г. Челябинск |
|
09 августа 2011 г. |
Дело N А47-1133/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Баканова В.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожариной К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.06.2011 по делу N А47-1133/2011 (судья Федорова Г.А.),
в заседании приняли участие представители:
Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ" - Брюхов Д.Б. (доверенность от 27.04.2011 N 11/22);
администрация города Оренбурга (далее - Администрация г. Оренбурга, истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к федеральному государственному квартирно-эксплуатационному управлению "Оренбургская КЭЧ района" (далее - ФГКЭУ Оренбургская КЭЧ, ответчик) и федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ" (далее - ФКП "Управление заказчика") о сносе за счет их собственных средств самовольного строения - ленточного монолитного железобетонного фундамента размером 25х110 м на земельном участке по улице Пушкинская, 63 (обособленный участок на пересечении улиц Краснознаменная и Маршала Жукова) г. Оренбурга (требования изложены с учетом изменения их предмета и состава ответчиков, принятых судом в соответствии со статьями 46, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству истца, л. д. 150-151).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 06.05.2011 (резолютивная часть от 30.05.2011) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация г. Оренбурга (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на отнесение полномочий по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории города Оренбург, к вопросам местного значения. Считает, что при отсутствии выданного комитетом по градостроительству и архитектуре города Оренбург разрешения на строительство, спорный объект является самовольной постройкой. Исключает наличие полномочий по выдаче разрешения на строительство у Министерства обороны Российской Федерации, поскольку объект капитального строительства расположен на земельном участке, не имеющем статуса военного городка.
Отзывов на апелляционную жалобу от ответчиков не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца, ответчика - ФГКЭУ Оренбургская КЭЧ, привлеченных к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, не явились.
С учетом мнения представителя ФКП "Управление заказчика" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца, ответчика - ФГКЭУ Оренбургская КЭЧ, привлеченных к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
В судебном заседании представителем ответчика - ФКП "Управление заказчика" заявлены возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок площадью 157995 кв. м., расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Пушкинская, 63. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации была произведена 03.07.2006, на основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись за N 56-56-01/090/2006-048 (свидетельство серии 56 АА 212309 на л. д. 49).
Указанный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования передан ФГКЭУ Оренбургская КЭЧ на основании государственного акта на право пользование землей от 07.05.1980 серии А-I N 125417. Государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования была произведена 23.04.2010, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись за N 56-56-01/078/2010-252 (свидетельство серии 56-АБ 052695 на л. д. 50).
Согласно кадастровой выписке земельного участка от 18.05.2006 N 44/06-04-06580 (л. д. 77), указанный земельный участок площадью 157995 кв.м., имеет кадастровый номер 56:44:0:0056, местоположение: г. Оренбург, ул. Пушкинская, 63 и относится к землям поселений. Разрешенным использованием земельного участка является размещение административно-бытовых и жилых зданий (военный городок N 2).
Из акта обследования от 04.02.2011, проведенного МАУ "Архитектура и градостроительство", по адресу: г. Оренбург, ул. Пушкинская, 63, следует, что на земельном участке площадью 15297 кв. м. (кадастровый номер 56:44:0221001:0021), находящемся в составе участка площадью 157995 кв. м. возведен объект капитального строительства - ленточный монолитный железобетонный фундамент размером 25х110 м.
Строительство указанного объекта ведется ФКП Управление заказчика в соответствии с государственным контрактом от 16.08.2010 на проведение работ по инженерным изысканиям, разработке проектной документации на строительство объекта: три жилых дома для служебного проживания военнослужащих (территория военного городка N 2), строительство и ввод объекта в эксплуатацию (л. д. 106-135). Основанием для ведения перечисленных в контракте работ является разрешение N RU56301000-197/170 на строительство трех жилых домов для служебного проживания военнослужащих, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Пушкинская, 63 (территория военного городка N 2), выданное 04.03.2011 инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации ФКП "Управление заказчика".
Полагая, что выданное Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации разрешение на строительство не является основанием для ведения строительства, поскольку полномочия по выдаче разрешений принадлежат органу местного самоуправления (Комитету по градостроительству и архитектуре города Оренбурга), истец обратился с настоящими исковыми требованиями. В качестве правового обоснования требований приведены положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации г. Оренбурга, суд первой инстанции исходил из отсутствия признаков самовольной постройки у объекта, в отношении которого заявлено требование о сносе, поскольку занятый постройкой земельный участок предоставлен ФГКЭУ Оренбургская КЭЧ на праве постоянного (бессрочного) пользования. Разрешение на строительство трех жилых домов для служебного проживания военнослужащих выдано Министерством обороны.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи
Из содержания статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с пунктом 1.4 Постановления администрации города Оренбурга от 03.02.2010 N 678-п (ред. от 22.12.2010) "Об утверждении Положений о выдаче разрешений на строительство и выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию", разрешение на строительство на территории города Оренбурга выдается Комитетом по градостроительству и архитектуре города Оренбурга, за исключением случаев, когда, в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство уполномочены выдавать федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти Оренбургской области.
