"11" августа 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" августа 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Белан Н.Н., Кирилловой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии: от открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск": Кузнецова Н.Г. - представителя по доверенности от 11.01.2011 N 1.1/ДК-11-Д5;
от товарищества собственников жилья "Аэропорт": Муромцевой Л.Г. - представителя по доверенности от 10.04.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Аэропорт" (ОГРН 1082411001441,ИНН 2411018992)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" апреля 2011 года по делу N А33-14574/2010, принятое судьей Красовской С.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Аэропорт Красноярск" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Аэропорт" о взыскании 1 108 269 руб. 58 коп. неосновательного обогащения (технологические потери на сумму 161 589 руб. 36 коп. и оплата холодной питьевой воды на сумму 946 680 руб. 22 коп).
Определением от 30 ноября 2010 года к производству принято встречное исковое заявление товарищества собственников жилья "Аэропорт" о взыскании с открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" 832 154 руб. 29 коп. денежных средств, оплаченных товариществом собственников жилья "Аэропорт" за не поставленные коммунальные услуги холодного питьевого водоснабжения надлежащего качества.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 апреля 2011 года первоначальный иск удовлетворен частично, с товарищества собственников жилья "Аэропорт" в пользу открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" взыскано 630 767 руб. 24 коп. долга за предоставленные услуги по водоснабжению, а также 7 837 руб. 31 коп. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении встречного иска отказано. С товарищества собственников жилья "Аэропорт" в доход федерального бюджета взыскано 13 987 руб. 28 коп.
Не согласившись с данным судебным актом, товарищество собственников жилья "Аэропорт" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск", об удовлетворении встречного иска.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2011 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение назначено на 18 июля 2011 года.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на обоснованность встречных исковых требований, в связи с тем, что поставляемая в распределительную сеть холодная вода не соответствует гигиеническим нормативам, требованиям СанПиН (установлено Управлением Роспотребнадзора); ответчиком понесены расходы на установку фильтровального оборудования, ее ремонт, заменены трубы горячего водоснабжения (по причине зашлакованности отложениями солей некачественной холодной воды).
Товарищество собственников жилья "Аэропорт" указывает на то, что водоснабжение за январь, февраль, март 2010 года оплачено, в зачет поступивших от ответчика платежей не приняты суммы, уплаченные по платежному поручению N 29 от 17.02.2010 на 81 373 руб. 50 коп., платежному поручению N 42 от 16.03.2010 на 30 000 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указывает, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Открытое акционерное общество "Аэропорт Красноярск" ссылается на отсутствие:
- между сторонами договорных отношений, в том числе регулирующих условия о качестве поставляемого ресурса, объеме, режиме потребления;
- у истца возможности подавать ресурс иного качества;
- претензий ответчика к качеству воды при приемке.
Также истец указывает на невозможность установления размера убытков и на недоказанность их наличия.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что объемы потребленных коммунальных услуг не оспаривает.
Представитель истца, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, пояснил, что из заключения Роспотребнадзора Российской Федерации не следует вывод о том, что подача воды в жилые дома запрещена.
В судебном заседании объявлено об отложении судебного разбирательства.
После отложения, судебное разбирательство продолжено 04 августа 2011 года, представители сторон поддержали доводы, изложенные письменно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется только в обжалуемой заявителем части.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Из искового заявления следует, что открытым акционерным обществом "Аэропорт Красноярск" в периоды май, июнь 2009 года, январь-июль 2010 года товариществу собственников жилья "Аэропорт" оказаны услуги по водоснабжению на общую сумму 1 108 269 руб. 58 коп.
В адрес ТСЖ "Аэропорт" выставлены следующие счета-фактуры:
на оплату поставленной холодной питьевой воды на сумму 946 680 руб. 23 коп.:
- N 000081 от 31/01/2010 г. на сумму 96 020,73 руб.;
- N 000165 от 28/02/2010 г. на сумму 166 837,08 руб.;
- N 000260 от 31/03/2010 г. на сумму 167 984,14 руб.;
- N 000392 от 30/04/2010 г. на сумму 164 483,65 руб.;
- N 000530 от 31/05/2010 г на сумму 49 493,02 руб.;
- N 000559 от 31/05/2010 г. на сумму 118 471,34 руб.;
- N 000656 от 30/06/2010 г. на сумму 94 078,24 руб.;
- N 000805 от 31/07/2010 г. на сумму 89 312,03 руб.
