"05" августа 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" августа 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Первухиной Л.Ф.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя: Якименок Н.В., представителя на основании выписки из приказа от 03.03.1998 N 28 от 28.07.2011,
от административного органа: Буруновой Ю.В., представителя по доверенности N СК-1184 от 21.12.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" мая 2011 года по делу N А33-4901/2011,
принятое судьей Шайхутдиновым Е.М.
установил:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 204 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" ОГРН 1022401789156 (МБДОУ N204, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю (Управление, административный орган, ответчик) об оспаривании постановления от 22.03.2011 N 747 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 мая 2011 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, административный орган обратился с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:
- вывод суда о том, что допущенные учреждением нарушения требований СП 2.3.6.1079-01 следовало квалифицировать по статье 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, является необоснованным,
- статья 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной по отношению к статье 6.7 Кодекса,
- пищеблок детского дошкольного учреждения относится к другим специально оборудованным местам для организации питания населения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 204 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Учреждение зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401789156.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Горяева Д.В. от 25.02.2011 N 877 должностными лицами административного органа 09.03.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения учреждением санитарного законодательства в помещениях, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, д.165.
В ходе проведения проверки должностными лицами выявлены и отражены в составленном в отношении учреждения протоколе от 09.03.2011 б/н об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следующие факты: допускается организация работы пищеблока на сырье, при отсутствии полного набора помещений, необходимого для работы пищеблока на сырье; не обеспечены производственные зоны пищеблока минимальным количеством производственных столов; допускается доставка всего продовольственного сырья и пищевых продуктов через общие входы здания; не обеспечены локальными вытяжными системами электросковорода, жарочный шкаф, моечные ванны для мытья кухонной посуды; допускается обработка фруктов, круп в моечных ваннах, предназначенных для мытья кухонной посуды; осуществляется охлаждение киселей, компотов в горячем (варочном цехе); не обеспечена обработка птицы сырой на отдельном столе; не обеспечена маркировкой электромясорубка; допускается приготовление картофельного пюре вручную; не обеспечено приготовление и хранение компотов и киселей в емкостях из нержавеющей стали; отсутствуют резервные источники горячего водоснабжения; допускается использование замороженных полуфабрикатов из мяса птицы; используется в питании детей столовая посуда с трещинами, сколами; не обеспечено включение 09.03.2011 г. на обед гарнира. Данные факты свидетельствуют о нарушении заявителем пунктов 5.1, 4.5, 6.1, 8.4, 8.22, 8.9, 6.9, 6.10 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее СП 2.3.6.1079-01), пунктов 4.27, 14.1 (приложение 4), 14.4, 14.3, 15.20, 15.12, 4.31, 14.13 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.03.2011 N 747 учреждению назначено административное наказание, предусмотренное статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 204 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Исходя из части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.06.2005 N 421, протокол N 747 от 09.03.2011 об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом. Требования статей 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление N 747 от 22.03.2011 вынесено заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Горяевым Д.В.- уполномоченным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Требования статей 29.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении оспариваемого постановления соблюдены.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о нарушении административным органом требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении от 09.03.2011 N 747 составлен в присутствии заведующей учреждения Якименок Н.В. и содержит все предусмотренные статьей 28.2 Кодекса сведения, в том числе, объяснения заведующей МБДОУ N204 Якименок Н.В. и ее подпись, свидетельствующую о получении копии протокола 09.03.2011.
Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления не установлено.
Удовлетворяя требование учреждения о признании незаконным и отмене постановления N 747 от 22.03.2011 по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях МБДОУ N 204 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 10 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу пункта 3 статьи 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Из содержания вышеуказанной статьи следует, что требования к организации питания обучающихся являются частью общих требований к условиям воспитания и обучения.
Согласно статье 51 Закона "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведен перечень административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
В соответствии со статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного нарушения выражается в нарушении конкретных санитарных правил, которые лицо, осуществляющее воспитание и обучение, обязано было соблюдать.
Из протокола об административном правонарушении N 747 от 09.03.2011 и оспариваемого постановления N 747 от 22.03.2011 следует, что учреждению вменяется нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков: допускается организация работы пищеблока на сырье, при отсутствии полного набора помещений, необходимого для работы пищеблока на сырье; не обеспечены производственные зоны пищеблока минимальным количеством производственных столов; допускается доставка всего продовольственного сырья и пищевых продуктов через общие входы здания; не обеспечены локальными вытяжными системами электросковорода, жарочный шкаф, моечные ванны для мытья кухонной посуды; допускается обработка фруктов, круп в моечных ваннах, предназначенных для мытья кухонной посуды; осуществляется охлаждение киселей, компотов в горячем (варочном цехе); не обеспечена обработка птицы сырой на отдельном столе; не обеспечена маркировкой электромясорубка; допускается приготовление картофельного пюре вручную; не обеспечено приготовление и хранение компотов и киселей в емкостях из нержавеющей стали; отсутствуют резервные источники горячего водоснабжения; допускается использование замороженных полуфабрикатов из мяса птицы; используется в питании детей столовая посуда с трещинами, сколами; не обеспечено включение 09.03.2011 г. на обед гарнира (л.д. 21-30).
Перечисленные факты свидетельствуют о нарушении заявителем пунктов 5.1, 4.5, 6.1, 8.4, 8.22, 8.9, 6.9, 6.10 СП 2.3.6.1079-01, пунктов 4.27, 14.1 (приложение 4), 14.4, 14.3, 15.20, 15.12, 4.31, 14.13 СанПиН 2.4.1.2660-10.
Выявленные административным органом нарушения санитарно-эпидемиологических требований квалифицированы по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного нарушения выражается в нарушении конкретных санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган неверно квалифицировал совершенное учреждением административное правонарушение по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что к санитарно - эпидемиологическим требованиям к условиям воспитания и обучения относится осуществление мер по организации питания обучающихся и воспитанников.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 являются основой для разработки санитарных норм и правил для организаций общественного питания, обеспечивающих организацию питания различных групп населения (детские, подростковые, лечебно-оздоровительные учреждения, питание на транспорте и др.) (пункт 1.3 СП 2.3.6.1079-01).
СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, который подлежит применению в данном случае.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции установлена статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом не представлено доказательств того, что МБДОУ N 204 (его пищеблок) относится к специально оборудованным местам (столовым, ресторанам, кафе, барам) и осуществляет организацию питания населения, что исключает применение СП 2.3.6.1079-01.
Довод апелляционной жалобы о том, что статья 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной по отношению к статье 6.7 Кодекса, основан на неверном толковании данных норм, противоречит системному толкованию диспозиций указанных составов административных правонарушений с учетом вышеуказанных положений санитарно-эпидемиологического законодательства.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях МБДОУ N 204 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и незаконности оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении N 747 от 22.03.2011.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены.
Вопрос о судебных расходах, связанных с уплатой государственной пошлины в настоящем деле не разрешается, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" мая 2011 года по делу N А33-4901/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Ф. Первухина |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4901/2011
Истец: МБДОУ "Детский сад N 204 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей", МБДОУ Детский сад N 204
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2634/11