г. Саратов |
Дело N А12-13992/2010 |
"11" августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "09" августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,
при участии в заседании:
от Администрации Волгограда - Кузнецова И.В., действующая по доверенности N 05-ид/97 от 28.06.2011,
от Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда - Дроздов А.Ю., действующий по доверенности N арг-234-10 от 09.11.2010,
от ООО "Сказка-Плюс" - Белая Ю.И., действующая по доверенности от 27.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Волгограда и Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "12" мая 2011 года по делу N А12-13992/2010 (судья Пономарева Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс"
к Администрации Волгограда
заинтересованные лица:
Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда,
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 111 Центрального района Волгограда,
Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда,
Муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района Волгограда"
о признании недействительным постановления от 06.04.2010 N 743 об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" (далее заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным постановления главы Волгограда от 06.04.2010 N 743 об отказе в предоставлении земельного участка (учетный номер 4-78-5) для строительства объекта общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 111 Центрального района Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, муниципальное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района Волгограда".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Администрация Волгограда и Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Представитель ООО "Сказка-Плюс" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционных жалоб просит отказать.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционные жалобы без участия представителей Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда, МДОУ детский сад N 111 Центрального района Волгограда, Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда, Муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района Волгограда", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации Волгограда от 05.09.2005 N 1554 обществу с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" предварительно согласовано место размещения административного здания на земельном участке (учетный N 4-78-5) площадью 6271 квадратный метр, расположенном по улице Краснознаменской в Центральном районе Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 26.04.2006 N 951 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 05.09.2005 N 1554 "О предварительном согласовании места размещения административного здания общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" внесены изменения в части установления площади земельного участка, установив ее равной 6149 квадратных метров.
Постановлением администрации Волгограда от 18.04.2007 N 1042 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 05.09.2005 N 1554 "О предварительном согласовании места размещения здания общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" внесены изменения в наименование объекта: слова "административного здания" заменены словами "административно-торгового здания".
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 34:34:04: 00 34:0041.
Указанные выше постановления были впоследствии отменены постановлением администрации Волгограда от 17.08.2007 N 1946.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 декабря 2007 по делу N А12-17428/07-С6 постановление администрации Волгограда от 17.08.2007 N 1946 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда" признано недействительным и не соответствующим статьям 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 15 статьи 36 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/36. Суд обязал администрацию Волгограда принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6149 квадратных метров, расположенного по адресу: улица Краснознаменская в Центральном районе Волгограда, кадастровый номер 3434:04 00 34:0041, для строительства административно-торгового здания со сроком строительства три года.
03.04.2008 Межрайонным отделом по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области на основании исполнительного листа от 04.02.2008 N 007244, выданного арбитражным судом Волгоградской области по делу N А12-17428/07-С6, в отношении администрации и в интересах взыскателя - общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" возбуждено исполнительное производство N 451041102/4/2008.
Постановлением главы Волгограда от 06.04.2010 N 743 обществу с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" отказано в предоставлении в аренду на три года земельного участка (учетный N 4-78-5, кадастровый номер 34:34:04: 00 34:0041) площадью 6149 квадратных метров для строительства капитального объекта -административно-торгового здания по улице Краснознаменской, 10Б в Центральном районе.
Основанием для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого обществом земельного участка явилось то обстоятельство, что согласно постановлению главы Волгограда от 02.03.2010 N 447 земельный участок площадью 6169 квадратных метров (учетный номер 4-78-9) зарезервирован для муниципальных нужд сроком на семь лет для размещения сквера районного значения по улице Краснознаменской (территория Сурского сквера) в Центральном районе Волгограда, и постановлением главы Волгограда от 02.03.2010 N 448 на тот же срок зарезервирован земельный участок площадью 1088 квадратных метров (учетный номер 4-78-8) для размещения игровой и прогулочной площадки муниципального учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района Волгограда".
