31.04.2010 на сайте в сети Интернет был размещен в установленный предписанием срок.
Апелляционный суд учитывает и то обстоятельство, что РО ФСФР не представило доказательств намерения у Общества скрыть информацию.
Учитывая названные обстоятельства, а также тот факт, что совершенное ЗАО "АРСАНА" правонарушение не причинило какого-либо ущерба третьим лицам, апелляционный суд приходит к выводу о правомерном освобождении судом первой инстанции заявителя от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия не принимает доводы подателя жалобы о том, что в спорной ситуации угроза охраняемым общественным интересам заключается не только в демонстрации пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, но и в подрыве авторитета системы государственных органов исполнительной власти, поскольку из материалов дела усматривается, что Общество представило в РО ФСФР испрашиваемый отчет с нарушением срока. Поскольку административный орган не исследовал причины нарушения такого срока, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком наличия в действиях (бездействие) ЗАО "АРСАНА" преступной небрежности.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованны.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам РФ в Уральском федеральном округе оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.04.2011 по делу N А70-1089/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1089/2011
Истец: ЗАО "АРСАНА"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в УрФО (РО ФСФР России в УрФО), Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам РФ в Уральском федеральном округе