29 июня 2011 г. |
Дело N А48-603/2011 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Протасова А.И.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования на решение арбитражного суда Орловской области от 22.04.2011 по делу N А48-603/2011 (судья Пронина Е.Е.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сиротинина Игоря Васильевича (ОГРН - 304575234400148) к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования о признании незаконным решения N 3493 от 01.12.2010,
при участии в судебном заседании:
от Фонда социального страхования: Чириковой О.Н., начальника отдела по доверенности N 06-12/06/6846 от 02.12.2010,
от страхователя: предпринимателя Сиротинина И.В., Лысенко С.В., адвоката по доверенности б/н от 07.12.2010,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сиротинин Игорь Васильевич (далее - предприниматель Сиротинин И.В., предприниматель, страхователь) обратился в арбитражный суд Орловской области с заявлением к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее - Фонд социального страхования, Фонд) о признании незаконным решения от 01.12.2010 N 3493 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 69 642,92 руб.
Решением арбитражного суда Орловской области от 22.04.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме - решение Фонда N 3493 от 01.12.2010 признано недействительным и на Фонд возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя Сиротинина И.В.
Не согласившись с решением арбитражного суда Орловской области от 22.04.2011, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой на состоявшийся судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит решение суда области отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указывает на то, что предприниматель Сиротинин И.В., осуществляющий предпринимательскую деятельность с 1994 года и не привлекавший ранее наемных работников для осуществления этой деятельности, не представил доказательств необходимости и экономической обоснованности как введения должности бухгалтера, так и принятия на работу единственного сотрудника - своей жены Сиротининой О.И. на поздних сроках беременности, поскольку ни до трудоустройства Сиротининой О.И., ни после ухода ее в отпуск по беременности и родам на должность бухгалтера у предпринимателя Сиротинина И.В. никто трудоустроен не был.
Доказательств реального выполнения Сиротининой О.И. своих должностных обязанностей, как указывает Фонд, предпринимателем не представлено, а документы, подтверждающие расходы предпринимателя на выплату Сиротининой О.И. пособия по беременности и родам и пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, не были представлены ни отделению Фонда при проведении камеральной проверки, ни в первое судебное заседание.
Кроме того, как полагает Фонд, трудовой договор между работодателем Сиротининым И.В. и работником Сиротининой О.И. не свидетельствует о трудовых отношениях, так как в договоре не определены место работы и трудовая функция работника.
При этом заявитель апелляционной жалобы ссылается также на то, что уплата страховых взносов в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд носила не систематический характер, а была осуществлена единовременно за 2 квартал 2010 года, то есть непосредственно перед наступлением страхового случая.
Также непосредственно перед наступлением спорного страхового случая - в апреле 2010 года предприниматель Сиротинин И.В. зарегистрировался в качестве страхователя.
Указанные обстоятельства, как способствующие необоснованному получению за счет средств Фонда возмещения затрат страхователя, по мнению Фонда, служат законным основанием для отказа в удовлетворении требования предпринимателя Сиротинина И.В. о возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам и пособия в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности.
Предприниматель Сиротинин И.В. возразил против доводов апелляционной жалобы, указывая на то, что на учете в Орловском региональном отделении Фонда социального страхования в качестве страхователя он состоит с октября 2007 года и ранее им принимались на работу по трудовому договору наемные работники, а также на то, что принятие на работу бухгалтера Сиротининой О.И. было обусловлено возросшим объемом работы с электронными документами и невозможностью работы с ними самого предпринимателя, являющегося инвалидом по зрению.
Считая обжалуемое решение законным и обоснованным, предприниматель Сиротинин И.В. просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Орловского регионального отделения Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав пояснения представителей Фонда социального страхования и предпринимателя Сиротинина И.В., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Сиротинин И.В., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и применяющий в целях налогообложения систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, 01.04.2010 заключил трудовой договор N 1 с Сиротининой О.И., являющейся женой предпринимателя.
Согласно договору Сиротинина О.И. была принята на должность бухгалтера с окладом 15 000 руб.
29.09.2010 у Сиротининой О.И. родилась дочь, что подтверждается представленной в материалы дела справкой о рождении N 3105 от 08.11.2010.