Считая отказ администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" в предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным постановление главы Волгограда от 06.04.2010 N 743 об отказе в предоставлении земельного участка (учетный номер 4-78-5) для строительства объекта общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" исходил из того, что данное постановление не соответствует статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьям 56, 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
В том числе в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие ограничения права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков:
1) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 40 и часть 1 статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
2) отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на зарезервированных земельных участках, вправе оформить такие участки на праве аренды на срок, не превышающий срока резервирования, как это предусмотрено.
При рассмотрении спора судами установлено, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 декабря 2007 по делу N А12-17428/07-С6 признано недействительным и не соответствующим статьям 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 15 статьи 36 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/36, постановление администрации Волгограда от 17.08.2007 N 1946 "Об отмене постановлений администрации Волгограда, главы Волгограда". Суд обязал администрацию Волгограда принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6149 квадратных метров, расположенного по адресу: улица Краснознаменская в Центральном районе Волгограда, кадастровый номер 3434:04 00 34:0041, для строительства административно-торгового здания со сроком строительства три года.
В соответствии со ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Однако, администрация, исполняя решение суда, возлагающее на нее обязанность предоставить в аренду спорный земельный участок ООО "Сказка-Плюс", в нарушение ст. 16 АПК РФ приняла постановление об отказе ООО "Сказка-Плюс" в предоставлении для строительства объекта в аренду на три года земельного участка (учетный номер 4-78-5, кадастровый номер N 34:34:04 00 34:0041) площадью 6149 кв.м. из земель населенных пунктов для строительства капитального объекта - административно-торгового здания по ул. Краснознаменской,10б в Центральном районе.
В тексте постановления N 743 от 06.04.2010 г.. указано, что данное постановление издано во исполнение решения арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-17428/07-с6 от 20.12.2007 г.. и ООО "Сказка Плюс" отказано в предоставлении в аренду земельного участка с учетом Постановления главы г. Волгограда N 447 от 02.03.2010 г.. "О резервировании земельного участка (учетный N 4-78-9) для муниципальных нужд", Постановления главы г. Волгограда N 448 от 02.03.2010 г.. "О резервировании земельного участка (учетный N 4-78-8) для муниципальных нужд".
В обоснование позиции, изложенной в апелляционных жалобах, представители администрации и комитета указывают на то, что решением по делу N А12-17428/07-с6 от 20.12.2007 г.. на администрацию не возлагалась обязанность по принятию только положительного постановления. По мнению апелляторов, решение суда об обязании администрации принять решение о предоставлении в аренду земельного участка предполагает возможность принятия как положительного, так и отрицательного решения.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод, несоответствующим вступившим в законную силу судебным актам по делам N А12-17428/07-С6, N А12-10265/2010.
В частности, как следует из материалов дела, в рамках исполнительного производства N 451041102/4/2008, возбужденного на основании исполнительного листа от 04.02.2008 N 007244, выданного арбитражным судом Волгоградской области по делу N А12-17428/07-С6, судебный пристав-исполнитель 07.10.2008 обращался в арбитражный суд с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Суд первой инстанции разъяснил, что принятие решения администрацией Волгограда о предоставлении в аренду земельного участка площадью 6149 квадратных метров, расположенного по адресу: улица Краснознаменская в Центральном районе Волгограда, кадастровый номер 34:34:04 00 34:0041, для строительства административно-торгового здания на срок строительства - три года, означает как положительное, так и отрицательное разрешение вопроса. Постановлениями арбитражных судов апелляционной инстанции от 29 января 2009 и кассационной инстанции от 30 апреля 2009 определение арбитражного суда Волгоградской области от 20 октября 2008 по делу N А12-17428/2007-с6 отменено. В указанных постановлениях арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций указали на то, что исполнительный документ не содержит неясностей, являющихся основанием для разъяснения порядка исполнения исполнительного листа.
В постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 октября 2010 по делу N А12-10265/2010 по заявлению администрации Волгограда об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области от 06.05.2010 о наложении штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также указано, что резолютивная часть исполнительного листа арбитражного суда Волгоградской области N 007244 не содержит неясностей, поэтому издание администрацией постановлений от 06.04.2010 N 743 "Об отказе в предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Сказка Плюс" и от 02.03.2010 N 448 "О резервировании земельного участка (учетный N 4-78-8) для муниципальных нужд" не может свидетельствовать об исполнении требований исполнительного документа.
