10 августа 2011 г. |
г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 августа 2011 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании представителя:
от Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям - Исакова Ю.В., представителя
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям
на решение от 01.06.2011
по делу N А73-2796/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Луговая И.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям
о признании незаконными решений об отказе в принятии заявок на выдачу фитосанитарных сертификатов, обязании принять к рассмотрению заявки и выдать фитосанитарные сертификаты
ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконными решений Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее - управление Россельхознадзора), выраженных в письмах N 445 от 05.03.2011, N 478 от 14.03.2011, N 483 от 15.03.2011 о возврате заявок на выдачу фитосанитарных сертификатов и приложенных к ним документов без рассмотрения и обязании выдать сертификаты или отказать в выдаче.
Решением арбитражного суда от 01.06.2011 оспариваемые решения органа, осуществляющего государственный карантинный фитосанитарный контроль, признаны незаконными, и возложена обязанность принять к рассмотрению заявки общества; с управления Россельхознадзора в пользу заявителя взыскано 6 000 руб. судебных расходов. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, управление Россельхознадзора обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неверное толкование судом норм права, позволяющих рассматривать заявки на выдачу фитосанитарных сертификатов только соответствующие установленной форме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение отменить.
Общество, не принимавшее участие в судебном заседании, в письменном отзыве на жалобу выразило согласие с принятым судебным актом, считая его соответствующим действующему законодательству.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, заявки ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" на выдачу фитосанитарных сертификатов на экспортные лесоматериалы (N 984 от 02.03.2011, N 1128 от 10.03.2011, N 1175 от 11.03.2011) письмами Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (от 05.03.2011 N445, от 14.03.2011 N 478, от 15.03.2011) возвращены без рассмотрения.
По мнению управления Россельхознадзора, заявки по форме не соответствуют утвержденной Порядком организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 14.03.2007 N 163 форме. В связи с чем, в соответствии с пунктами 9, 10 и 12 Порядка выдачи фитосанитарных сертификатов не рассматриваются.
Оспаривая законность решений об оставлении заявок и приложенных к ним документов без рассмотрения, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемые решения незаконными и возлагая обязанность принять к рассмотрению заявки, установил, что уполномоченным органом нарушена процедура рассмотрения заявок.
Принимая решение, суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (для признания недействительным ненормативного правового акта, признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Порядок организации работ по выдаче управлением Россельхознадзора фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14.03.2007 N 163 (далее - Порядок).
Данным Порядком, определяющим правила рассмотрения заявок на выдачу фитосанитарных сертификатов, утверждена форма заявки на выдачу фитосанитарного сертификата (приложение N 1) и перечень прилагаемых к ней документов (пункт 10), а также закрытый перечень оснований для отказа в выдаче фитосанитарного сертификата (пункт 16).
В подтверждение законности принятого решения об оставлении заявок без рассмотрения заявитель апелляционной жалобы ссылается на несоответствие заявки по форме, утвержденной Порядком выдачи фитосанитарного сертификата.
Действительно в соответствии с пунктом 9 Порядка рассмотрению подлежат заявки, оформленные согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Утвержденная форма заявки содержит обязательные реквизиты и графы, которые должны быть заполнены и соответствовать содержанию приложенным к заявке документам.
Неправильное оформление заявки не может служить основанием для отказа в выдаче фитосанитарного сертификата.
Тем не менее, такая административная процедура как возврат заявки и приложенных к ней документов без рассмотрения Порядком не предусмотрена.
Ссылка управления Россельхознадзора на возможность применения в данном случае аналогии с процессуальным законодательством, не принимается, поскольку главой 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо предусмотрены основания оставления заявления без рассмотрения, порядок и последствия такого процессуального действия.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 N 163 порядок действий с полученными документами определен только в части регистрации заявки в день ее поступления (пункт 11 Порядка).
По результатам рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов принимается решение о выдаче фитосанитарного сертификата или об отказе в его выдаче в течение 3 календарных дней со дня поступления документов (пункт 13 Порядка (в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 19.03.2010 N 85).
Как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение указанных норм управление Россельхознадзора не приняло соответствующего решения о выдаче или отказе в выдаче фитосанитарного сертификата по заявкам общества.
Кроме того, уполномоченным органом не доказано, что выявленные нарушения, при этом в оспариваемых письмах не указано какие именно, являются неустранимыми и управлением предлагалось обществу до возврата заявок принять меры по их устранению.
Следовательно, решения о возврате заявок без рассмотрения являются необоснованным препятствованием со стороны уполномоченного органа осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта путем применения не предусмотренных законодательством Российской Федерации административных процедур.
В связи с чем, учитывая сокращенный срок принятия решения по заявке, доводы управления о том, что права общества не нарушены, поскольку оно не лишено права, устранив недоставки заявок вновь обратиться в уполномоченный орган, необоснованны.
В целях восстановления нарушенных прав общества арбитражный суд правомерно возложил на уполномоченный орган обязанность рассмотреть заявки в установленном порядке.
Другие доводы, заявленные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для удовлетворения апелляционной жалобы управления Россельхознадзора.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судом апелляционной инстанции основания для отмены решения суда первой инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.06.2011 по делу N А73-2796/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2796/2011
Истец: ООО "Деревообрабатывающий Холдинг", ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Хабарвоскому краю, ЕАО, Сахалинской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2469/12
05.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3865/12
26.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3865/12
21.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5774/11
10.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2816/11