27.07.2010 Сиротининой О.И. выдан листок нетрудоспособности ВЭ N 7663113 на период с 27.07.2010 по 13.12.2010 по беременности и родам и справка N 638 о ранней постановке на диспансерный учет по беременности.
В связи с наступлением страхового случая (рождение ребенка), полагая, что страховые взносы по социальному страхованию уплачены в установленном размере и сроки, предприниматель Сиротинин И.В., будучи зарегистрированным в качестве страхователя с 17.10.2007 (извещение о регистрации в качестве страхователя от 27.04.2010), обратился в Фонд социального страхования с заявлением о возмещении денежных средств по обязательному социальному страхованию на выплаченное наемному работнику Сиротининой О.И. пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, в общей сумме 69 642,92 руб.
На основании заявления предпринимателя Фондом была проведена камеральная проверка по выделению средств по социальному страхованию, результаты которой оформлены актом N 3493 от 26.10.2010.
Заместитель управляющего Орловским региональным отделением Фонда социального страхования, рассмотрев материалы проверки, отказал предпринимателю Сиротинину И.В. в выделении денежных средств по обязательному социальному страхованию на выплату страхового обеспечения в сумме 69 642,02 руб., что отражено в решении N 3493 от 01.12.2010.
Основанием для отказа в выделении денежных средств послужил вывод Фонда об искусственном создании страхователем ситуации для возмещения из Фонда социального страхования средств на выплату пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, обосновываемый отсутствием экономической обоснованности введения предпринимателем Сиротининым И.В. должности бухгалтера и документального подтверждения фактического выполнения Сиротининой О.И. трудовых обязанностей в качестве бухгалтера, а также реальности выплаты Сиротининой О.И. пособий.
Считая, что решение Фонда N 3493 от 01.12.2010 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в виде пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, предприниматель Сиротинин И.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что Фондом не доказано отсутствие реальных трудовых отношений между предпринимателем Сиротининым И.В. и Сиротининой О.И., а также наличие в действиях предпринимателя искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств Фонда в спорной сумме, пришел к выводу о несоответствии решения Фонда N 3493 от 01.12.2010 требованиям действующего законодательства, в связи с чем удовлетворил заявление предпринимателя Сиротинина И.В. в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда области обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предприниматель является страхователем по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих по трудовому договору.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьями 7, 8 Закона "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, являются страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности, материнства.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 6 пункта 6 статьи 12, статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Размер пособия по беременности и родам установлен статьями 8 и 10 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которыми пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы.
Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), установлен статьей 10 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ и составляет 300 рублей.
При этом в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и единовременное пособие при рождении ребенка индексируются исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции (статья 4.2 Закона N 81-ФЗ).
С учетом названных положений, а также коэффициента индексации (1,10), в 2010 году пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, установлено в сумме 412,08 руб.
Условия и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам регламентированы Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих медицинскому страхованию".
Так, из содержания пункта 1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособие по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Из вышеизложенного следует, что право на получение пособия по беременности и родам возникает у застрахованного лица, работающего по трудовому договору, в случае наступления страхового случая (материнства) при наличии листка нетрудоспособности и осуществляется за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из представленного в материалы дела трудового договора N 1 от 01.04.2010, заключенного предпринимателем Сиротининым И.В. с Сиротининой О.И., видно, что Сиротинина О.И. принята на работу на должность бухгалтера с оплатой труда 15 000 руб. в месяц.
На этом основании предпринимателем была внесена запись в трудовую книжку Сиротининой О.И.
В связи с созданием должности бухгалтера и приемом на работу сотрудника, предпринимателем была утверждена должностная инструкция бухгалтера, утверждено штатное расписание бухгалтера на торговой точке на период с 01.04.2010 по 31.12.2010 и велся учет рабочего времени, о чем свидетельствуют табели учета рабочего времени за апрель - июль 2010 года.
Как видно из платежных ведомостей, представленных в материалы дела, в период с мая по июль 2010 года предприниматель производил выплату Сиротининой О.И. заработной платы. Также предприниматель производил уплату за работника налога на доходы физических лиц (расчетные ведомости за апрель - июль 2010 года) и отчисления в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2 и 3 кварталы 2010 года: по квитанциям и чекам-ордерам от 17.06.2010, от 01.10.2010.