Исходя из приведенных положений, а также толкования, приведенного в пунктах 2, 3, 4 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 N 71/10 по делу N А55-17832/2008, администрация вправе предъявлять иски о сносе самовольной постройки, возведенной на территории городского округа без получения необходимых разрешений.
Вместе с тем, отсутствие у администрации прав в отношении земельного участка, на котором расположена постройка, свидетельствует ее о праве предъявить иск исключительно по публичным основаниям. Названное, исходя из содержания статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает предоставление доказательств создания постройки без получения на это необходимых разрешений и создания постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Доводов о том, что исследуемый объект, существующий на стадии фундамента, представляет угрозу жизни и здоровью граждан либо создается с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, истцом не заявлено. Обоснования по поводу защищаемых иском о сносе постройки, публичных интересов, в материалах дела отсутствуют.
Также не является доказанным обстоятельство создания объекта без получения разрешения на строительство, исходя из следующего:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", одним из федеральных органов исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, является Министерство обороны Российской Федерации.
В силу подпункта 69 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.04 N 1082, Министерства Обороны России осуществляет государственный архитектурно-строительный надзор за качеством строительства объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения об органах государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30.12.07 N 550), указанные органы предназначены для осуществления государственного строительного надзора при строительстве объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.00 N 221 (далее - Правила), к объектам военной инфраструктуры относятся специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации.
Согласно пункту 16 и пункту 17 данных Правил, в зоне объектов военной инфраструктуры, особые условия застройки, оформления документации и получения разрешений (специальных разрешений) на строительство, определяются Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 19 "Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 221, разрешение (специальное разрешение) на строительство является необходимым документом (основанием) для получения заказчиком (застройщиком) разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, выдаваемого органом государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053, Министерство обороны Российской Федерации, в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, поименованные в пункте 2 Постановления функции, в том числе осуществляет выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 N 443 утвержден Административный регламент исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, из предоставленных на законодательном уровне полномочий Министерства обороны Российской Федерации министерство в лице органа государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации осуществляет выдачу разрешений на строительство, выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и осуществляет контроль за качеством строительства объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Доводы истца о том, что создаваемый объект не относится к объектам военной инфраструктуры (военным городкам) не принимается судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 34 Приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75 "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота", под военным городком понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих.
Согласно Ведомственных строительных норм Министерства обороны Российской Федерации (ВСН-34-94), утвержденных начальником строительства и расквартирования Вооруженных сил Российской Федерации 15.02.1994, территория военного городка и его отдельных зон должны иметь ограждения.
Вместе с тем, отсутствие ограждения не является безусловным доказательством отсутствия статуса военного городка. Из материалов дела следует, что комплекс зданий военного городка является строящимся, поэтому оформления его территории на дату рассмотрения спора не завершено.
Об отношении строящегося объекта к военному городку свидетельствуют документы по предоставлению земельного участка в постоянное (бессрочное пользование) ФГКЭУ Оренбургская КЭЧ, входящему в систему подразделений и воинских формирований Министерства обороны Российской Федерации, документы, свидетельствующие о правообладателе и целевом использовании земель поселений для нужд обороны. Разрешенное использование земельного участка для размещения административно-бытовых и административных зданий военного городка N 2 указано в кадастровом паспорте земельного участка. Проектная документация, заключение государственной экспертизы (л.д. 81-100), содержание разрешения на строительство и государственного контракта от 16.08.2010 позволяют сделать вывод о создании жилых домов для служебного проживания военнослужащих, что соответствует определению военного городка.
С учетом изложенного, Арбитражным судом Оренбургской области сделан обоснованный вывод об отсутствии у спорного объекта признаков самовольной постройки, несмотря на отсутствие выданного Комитетом по градостроительству и архитектуре города Оренбурга разрешения на строительство. В этой связи, оснований для удовлетворения требований о сносе ленточного монолитного железобетонного фундамента размером 25х110 м на земельном участке по улице Пушкинская, 63 (обособленный участок на пересечении улиц Краснознаменная и Маршала Жукова) г. Оренбурга не имеется.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, являясь органом местного самоуправления, Администрации города Оренбург освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.06.2011 по делу N А47-1133/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1133/2011
Истец: Администрация города Оренбурга
Ответчик: Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Оренбургская квартирно-эксплуатационная часть района"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ, Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7151/11