г. Москва |
Дело N А40-135444/10-60-680 |
22 июля 2011 г. |
N 09АП-14752/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей М.И. Суслопарова, А.И. Трубицын
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Н.О. Благовещенской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Энергосетевая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 апреля 2011 года
по делу N А40-135444/10-60-680, принятое судьёй Н.Ю. Дунаевой,
по иску ООО "Энергосетевая компания"
(ИНН 3702044413, ОГРН 1033700109651)
к ОАО "Оборонэнергосбыт" (ИНН 7704731218 , ОГРН1097746448315)
о взыскании 2 435 222 рублей 37 копеек неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца: Громова Ю.В. - доверенность N 563 от 01.10.2010
от ответчика: Василенко Т.М. - доверенность N 634 от 17.12.2010
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Энергосетевая компания" (далее - ООО "Энергосетевая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к открытому акционерному обществу "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", ответчик) о взыскании 2 435 222 рублей 37 копеек неосновательного обогащения за период с января по октябрь 2010 года (с учетом уменьшения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования заявлены на основании статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и мотивированы тем, что у сторон при заключении договора поставки электрической энергии N 5415э возникли разногласия при определении тарифа, соответствующему уровню напряжения и годовому числу часов использования заявленной мощности (ЧЧИМ), который подлежит применению при расчетах за потребленную электрическую энергию.
В проекте договора, направленного в адрес ответчика, годовое ЧЧИМ определено менее 5000 часов включительно. Ответчик же настаивает на применении при расчетах за 2010 год тарифа, соответствующего уровню напряжения и годовому ЧЧИМ - от 6001 до 7000 часов включительно.
Определением Арбитражного суду Ивановской области от 19.10.2010 дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2011 в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оплата электрической энергии осуществлялась ответчиком в неоспариваемой части, что подтверждается истцом. Разногласий по количеству поставленной электрической энергии у сторон не имелось, а произведенные ответчиком во исполнение определения суда замеры мощности и расчет в соответствии с пунктом 69 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/220-э/2, который составил 7 322 час.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Энергосетевая компания" подало апелляционную жалобу, в которой указывает на применение судом неверного способа расчета числа часов использования заявленной мощности (ЧЧМ) и как следствие принятие неправомерного решения об отказе во взыскании возникшего на стороне ответчика неосновательного обогащения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Энергосетевая компания" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения по доводам, изложенным в отзыве.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2011 подлежит отмене на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, при заключении договора поставки электрической энергии N 5415э от 01.04.2010 у сторон возникли разногласия, касающиеся величины ЧЧИМ по точкам поставки, находящимся в ведении ответчика.
Истцом за период с января по октябрь 2010 года выставлялись счета-фактуры, которые ответчиком оплачивались частично.
ООО "Энергосетевая компания" с января по октябрь 2010 года поставляло ОАО "Оборонэнергосбыт"электроэнергию. Данный факт ответчиком не оспаривался. Ответчик также не оспаривал объем отпущенной электроэнергии и получение электроэнергии по одноставочному тарифу.
Стоимость поставленной электроэнергии истец рассчитал исходя из тарифа полагая, что ответчик относится к потребителям с годовым ЧЧИМ до 5000 часов.
При этом ООО "Энергосетевая компания" учитывала условия о ЧЧИМ ранее заключенного договора поставки электроэнергии с Федеральным государственным квартирно-эксплутационным учреждением "Ивановская квартирно-эксплутационная часть" по тем же объектам Министерства обороны Российской Федерации.
Ответчик настаивал на применении тарифа, исходя из ЧЧИМ от 6 001 до 7 000 часов.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по цене (тарифам), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.
Тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) уполномочена осуществлять Федеральная служба по тарифам Российской Федерации. Полномочия по изданию правовых актов в сфере своей компетенции, в том числе по утверждению методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, предоставлены этой службе пунктами 5.2, 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332). Из пункта 6.13 положения следует, что служба вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
В соответствии с пунктом 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности.
Принцип расчета числа часов использования мощности содержится в пункте 69 Методических указаний:
Определение расчетной мощности потребителей (исходя из заявленного объема электрической энергии), оплачивающих электроэнергию по одноставочным тарифам, осуществляется ЭСО и производится в следующей последовательности:
а) по каждой группе потребителей определяется состав представительной выборки. По каждому потребителю, вошедшему в выборку, рассматривается следующая информация:
- наименование предприятия (организации);
- вид выпускаемой продукции (для промышленных предприятий);
- коэффициент сменности (для промышленных предприятий);
- основные направления использования электроэнергии;
- суточный график электрической нагрузки в день годового максимума совмещенного графика нагрузки ОЭС (если суточный график по какой-либо тарифной группе отсутствуют, то организуется выборочные замеры нагрузки в часы утреннего и вечернего максимумов нагрузки ОЭС);
- годовой объем электропотребления;
б) по каждому потребителю в указанном суточном графике определяется нагрузка в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума) ОЭС. В дальнейших расчетах используется один (утренний или вечерний) наибольший суммарный совмещенный максимум нагрузки рассматриваемой группы потребителей;
в) посредством деления суммарного годового электропотребления всех абонентов, вошедших в выборку, на их совмещенный максимум нагрузки определяется среднегодовое число часов использования максимума нагрузки рассматриваемой группы потребителей.