Следовательно, администрация в процессе исполнения решения суда N А12-17428/07-С6, в рамках которого суд в соответствии с требованиями ст.198, 200 АПК РФ проверил оспариваемый ненормативный правовой акт на предмет соответствия его закону или иному нормативному правовому акту, установил факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов ООО "Сказка-Плюс" и в порядке ст. 201 АПК РФ обязал администрацию принять положительное решение по представлению земельного участка в аренду, не могла принять иного решения.
Суд не принимает доводы администрации о том, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, находящиеся в оперативном управлении Детского сада и МУ ЖКХ, поскольку данные обстоятельства в соответствии с нормами ст. 198, 200, 201 АПК РФ подлежали исследованию судом в рамках рассмотрения дела А12-17428/07-С6.
Постановления главы Волгограда от 02.03.2010 N 447 "О резервировании земельного участка (учетный номер 4-78-9) для муниципальных нужд" и от 02.03.2010 N 448 "О резервировании земельного участка (учетный номер 4-78-8) для муниципальных нужд" вынесены после вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А12-17428/07-С6, не являлись предметом исследования судом в рамках указанного дела и соответственно не могли являться причиной для отказа в предоставлении земельного участка на основании указанного судебного акта, являющегося обязательным для администрации Волгограда.
Из материалов дела также следует, что обществу с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс" на праве собственности принадлежит незавершенное строительством строение кафе с пристройками на земельном участке кадастровый номер 34:34:04:0034:0024, предоставленном в аренду, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2006 г.. Таким образом, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" общество как собственник сооружения, расположенного на зарезервированных земельных участках, вправе оформить такие участки на праве аренды на срок, не превышающий срока резервирования.
Более того, при рассмотрении дела судами установлено, что решением арбитражного суда Волгоградской области от 14.04.2011 г.. по делу N А12-11912/2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2011 г.., признаны недействующими постановления Главы Волгограда от 02.03.2010 г.. N 447 "О резервировании земельного участка (учетный N 4-78-9) для муниципальных нужд" и N 448 "О резервировании земельного участка (учетный N 4-78-8) для (муниципальных нужд" как не соответствующие статьям 56, 49, ст.70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд кассационной инстанции указал, что из смысла статей 49, 56, 56.1 ст.70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается только в отношении земель находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных другим лицам в землепользование, с соблюдением положений статьи 49 ЗК РФ и обоснованием необходимости такого резервирования. В рассматриваемом случае, резервирование администрацией земельных участков землепользователя - ООО "Сказка- Плюс", которому постановлением администрации Волгограда от 05.09.2005 N 1554 предварительно согласовано место размещения административно-торгового здания, не обусловлено необходимостью такого резервирования, проведено произвольно, не соответствует требованиям земельного законодательства.
В соответствии с требованиями ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии условий, с которыми АПК РФ связывает незаконность ненормативного правового акта, в связи с чем вывод суда о незаконности постановления главы Волгограда от 06.04.2010 N 743 об отказе в предоставлении земельного участка (учетный номер 4-78-5) для строительства объекта общества с ограниченной ответственностью "Сказка-Плюс", как несоответствующего статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьям 56, 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации является обоснованным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "12" мая 2011 года по делу N А12-13992/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Волгограда и Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13992/2010
Истец: ООО "Сказка Плюс", ООО "Сказка-плюс"
Ответчик: Администрация Волгограда, Администрация города Волгограда
Третье лицо: "Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района Волгограда", Департамент муниципального имущества, Департамент муниципального имущества Администрации г. Волгограда, Комитет земельных ресурсов Администрации г. Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда, МДОУ "Детский сад N 111 Центрального района Волгограда", МДОУ детский сад N 111 Центрального района Волгограда ", МУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района Волгограда"
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15771/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15771/12
15.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6062/12
28.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2642/12
07.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9118/11
11.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4672/11