г. Санкт-Петербург
01 августа 2011 г. |
Дело N А42-9197/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. Г. Куписком
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10840/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.05.2011 по делу N А42-9197/2010 (судья Е. В. Галко), принятое
по заявлению Военного прокурора Северного флота, ФБУ Войсковая часть 77360
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области
о признании частично недействительным решения
при участии:
от истца: Кочура А. А. (доверенность от 02.03.2011 N 4/1181)
от ответчика: Аглиуллина О. Ю. (доверенность от 02.11.2010 N 7/6796)
установил:
Военный прокурор Северного флота (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области в интересах Федерального бюджетного учреждения - Войсковая часть 77360 (далее - учреждение, войсковая часть) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.06.2010 N 33-юр в части:
1) доначисления налога на прибыль за 2009 год, соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ;
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль за 2009 год в виде взыскания штрафа в размере, превышающем 100 руб.;
2) доначисления НДС в сумме 1 455 162 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в том числе за налоговые периоды:
- январь 2007 года в сумме 9 946 руб. (пункт 2.1.2. "а" решения);
- 1 квартал 2008 года в сумме 59 219 руб. (пункт 2.2.2. "а" решения);
- 2007 год в сумме 485 626 руб. (пункт 2.1.2 "в" решения);
- 2008 год в сумме 300 868 руб. (пункт 2.2.2. "г",решения);
- 2, 3 и 4 кварталы 2009 года в сумме 368 514 руб. (пункт 2.2.4 "б" решения);
- 2007 год в сумме 33 074 руб.;
- 2008 год в сумме 197 915 руб. (пункты 2.1.2 "е", 2.2.2. "д" решения);
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2008 года.
Решением суда от 17.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 17.05.2011 о признании недействительным решения налогового органа от 30.06.2010 N 33-юр в части доначисления учреждению налога на прибыль за 2009 год и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. Инспекция считает, что при проведении проверки в целях налогообложения прибыли налоговым органом был обоснованно применен кассовый метод определения доходов и расходов, поскольку при проведении проверки и рассмотрении возражений налогоплательщика на акт проверки документов, подтверждающих изменение учетной политики учреждения с 01.01.2009, представлено не было. При рассмотрении дела в суде учреждение не представило доказательств разработки новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий его деятельности, которые повлекли необходимость изменения учетной политики.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка войсковой части по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт от 03.06.2010 N 02-Г-10/23 и вынесено решение от 30.06.2010 N 33-юр о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение инспекции от 30.06.2010 N 33-юр обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - управление) от 13.09.2010 N 600 решение инспекции от 30.06.2010 N 33-юр изменено, уменьшены суммы налога на прибыль и НДФЛ, соответствующие пени и налоговые санкции.
Не согласившись частично с законностью вступившего в законную силу решения инспекции от 30.06.2010 N 33-юр, прокурор оспорил данное решение в интересах учреждения в арбитражном суде.
Как следует из материалов дела, по данным налогоплательщика в 2009 году войсковой частью получен убыток в размере 392 214 руб. 50 коп.
Решением инспекции (с учетом решения управления) по результатам проведенной проверки установлена неуплата учреждением налога на прибыль в сумме 118 363 руб. в связи с завышением налогоплательщиком в целях исчисления налога на прибыль за 2009 год доходов от реализации товаров (работ, услуг) и занижением расходов, связанных с производством и реализацией.
Причиной расхождений явилось определение налоговым органом даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу (статья 273 НК РФ), в то время как налогоплательщиком применялся метод начисления (статьи 271, 272 НК РФ).
Налоговый орган в целях исчисления налога на прибыль за 2009 год руководствовался представленным заявителем Положением об учетной политике войсковой части 77360, утвержденным 11.07.2002, а учреждение руководствовалось приказом командира войсковой части 77360 от 01.12.2008 N 806, в соответствии с которым с 01.01.2009 в целях налогообложения учет доходов и расходов осуществляется по методу начисления (по отгрузке).
Апелляционная инстанция считает, что сделав вывод о правомерном определении заявителем налоговой базы (доходов и расходов) по налогу на прибыль за 2009 год по методу начисления, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Судом установлено, что с 01.01.2009 учреждением на основании приказа командира войсковой части 77360 от 01.12.2008 N 806 принята новая учетная политика, согласно которой учет доходов и расходов осуществляется по методу начисления (по отгрузке).
Вывод суда о том, что изменение учетной политики с начала налогового периода в связи с изменением применяемых методов учета не противоречит статье 313 НК РФ, является правильным и соответствует нормам действующего законодательства.
Ссылка налогового органа на то, что при проведении проверки в целях налогообложения прибыли инспекцией был обоснованно применен кассовый метод определения доходов и расходов, поскольку при проведении проверки и рассмотрении возражений налогоплательщика на акт проверки документов, подтверждающих изменение учетной политики учреждения с 01.01.2009, представлено не было, не может быть признана обоснованной.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В связи с тем, что в силу статьи 313 НК РФ налоговая база исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основе данных налогового учета, закрепленных в его учетной политике, а факт изменения с 01.01.2009 учетной политики учреждения подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, у инспекции отсутствовали законные основания для применения в целях проверки правильности исчисления налога на прибыль за 2009 год кассового метода определения доходов и расходов, поскольку заявителем в соответствии с принятой им учетной политикой учет доходов и расходов осуществлялся по методу начисления.
Непредставление налоговому органу для проведения проверки истребованных им документов является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, но не предоставляет инспекции право изменять порядок налогового учета, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что учреждение обоснованно исчислило налоговую базу по налогу на прибыль за 2009 год по методу начисления.
В связи с тем, что при проведении проверки инспекцией проверялась правильность исчисления войсковой частью налоговой базы по налогу на прибыль по кассовому методу, судом первой инстанции была назначена сверка расчетов по налогу на прибыль по методу начисления.
По итогам проведенной сверки судом установлено, что расхождений по размеру фактических и документально подтвержденных доходов и расходов, определенных по методу начисления, между сторонами не имеется.
По данным налогоплательщика по итогам 2009 года получен убыток в сумме
392 214 руб. 50 коп.
По данным налогового органа (сверка N 1) убыток составил 272 948руб. 16 коп.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что подлежащая налогообложению прибыль отсутствует, в связи с чем доначисление налога на прибыль за 2009 год является неправомерным.
Причиной расхождений в размере убытка (сверка N 1) явилось исключение налоговым органом из расходов НДС в сумме 119 266 руб., предъявленного поставщиками коммунальных услуг, которое суд посчитал неправомерным. Никаких доводов о незаконности решения суда в указанной части инспекцией при рассмотрении апелляционной жалобы не заявлено.
Во втором акте сверки сумма расходов определена налоговым органом с применением положений статьи 275.1 НК РФ и составила 2 047 298,33 руб. (равна размеру дохода по общежитию), в связи с чем сделаны выводы о получении налогоплательщиком прибыли в размере 946 860 руб.
Суд при рассмотрении спора установил неправомерное применение налоговым органом положений статьи 275.1 НК РФ. Никаких доводов о незаконности решения суда в указанной части инспекцией при рассмотрении апелляционной жалобы не заявлено.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у учреждения в 2009 году налогооблагаемой прибыли не опровергнут инспекцией при рассмотрении апелляционной жалобы и является обоснованным.
При вынесении решения в обжалуемой части судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.05.2011 по делу N А42-9197/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9197/2010
Истец: Военный прокурор Северного флота, Военный прокурор Северного Флота в защиту интересов ФБУ Войсковая часть 77360, ФБУ Войсковая часть 77360
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Мурманской области, Межрайонная инспекция ФНС России N2 по Мурманской области