Эти обстоятельства, в совокупности с положениями норм пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса, подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 1 статьи 5, статьи 20 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которыми индивидуальные предприниматели (работодатели), производящие выплаты в пользу физических лиц по трудовому договору, производят исчисление, удержание у налогоплательщика и уплату сумм налога на доходы физических лиц, а также являются плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование и на обязательное пенсионное страхование, свидетельствуют о наличии реальных трудовых отношений между предпринимателем Сиротининым И.В. и Сиротининой О.И.
27.07.2010 Сиротининой О.И. выдан листок нетрудоспособности ВЭ N 7663113 на период с 27.07.2010 по 13.12.2010 в связи с отпуском по беременности и родам и справка N 638 о ранней постановкой на диспансерный учет по беременности.
В связи с наступлением страхового случая - рождением ребенка (справка о рождении от 08.11.2010 N 3105) предпринимателем Сиротининым И.В. была произведена выплата Сиротининой О.И. пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
Начисление и выплата пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, подтверждены расчетом пособия по временной нетрудоспособности за текущий расчетный период (2010 год); приказом предпринимателя N 1 от 30.07.2010 о предоставлении отпуска по беременности и родам и назначении пособия на основании листка нетрудоспособности; платежной ведомостью от 10.08.2010 на сумму 69 230,84 руб. Правильность произведенного предпринимателем расчета Фондом социального страхования не оспаривается.
Таким образом, материалами дела подтвержден как факт реального существования трудовых отношений между предпринимателем Сиротининым И.В. и Сиротининой О.И., так и факт несения предпринимателем расходов на выплату пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
При этом ссылка Фонда социального страхования на то, что документы, подтверждающие расходы предпринимателя на выплату Сиротининой О.И. пособия по беременности и родам и пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, были представлены только в суд и отсутствовали у Фонда при проведении камеральной проверки, не принимается судом апелляционной инстанции в качестве обоснования доводов апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения реальности выплаты Сиротининой О.И. пособий, ввиду ее несостоятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что производство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (часть 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса).
Таким образом, положения арбитражного процессуального законодательства предполагают, что стороны вправе представить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются обоснованием заявленных требований, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы государственным органом, чье решение оспаривается.
В этой связи судом первой инстанции обоснованно были приняты и оценены в качестве допустимых доказательств по делу представленные предпринимателем документы, подтверждающие факт выплаты Сиротининой О.И. пособий по временной нетрудоспособности.
Довод Фонда социального страхования о том, что ни до трудоустройства Сиротининой О.И., ни после ухода ее в отпуск по беременности и родам, на должность бухгалтера никто трудоустроен не был, не принимается судом апелляционной инстанции в качестве обоснования экономической необоснованности введения этой должности, поскольку, согласно пояснениям предпринимателя Сиротинина И.В., подтвержденным справкой серии МСЭ-003 N 537414 от 20.04.2001, он является инвалидом второй группы по зрению с детства, поэтому в связи с увеличением объема работ и ведением всей документации на компьютере, у него возникла необходимость в сотруднике, который будет его замещать в его отсутствие, в том числе, и по причине прохождения лечения по зрению. Не замещение данной должности другим работником, объясняется Сиротининым И.В. тем, что Сиротинина О.В. намерена выйти на работу после окончания отпуска по беременности и родам.
Следует также отметить, что в материалах дела имеется диплом Сиротининой О.В. о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации "специалист банковского дела", выданный образовательным учреждением Орловской банковской школой Центрального Банка от 19.02.2010, что соответствует предъявляемым к должности бухгалтера требованиям. Согласно должностной инструкции бухгалтера, утвержденной предпринимателем, на должность бухгалтера может быть назначено лицо, имеющее среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы, или специальную подготовку. В должностные обязанности бухгалтера входит: выполнение работ по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций; начисление и перечисление налогов и сборов, страховых взносов; регистрация всей входящей и исходящей документации. Доказательств того, что имеющееся у Сиротининой О.В. среднее профессиональное образование было недостаточным для осуществления указанных функций, Фондом не представлено.
Учитывая, что должностные обязанности бухгалтера были указаны в должностной инструкции бухгалтера, утвержденной предпринимателем Сиротининым, довод Фонда о том, что трудовой договор между работодателем Сиротининым И.В. и работником Сиротининой О.И. не свидетельствует о трудовых отношениях ввиду отсутствия в нем указания на трудовые функции работника, является необоснованным.
