г. Пермь
03 августа 2011 г. |
Дело N А50-791/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леконцевым Я.Ю.,
при участии:
от заявителя (Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парма-Менеджмент") (ОГРН 1027700345276, ИНН 7706178479): Сташкова И.А., представитель по доверенности от 30.12.2010;
от заинтересованного лица (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе) (ОГРН 1031624000320, ИНН 1655029010): не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 мая 2011 года
по делу N А50-791/2011,
принятое судьей А.Ф. Кирилловой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парма-Менеджмент"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
о признании незаконным постановления,
установил:
В Арбитражный суд Пермского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Парма-Менеджмент" (далее по тексту Общество) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановлении от 24.12.2010 N 11-10-439/пн, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее по тексту РО ФСФР в ВКР, административный орган) о привлечении к административной ответственности по ч. 9 ст. 15.29 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Административный орган обжалует судебный акт в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на недоказанность и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В жалобе ее подателем приведены доводы о доказанности факта нарушения в деятельности Общества, выразившегося в неисполнении предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, и в целом состава вменяемого административного правонарушения. Оснований для признания правонарушения малозначительным административный орган не усматривает.
Заинтересованным лицом, надлежащим образом, извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в судебное заседание не направлены, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагает, что событие административного правонарушения является неустановленным. Выводы суда о возможном признании малозначительным правонарушения, исходя из его описания в постановления, считает обоснованными.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела изменений и дополнений в Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сибирский" под управлением Общества, утвержденные приказом генерального директора от 03.05.2011 N 11, судом рассмотрены в порядке ст.159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно и отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, 05.08.2010 Федеральной службой по финансовым рынкам в адрес Общества вынесено предписание N 10-АС-01/18034 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым Обществу предписано в срок не позднее 3 месяцев с даты получения настоящего предписания: 1) устранить нарушение, указанное в устанавливающей части настоящего предписания; 2) принять меры, направленные на недопущение в дальнейшем деятельности Общества нарушения, указанного в устанавливающей части настоящего предписания; 3) представить в ФСФР России отчет об устранении нарушения, о причинах его совершения и о принятых мерах в соответствии с пунктом 2 предписывающей части настоящего предписания (л.д. 10).
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления предписание получено Обществом 12.08.2010 (л.д. 95), соответственно срок для исполнения предписания истек 15.11.2010.
Представленное 20.09.2010 в ФСФР России заявление Общества о регистрации изменений и дополнений в Правила фонда возвращено Обществу, в связи с неуплатой государственной пошлины за регистрацию изменений. При повторном обращении Обществом с заявлением 22.10.2010 ФСФР России вынесено решение об отказе в регистрации изменений по причине не утверждения документов общим собранием владельцев инвестиционных паев Фонда (л.д. 16, 17).
В установленный срок предписание не было исполнено, поэтому 19.11.2010 уполномоченным должностным лицом ФСФР России в соответствии со ст. ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 15.29 КоАП РФ (л.д.19)
Данный протокол в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 28. 8 КоАП РФ направлен в РО ФСФР в ВКР для рассмотрения дела об административном правонарушении.
24.12.2010 заместителем руководителя РО ФСФР в ВКР дело об административном правонарушении было рассмотрено и вынесено постановление N 11-10-439/пн о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 15.29 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 700 000 рублей (л.д.6-9).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил, прежде всего, из недоказанности события административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда в целом правильными, соответствующими представленным в материалы дела доказательствам и действующему законодательству.
В соответствии с п. 5.3.1.2 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правил доверительного управления ипотечным покрытием, а также изменений в них.
На основании подп. 13 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон об инвестиционных фондах) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносит обязательные для исполнения предписания управляющим компаниям об устранении нарушений требований нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Частью 9 ст. 15.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, негосударственныхх пенсионных фондов, управляющих компаний акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированных депозитариев акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
Общество является организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на основании лицензии ФКЦБ России на осуществление соответствующей деятельности от 03.06.2002 года N 21-000-1- 00067.
Статьей 1 Закона об инвестиционных фондах инвестиционный фонд определен как находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об инвестиционных фондах паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями, и из имущества, полученного в процессе такого управления.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона об инвестиционных фондах условия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (далее - правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом) определяются управляющей компанией в стандартных формах и могут быть приняты учредителем доверительного управления только путем присоединения к указанному договору в целом. Присоединение к договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда (далее - инвестиционный пай), выдаваемых управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление этим паевым инвестиционным фондом.
