г. Москва |
Дело N А40-121925/10-52-1059 |
28 июля 2011 г. |
N 09АП-16803/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.И. Суслопаровой
судей Н.В. Лаврецкой, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чернышевой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "САН ИнБев"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2011 г..
по делу N А40-121925/10-52-1059, принятое судьёй А.Н.Григорьевым
по иску ОАО "САН ИнБев" (ОГРН 1045003951156)
к ОАО "Мосэнергосбыт" (ИНН 7736520080, ОГРН 1057746557329)
о взыскании неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца - Булатова Н.В. (по доверенности от 04.05.2009)
от ответчика - Савельева Т.М. (по доверенности от 27.12.2010)
УСТАНОВИЛ
ОАО "СанИнБев" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "Мосэнергосбыт" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения по договору N 30076405 за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. в размере 4 668 694, 50 руб. и процентов за период с 16.01.2008 г. по 18.04.2011 г. в размере 1 003111, 51 руб., а также неосновательного обогащения по договору N 30003205 за период с 11.11.2007 по 31.12.2008 в размере 388 245, 91 руб. и процентов в размере 90 854, 60 руб. (с учётом изменения размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 28 апреля 2011 г. в иске отказано. При этом суд указал, что информация о величине средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках не является нормативным правовым актом, отсутствие публикации которого влечёт его недействительность в силу п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Законодательством не предусмотрено, что отсутствие публикации информации о величине средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках влечёт невозможность применения данной средневзвешенной стоимости в расчётах предельных уровней нерегулируемых цен. В связи с этим факт публикации (или отсутствия публикации) данной информации не влияет на расчёт предельных уровней нерегулируемых цен, установленный абзацем 5 п. 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530.
С названным решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, учитывая исковые требования о возврате переплаты в связи с превышением предельных уровней цен, суду следовало проверить следующие обстоятельства: превышает ли цена, по которой ответчиком рассчитана стоимость электроэнергии, предельный уровень нерегулируемых цен, установленных п. 109 Постановления Правительства от 31.08.2006 N 530; соответствует ли представленный истцом расчет предельных уровней свободных цен требованиям императивных правил пункта 109 Постановления Правительства от 31.08.2006 N 530.
Ответчик просил решение суда оставить в силе, представил письменные пояснения к апелляционной жалобе.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 28 апреля 2011 г. и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ответчик в период с 01.01.2007 по 31.12.2008 осуществлял расчёт размера платы за электроэнергию, поставленную истцу, по нерегулируемым ценам на основании п. 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (в редакции, действовавшей в спорный период), что, по мнению истца, нарушает действующее законодательство о правилах расчета свободных цен на электроэнергию.
Согласно данному пункту в целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность), используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная. Предельный уровень нерегулируемых цен в случае отрицательной разности устанавливается равным средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цене электрической энергии (мощности) в точках (группах точек) поставки на оптовом рынке рассматриваемой организации.
Аналогичное положение (для одноставочных тарифов) содержится в абзацах 8-9 редакции данного пункта, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 г. N 476.
Истец полагает, что использовать нормы пункта 109 Основных положений невозможно, поскольку средневзвешенный тариф покупки электрической энергии (мощности) не был опубликован ТЭК MO, поэтому расчет стоимости электроэнергии, поставленной по нерегулируемым ценам, должен производиться на основании абзацев 1-4 п. 109 Основных положений.
Произведя собственный расчет, составленный в порядке абзацев 1-4 п. 109 Основных положений за спорный период, истец пришел к выводу, что с 01 января по 31 декабря 2008 года переплатил стоимость электроэнергии по договору N 30076405 в размере 4 668 694, 50 руб., по договору N 30003205 за период с 11.11.2007 по 31.12.2008 - в размере 388 245, 91 руб., что является неосновательным обогащением ответчика (ст. 1102 ГК РФ).
Согласно п. 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ в редакции, действовавшей в заявленный в иске период, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов доводит его до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и представляет заверенную копию этого решения в Федеральную службу по тарифам в порядке, определяемом Службой (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08 2006 N 530).
Постановление регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Одновременно с публикацией решения об установлении тарифов регулирующий орган публикует информацию о величине средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, принятой при установлении тарифов для соответствующей организации, и об уровне надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Таким образом, из буквального толкования п. 23 следует, что признаком нормативного правового акта обладает решение об установлении тарифов, оформленное постановлением регулирующего органа. Именно оно публикуется в установленном порядке.
Величина средневзвешенной стоимости приобретения электроэнергии (мощности) на оптовом и розничном рынках поименована законодателем в качестве информации.
Таким образом, используемый термин "информация" означает, что величина средневзвешенной стоимости приобретения электроэнергии (мощности) на оптовом и розничных рынках выведена из содержания властно-распорядительного документа регулирующего органа, оформленного постановлением.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о правомерном использовании ответчиком в расчетах средневзвешенной стоимости покупки электроэнергии ОАО "Мосэнергосбыт" в 2008 г. на оптовом рынке, содержащейся в информационном письме ТЭК МО от 08.05.2008 г... N 08-2/2028, следует признать правильным, а расчет истца, произведенный без учета норм абзаца 5 п. 109 Основных положений, - не соответствующим нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска отказано законно и обоснованно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 руб. относится на истца, не в пользу которого принят судебный акт, и уплачена им по чеку-ордеру от 17.05.2011 г..
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266-268, ч.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2011 г.. по делу N А40-121925/10-52-1059 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
М.И. Суслопарова |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-121925/2010
Истец: ОАО "САН ИнБев"
Ответчик: ОАО "Мосэнергосбыт"