Согласно Разъяснениям к Методическим указаниям, данным Федеральной службой по тарифам в Информационном письме от 12.08.2005 N ДС-4928/14, понятие заявленной мощности трактуется в двух аспектах:
- заявленная (договорная) мощность - наибольшая получасовая электрическая мощность, которую потребитель обязуется ежедневно не превышать в часы максимальной нагрузки энергосистемы. Величина заявленной (договорной) мощности, как правило, устанавливается на год с помесячной разбивкой и отражается в договоре.
- заявленная (расчетная) мощность - мощность, величина которой определяется расчетным путем. Данная величина используется для потребителей, которые рассчитываются по одноставочному тарифу, и в договоре энергоснабжения с этими потребителями "заявленная мощность" не указывается.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 определено понятие заявленная мощность, как предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах. Согласно пункту 47 этого же Постановления величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг. Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год.
Заявленная договорная мощность является величиной не фактической, а прогнозной. При этом применение прогнозных величин при расчете ЧЧМ не обосновано, поскольку ЧЧМ устанавливалось не как прогнозная величина, а как действующая для конкретного потребителя.
ЧЧМ - это интервал времени, в течение которого потребитель использует имеющуюся у него мощность энергопринимающих установок. Годовое ЧЧМ является расчетной величиной и исчисляется как отношение годового объема электроэнергии к объему электрической мощности. Годовой объем электроэнергии фиксируется средствами измерения. Для расчета ЧЧМ берутся данные за год, предшествующий году выбора тарифа потребителем на следующий период регулирования.
Применение прогнозных величин в определении цены электроэнергии и мощности не предусматривается действующим законодательством.
Порядок определения годового ЧЧИМ в отношении конкретного потребителя нормативно не установлен. В то же время принцип расчета ЧЧИМ указан в пункте 69 Методических указаний N 20-э/2, из которого следует, что по каждому потребителю, вошедшему в группу, определяется годовой объем электропотребления и нагрузка в отчетные часы утреннего и вечернего пика (максимума) ОЭС. В дальнейшем расчет ведется по суммарным величинам. В отношении группы потребителей ЧЧИМ определяется посредством деления суммарного годового электропотребления всех абонентов, вошедших в выборку, на их совмещенный максимум нагрузки.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при отсутствии уведомления об изменении порядка расчетов или при отсутствии соглашения сторон, расчеты производятся по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий отчетному, однако сослался на замеры мощности и расчет ЧЧИМ, произведенных в 2011 году.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции полагает, что судом принято во внимание ненадлежащее доказательство по делу - расчет ЧЧИМ, произведенный на основании замеров, произведенных 15.02.2011, поскольку взыскивается сумма за поставленную электроэнергию в январе-октябре 2010 года.
В соответствии положениями пункта 69 Методических указаний N 20-э/2 ЧЧИМ на 2010 год подлежало расчету, исходя из замеров, которые должны были быть произведены в 2009 году и заявлены потребителем на соответствующий период.
В связи с этим истец правомерно применил при расчетах с ответчиком ЧЧИМ до 5000 часов включительно.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований о взыскании с ответчика в пользу истца 2 435 222 рублей 37 копеек, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, а именно неправильного истолкования закона.
Расходы по госпошлине подлежат согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесению на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 апреля 2011 года по делу N А40-135444/10-60-680 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ИНН 7704731218 , ОГРН1097746448315) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергосетевая компания" (ИНН 3702044413, ОГРН 1033700109651) 2 435 222 (два миллиона четыреста тридцать пять тысяч двести двадцать два) рубля 37 копеек неосновательного обогащения, а также 37 176 рублей 11 копеек расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска и апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энергосетевая компания" (ИНН 3702044413, ОГРН 1033700109651) из федерального бюджета 7 607 (семь тысяч шестьсот семь) рублей 69 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Н.И. Левченко |
Судьи |
М.И. Суслопарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-135444/2010
Истец: ООО "Энергосетевая компания"
Ответчик: ОАО "Оборонэнергосбыт"