на оплату за слив теплоносителя на сумму 161 589 руб. 36 коп.:
- N 001331 от 31/05/2009 г. на сумму 26 668,59 руб.;
- N 001522 от 30/06/2009 г. на сумму 16 314,09 руб.;
- N 000082 от 31/01/2010 г. на сумму 17 982,32 руб.;
- N 000170 от 28/02/2010 г. на сумму 33 383,24 руб.;
- N 000259 от 31/03/2010 г. на сумму 26 817,34 руб.;
- N 000391 от 30/04/2010 г. на сумму 18 965,95 руб.;
- N 000531 от 31/05/2010 г. на сумму 21 457,83 руб.
Составлены двусторонние акты сдачи-приемки оказанных услуг по водоснабжению, подписанные только со стороны ОАО "Аэропорт Красноярск":
- за январь 2010 года от 31.01.2010 (объем оказанных услуг 8346 мi, тариф оказанных услуг 9,75) на сумму 96 020,73 руб.;
- за февраль 2010 года от 28.012.2010 (объем оказанных услуг 8346 мi, тариф оказанных услуг 9,75) на сумму 166 837,08 руб.;
- за март 2010 года от 31.03.2010 (объем оказанных услуг 8494 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 167 984,14 руб.;
- за апрель 2010 года от 30.04.2010 (объем оказанных услуг 8317 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 164 483,65 руб.;
- за май 2010 года от 31.05.2010 (объем оказанных услуг 2502,58 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 49 493,02 руб.;
- за май 2010 года от 31.05.2010 (объем оказанных услуг 5990,42 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 118 471,34 руб.;
- за июнь 2010 года от 30.06.2010 (объем оказанных услуг 4757 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 94 078,24 руб.;
- за июль 2010 года от 31.07.2010 (объем оказанных услуг 4516 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 89 312,03 руб.
- за май 2009 года от 31.05.2009 (объем оказанных услуг 2318 мi, тариф оказанных услуг 9,75) на сумму 26 668,59 руб. (слив теплоносителя);
- за июнь 2009 года от 30.06.2009 (объем оказанных услуг 1418 мi, тариф оказанных услуг 9,75) на сумму 16 314,09 руб. (слив теплоносителя);
- за январь 2010 года от 31.01.2010 (объем оказанных услуг 1563 мi, тариф оказанных услуг 9,75) на сумму 17 982,32 руб. (слив теплоносителя);
- за февраль 2010 года от 28.02.2010 (объем оказанных услуг 1688 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 33 383,24 руб. (слив теплоносителя);
- за март 2010 года от 31.03.2010 (объем оказанных услуг 1356 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 26 817,34 руб. (слив теплоносителя);
- за апрель 2010 года от 30.04.2010 (объем оказанных услуг 959 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 18 965,95 руб. (слив теплоносителя);
- за май 2010 года от 31.05.2010 (объем оказанных услуг 1085 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 21 457,83 руб. (слив теплоносителя).
В качестве доказательств по объему оказанных услуг по поставке питьевой холодной воды ОАО "Аэропорт Красноярск" представило справки ТСЖ "Аэропорт", подписанные председателем Андреевым Ю.А., скрепленные печатью ТСЖ "Аэропорт", об употреблении холодной воды ТСЖ "Аэропорт" за январь 2010 года в объеме 8346 мi, за февраль 2010 в объеме 8436 мi, за март 2010 в объеме 8494 мi, за апрель 2010 в объеме 8317 мi, за май 2010 года в объеме 7758 мi, за июнь 2010 года в объеме 4757 мi, за июль 2010 года в объеме 4516 мi.