При этом Фондом не представлено и доказательств того, что целью заключения предпринимателем трудового договора N 1 от 01.04.2010 с Сиротининой О.В. является исключительно создание искусственной ситуации, направленной на получение пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, а также того, что предприниматель преследовал единственную цель получения полной компенсации собственных расходов по выплате пособия по беременности и родам из средств Фонда при отсутствии факта осуществления работником трудовой деятельности.
В то же время, в материалах дела имеются как документы, подтверждающие факты наличия трудовых правоотношений и осуществления работником трудовой функции, так и документы, подтверждающие выплату спорных социальных пособий.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить также то, что Сиротинина О.И., имеющая предыдущее высшее педагогическое образование и осуществлявшая трудовую деятельность по указанной специальности до 30.11.2007, согласно договорам на оказание платных образовательных услуг от 18.08.2008 N 576.3/08-09 и от 29.06.2009 N506.3/09-10 обучалась по специальности "Банковское дело" в течение одного года 6 месяцев и приступила к исполнению обязанностей бухгалтера предпринимателя Сиротинина И.В. непосредственно по завершении образования - диплом о присвоении квалификации специалист банковского дела выдан Сиротининой О.И. 19.02.2010, трудовой договор заключен ею 01.04.2010. Данное обстоятельство, в совокупности с другими установленными по делу обстоятельствами, подтверждает добросовестность поведения работника и работодателя при заключении трудового договора.
Оценивая довод Фонда о неосуществлении страхователем систематических выплат страховых взносов на обязательное социальное страхование, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу статьи 346.22 Налогового кодекса суммы единого налога по упрощенной системе налогообложения зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральному казначейству придан статус федеральной службы и переданы правоприменительные функции Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению исполнения федерального бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса (в редакции, действовавшей в период до июля 2010 года) в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежат зачислению налоговые доходы от единого налога на вмененный доход - по нормативу 90%.
Пунктом 1 статьи 146 Бюджетного кодекса "Доходы государственных внебюджетных фондов" установлено, что в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от единого налога на вмененный доход:
- в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5%.
- в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента;
- в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента.
Судом области установлено и Фондом не оспаривается, что предприниматель Сиротинин И.В. осуществляет деятельность, подпадающую под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В материалах дела имеются копии сданных предпринимателем Сиротининым И.В. в инспекцию Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход за первый и второй кварталы 2010 года, на основании которых им произведено начисление к уплате в бюджет единого налога на вмененный доход, а также копии платежных документов об уплате начисленных сумм единого налога.
То обстоятельство, что суммы единого налога на вмененный доход, указанные в декларациях за первый и второй кварталы 2010 года, были уплачены предпринимателем на соответствующий счет органа федерального казначейства, подтверждается представленными в материалы дела квитанцией и чеком-ордером, и Фондом не оспаривается.
Таким образом, посредством уплаты единого налога на вмененный доход предпринимателем было обеспечено поступление соответствующих отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации, за счет средств которого в соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих медицинскому страхованию" и производится уплата пособия по беременности и родам.
То обстоятельство, что сумма страховых взносов была единовременно перечислена за 2 квартал 2010 года непосредственно перед наступлением страхового случая, не может служить доказательством создания предпринимателем искусственного возмещения сумм страховых взносов, на что ссылается Фонд в своей апелляционной жалобе, поскольку обусловлено тем, что работник Сиротинина О.И. была принят на работу именно в этом периоде.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что наличие страхового случая Фондом не оспаривается, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о документальном подтверждении права Сиротининой О.И. на получение пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, в общем размере 69 642,92 руб.
Следовательно, у арбитражного суда Орловской области отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований предпринимателя.
Решением арбитражного суда Орловской области от 22.04.2011 по делу N А48-603/2011 правомерно признано недействительным решение государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования от 01.12.2010 N 3493 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 69 642,92 руб., а также на Фонд возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя Сиротинина И.В.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Орловской области от 22.04.2011 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения дела и основываясь на положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 22.04.2011 по делу N А48-603/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-603/2011
Истец: Сиротинин Игорь Васильевич
Ответчик: ГУ ОРО ФСС РФ