В силу п. 1 ст. 19 Закона об инвестиционных фондах изменения и дополнения в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом вступают в силу при условии их регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Общество является организацией, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами на основании лицензии ФСФР России на осуществление соответствующей деятельности от 03.06.2002 N 21-000-1-00067.
Правила доверительного управления фонда зарегистрированы ФСФР России 11.03.2008 года и на дату их регистрации соответствовали требованиям законодательства, в частности, приказу ФФР России N 07-13/ПЗ-н от 08.02.2007, что не является предметом спора.
Приказом ФСФР России от 20.05.2008 N 08-19/пз-н "О некоторых вопросах осуществления деятельности по управлению активами акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов" было утверждено Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, которым установлены различные требования к составу и структуре активов фондов в зависимости от того, ограничены ли паи фонда в обороте или нет.
Пунктом 2 вышеупомянутого приказа установлено, что если иное не предусмотрено настоящим пунктом, управляющие компании паевых инвестиционных фондов (акционерные инвестиционные фонды) должны привести правила доверительного управления паевых инвестиционных фондов (инвестиционную декларацию акционерного инвестиционного фонда) в соответствие с требованиями настоящего Приказа в срок до 12 декабря 2008 года (подпункт 1); если инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда должны быть ограничены в обороте в соответствии с требованием настоящего Положения, управляющая компания обязана внести в правила доверительного управления этим фондом соответствующие изменения и дополнения в срок до 1 ноября 2009 года.
Пункт 1.5 Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденного Приказом ФСФР России от 20.05.2008 г. N 08-19/пз-н, определяет категории фондов, паи которых должны быть ограничены в обороте - это фонды прямых инвестиций, фонды особо рисковых (венчурных) инвестиций, кредитные фонды и хедж-фонды.
Как следует из устанавливающей части предписания от 05.08.2010, Обществу указано на неисполнение требований подп. 2 Приказа ФСФР России от 20.05.2008 о внесении изменений в Правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, паи которого ограничены в обороте.
Согласно положениям Правил доверительного управления Общества, инвестиционной политикой управляющей компании (Общества) является приобретение объектов недвижимого имущества с целью их последующей продажи, изменения их профиля и последующей продажи и (или) с целью сдачи их в аренду или субаренду.
В отношении инвестиционных паев фондов относящихся к категории фондов недвижимости законодательством не установлено требование об ограничении в обороте инвестиционных паев такого инвестиционного фонда.
Соответственно, положения подп. 2 п. 2 Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов не распространяются на деятельность Общества.
При этом следует отметить, что административным органом данный вопрос применительно к правилам доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сибирский" под управлением Общества не выяснялся, соответственно, не нашел отражения ни в предписании, хотя именно в предписании указано на несоблюдение требований Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении.
Административным органом, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено соответствующего обоснования необходимости внесения изменений в Правила доверительного управления, обязательных для паевого инвестиционного фонда (Общества), паи которого ограничены в обороте.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, ссылок на какие-либо конкретные действия, которые Общество должно было совершить во исполнение п.п. 2 п. 2 Приказа ФСФР РФ от 20.05.2008 N 08-19/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" предписание от 05.08.2010 не содержит.
Следовательно, по представленным административным органом материалам дела об административном правонарушении, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 15.29 КоАП РФ, не может быть признано установленным. При изложенных обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 9 ст. 15.29 КоАП РФ, в действиях Общества не доказан.
Доводы апелляционной жалобы о наличии доказательств, подтверждающих обязанность Общества внести предлагаемые изменения в Правила доверительного управления фондом признаны судом апелляционной инстанции ошибочными.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным исследованы судом первой инстанции. В данном случае суд пришел к выводу о том, что правонарушение, так как оно описано в постановлении Административного органа, могло быть признано малозначительным по характеру. Выводы суда должным образом обоснованы в судебном акте, и оснований для их переоценки с учетом изложенных в апелляционной жалобе доводов коллегия апелляционного суда не усматривает.
С учетом изложенного оспариваемое постановление суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил.
Таким образом основания для отмены обжалуемого решения суда, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 мая 2011 года по делу N А50-791/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Ю.Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-791/2011
Истец: ООО "Управляющая компания "Парма-Менеджмент", ООО УК "Парма-Менеджмент"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, Региональное отделение ФС по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе