город Омск
03 августа 2011 г. |
Дело N А46-1793/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3954/2011) закрытого акционерного общества "ЭОС" на решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2011 по делу N А46-1793/2011 (судья Глазков О.В.), принятое по иску Главного управления по земельным ресурсам Омской области к закрытому акционерному обществу "ЭОС" о внесении изменений в договор аренды земельного участка Д-Ц-1-1-3769,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "ЭОС" - Медведев Е.Н. (паспорт, по доверенности от 15.04.2011 сроком действия 1 год);
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Карпенко О.А.
(удостоверение, по доверенности от 18.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
установил:
Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - истец, ГУЗР Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Закрытому акционерному обществу "ЭОС" (далее по тексту - ответчик, общество, ЗАО "ЭОС") о внесении изменений в договор аренды земельного участка Д-Ц-1-1-3769, изложив пункт 2.1 в следующей редакции: "Размер арендной платы за предоставленный земельный участок определяется согласно расчету арендной платы и составляет 1987,03 рублей в месяц".
Расчет ежемесячной арендной платы за аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного на территории города Омска Расчет арендной платы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29 октября 2008 года N 179-п и рассчитывается по формуле:
Ап = Кс х Сап/12, где: Ап - размер ежемесячной арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость части земельного участка из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:0043 составляет 1589617,12;
Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0,015 (пункт 8 приложение N 1 к постановлению Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п).
12 - количество месяцев в году;
Размер ежемесячной арендной платы составляет 1987,03 рублей с 13 ноября 2008 года.
Решением от 18.04.2011 по делу N А46-1793/2011 требования истца были удовлетворены частично.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в части изменения условий договора аренды N Д-Ц-1-1-3769 с 13 ноября 2008 года, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить в части удовлетворения требований истца и принять в названной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГУЗР Омской области.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Между Департаментом недвижимости администрации г. Омска (Арендодатель) и Довгиленок Любовью Михайловной (Арендатор) на основании Распоряжения Мэра г. Омска от 06.09.2002 N 1442-р был заключен договор аренды земельного участка N Д-Ц-1-1-3769, зарегистрированный 13.05.2003, в соответствии с условиями которого Арендодатель представляет Арендатору в аренду сроком на 25 лет часть земельного участка площадью 344 кв.м. в границах города Омска, из состава земельного участка общей площадью 99235 м.кв., расположенный по адресу ул. 26-я Северная, 13 А (Центральный округ).
Впоследствии между Департаментом недвижимости администрации г. Омска, Довгиленок Любовью Михайловной и Закрытым акционерным обществом "ЭОС" было заключено Соглашение о передаче последнему всех прав и обязанностей по договору аренды (пере-найм) зарегистрированное от 31.12.2004.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:07 04 02:0043, часть которого является объектом аренды, не находится в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности (сведения о правах отсутствуют), что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 10.04.2003 N 36/03-2102.
Порядок и сроки внесения арендных платежей согласованы сторонами в разделе 2 указанного договора.
В соответствии с пунктами 2.2., 2.6. названного договора (в редакции соглашения, зарегистрированного 16.12.2005) величина арендной платы в течении первого месяца составляет 509,69 руб. в 1 месяц. В течении всего срока действия договора Арендатор самостоятельно осуществляет расчет арендной платы, исходя из расчета арендной платы, приведенного в приложении к соглашению, с учетом уведомлений об изменении величин, используемых в расчете. Арендатор перечисляет арендную плату Получателю в размере, исчисленном согласно приложению к соглашению, за каждый месяц вперед с оплатой до 25-го числа месяца предшествующего отчетному.
Согласно пункту 2.5 названного договора (в редакции соглашения, зарегистрированного 16.12.2005) размер ежегодной арендной платы не может быть меньше размера, исчисленного с применением установленных нормативными актами г. Омска базовых платежей за землю.
В соответствии с пунктом 5.1. договора аренды N Д-Ц-1-1-3769 Арендодатель имеет право вносить изменения и дополнения в договор в случае внесения таковых в действующее законодательство и нормативные акты г. Омска.
29.10.2008 Правительством Омской области принято Постановление N 179-п "Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске".
В связи с тем, что указанным постановлением с 13.11.2008 был установлен иной порядок определения размера арендной платы, Арендодатель предложил Арендатору внести изменения в договор аренды N Д-Ц-1-1-3769.
Так истцом был подготовлен и направлен в адрес ответчика с письмом от 02.02.2011 исх. N 02-01/794 проект соглашения об изменении условий договора аренды земельного участка N Д-Ц-1-1-3769, в том числе относительно порядка расчета и размера арендной платы.
Данное соглашение было получено обществом 04.02.2010, однако согласия со стороны ответчика на заключение означенного соглашения не последовало.
01.03.2011 обществом в адрес ГУЗР по Омской области было направлено письмо в котором ЗАО "ЭОС" просило перевести часть земельного участка площадью 344 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 02:0043 из категории земель для производственных целей под здания, строения в категорию земель под объекты электросетевого хозяйства в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, для которых размер арендной платы не может превышать 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку указанный земельный участок в силу пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является государственной собственностью, а в соответствии с подпунктом 8 и 16 пункта 8 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95, Главное управление по земельным ресурсам Омской области наделено функциями выступать стороной по договорам аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, последнее обратилось в арбитражный суд с требованием об изменении условий договора N Д-Ц-1-1-3769.
Удовлетворяя частично требования заявителя суд первой инстанции исходил из того, что в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, тем более что пунктом 5.1 договора аренды N Д-Ц-1-1-3769 сторонами предусмотрено условие о возможном изменении размера арендной платы.
В апелляционной жалобе Общество отмечает, что в представленном истцом расчете необоснованно применена ставка арендной платы (0,015), установленная применительно к виду разрешенного использования "для производственных целей под здания, строения", поскольку указанная ставка не соответствует пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, согласно которому объекты электросетевого хозяйства были выделены в отдельную льготную категорию.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что суд первой инстанции необоснованно сослался в тексте своего решения на соглашение к договору аренды, зарегистрированное 16.12.2005, поскольку такого соглашения не существует.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества ГУЗР Омской области выразило свое несогласие с доводами подателя жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что от ГУЗР Омской области не поступило возражений в связи с рассмотрением решения арбитражного суда в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность вынесенного судом первой инстанции акта в части удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Из части 4 статьи 421 и части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, стоимость аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен.
Пунктом 10 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю отнесено к компетенции Правительства Омской области.
В соответствии с Положением об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, определяется по формуле:
Ап = Кс Ч Сап,
где:
АП - годовой размер арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы;
Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.
Значение Сап определяется в соответствии с пунктами 6, 7 приложения N 1 к настоящему Положению и представляет собой среднеарифметическое значение ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (0,025) и для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (0,015).
По сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 15.06.2010 N 5536/217/10-2066, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 02:0043, разрешенное использование которого установлено для производственных целей под здания, строения, площадью 99 235 кв.м. составляет 458 562 950 руб. 30 коп., соответственно кадастровая стоимость части данного земельного участка (площадь 344 кв.м.), находящейся в аренде у ответчика, определена в размере 1 589 617 руб. 12 коп..
Исходя из расчета, установленного поименованным выше Положением, арендная плата за указанную часть земельного участка, предоставленную по договору N Д-Ц-1-1-3769, должна составлять 1 987 руб. 03 коп. в месяц.
Из материалов дела следует, что по условию пункта 5.1. договора аренды N Д-Ц-1-1-3769 Арендодатель имеет право вносить изменения и дополнения в договор в случае внесения таковых в действующее законодательство и нормативные акты г. Омска.
Поскольку указанным пунктом договора аренды N Д-Ц-1-1-3769 сторонами предусмотрено условие о возможном изменении размера арендной платы в случае внесения изменений в действующее законодательство и нормативные акты, а указанным Положением с 13.11.2008 был установлен иной порядок определения размера арендной платы ГУЗР Омской области направило в адрес ЗАО "ЭОС" соглашение об изменении условий договора аренды земельного участка N Д-Ц-1-1-3769 относительно порядка расчета и размера арендной платы.
Вместе с тем, ответных действий со стороны ответчика на обращение истца, направленных на заключение указанного соглашения, в установленный срок (5 рабочих дней с момента получения указанного соглашения) не последовало.
Из пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что сторона может обратиться в суд за изменением условий договора при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. К иным случаям относятся, в числе прочих, и не достижение сторонами согласия по изменению договора.
Поскольку на предложение ГУЗР Омской области изменить договор ответ ЗАО "ЭОС" в адрес истца направлен не был, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец в полном объеме принял меры по досудебному урегулированию спора с ответчиком.
Таким образом, принимая во внимание, что в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учитывая, что пунктом 5.1 договора аренды N Д-Ц-1-1-3769 сторонами предусмотрено условие о возможном изменении размера арендной платы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части внесения изменений в договор аренды земельного участка Д-Ц-1-1-3769 относительно размера арендной платы с применением к рассматриваемым отношениям постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п.
В апелляционной жалобе Общество отмечает, что в представленном истцом расчете необоснованно применена ставка арендной платы (0,015), установленная применительно к виду разрешенного использования "для производственных целей под здания, строения", поскольку указанная ставка не соответствует пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, согласно которому объекты электросетевого хозяйства были выделены в отдельную льготную категорию.
Названный довод подателя жалобы представляется апелляционному суду несостоятельным, поскольку ответчиком не было представлено в материалы дела доказательств изменения в установленном порядке вида разрешенного использования спорного земельного участка (участки занятые объектами электросетевого хозяйства).
То обстоятельство, что на спорном участке фактически расположены объекты электросетевого хозяйства не свидетельствует об изменении в установленном порядке вида разрешенного использования земельного участка. Поскольку в предмет настоящего спора не входит вопрос правомерности (неправомерности) действий исполнительного органа местного самоуправления по отказу (неизменению) вида разрешенного использования спорного земельного участка, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для оценки названного обстоятельства.
Также подлежит отклонению довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно сослался в тексте своего решения на соглашение к договору аренды, зарегистрированное 16.12.2005. По утверждению подателя жалобы, такого соглашения не существует. Между тем, в материалах дела имеется копия означенного соглашения (л.д. 23, 24). Также представителем истца в судебном заседании оригинал названного постановления был представлен апелляционной коллегии на обозрение.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о несостоятельности доводов подателя жалобы и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле, и сделаны правильные выводы по делу.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2011 по делу N А46-1793/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ЭОС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1793/2011
Истец: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области
Ответчик: ЗАО "Эос"
Третье лицо: ЗАО "Эос"