Оказание услуги по сливу теплоносителя подтверждается, по мнению ОАО "Аэропорт Красноярск", отчетами теплопотребления за июнь 2009 года, январь, составленными инженером ООО "МОНТ" Тюриным В.Л., скрепленными подписью и печатью ТСЖ "Аэропорт", ОАО "Аэропорт Красноярск", за февраль, апрель, май 2010 года. Согласно названным отчетам объем слива теплоносителя составил: за январь 2010 года - 1563 мi, за февраль 2010 года 1688 мi, за март 2010 года - 1356 мi, за апрель 2010 года - 959 мi, за май 2010 года - 1085 мi, подписанные со стороны ТСЖ "Аэропорт" с разногласиями.
Истцом по первоначальному иску в дело представлен акт от 05.04.2010, составленный комиссией в составе начальника отделения ТВС и К Евтушенко В.В., начальника участка ЭТС Сайбель А.В., начальника ЭКС Иконникова Ю.Д., председателя ТСЖ п. Аэропорт Андреева Ю.А. на основании договора N 677/ПЭ-09 пункта 7.5, о том, что согласно распечатки теплового счетчика марки SKM - 1,А3, установленного в тепловом узле ТП-16 происходил слив теплоносителя в количестве 1356 мi за март месяц. Председателем ТСЖ "Аэропорт" Андреевым Ю.А. акт не подписан.
Кроме того, в дело представлены расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы и расчет тарифа на холодную воду на 2011 год.
Плата за предоставление услуг по отпуску холодной воды рассчитана на основании тарифа, утвержденного Постановлениями Администрации Емельяновского района N 2325 от 08.12.2008, N 12 от 13.01.2010, составляет на 2009 г. - 9,75 руб. за м3, на 2010 г. - 16,76 руб. за мi.
Ссылаясь на то, что ОАО "Аэропорт Красноярск" надлежащим образом выполнило принятые на себя обязательства по отпуску воды, в то время как ТСЖ "Аэропорт" в свою очередь не исполнило обязательства по оплате услуг, ОАО "Аэропорт Красноярск" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ТСЖ "Аэропорт неосновательного обогащения в размере 1 108 269 руб. 58 коп.
Как следует из встречного иска, ОАО "Аэропорт "Красноярск" является снабжающей организацией для жителей домов 1,2,3,4 по ул. Аэропорт, п. Емельяново, по коммунальному ресурсу - холодная питьевая вода. Несмотря на то, что ответчик ежегодно в местные органы самоуправления предоставляет обоснование расчётов для их утверждения, питьевая вода не поставляется (отсутствует весь технологический комплекс мероприятий по водоподготовке добываемой подземной воды, нет лаборатории контроля качества).
Между ТСЖ "Аэропорт" и ОАО "Аэропорт "Красноярск" отсутствуют договорные отношения по поставке коммунального ресурса - холодная питьевая вода.
В сентябре 2009 г. в отношении ОАО "Аэропорт "Красноярск" была проведена проверка Роспотребнадзором Красноярского края, которая установила: отсутствие водоподготовки, отсутствие аккредитованной лаборатории контроля качества, что по мнению ТСЖ "Аэропорт" свидетельствует о поставке снабжающей организацией в централизованную сеть не питьевой воды, а воды технического назначения.
Счета на оплату ОАО "Аэропорт "Красноярск" выставляло по тарифам, установленным для централизованного питьевого водоснабжения, и показаниям по объемам по общедомовым приборам учета, установленным на каждом многоквартирном доме.
ТСЖ "Аэропорт" за период с августа 2009 г. по май 2010 г. перечислило на расчётный счёт ОАО "Аэропорт "Красноярск" 832 154.29 руб. за поставку холодной питьевой воды по тарифам для поставки холодной питьевой воды, в то же время надлежащий коммунальный ресурс поставлен не был.
ТСЖ "Аэропорт" в материалы дела представлены платежные поручения об оплате водоснабжения на общую сумму 832 154 руб. 29 коп., в том числе:
- N 231 от 20.09.2010 на сумму 31 890 руб. 93 коп. за июнь 2010 года по счету-фактуре N 656 от 30.06.2010;
- N 278 от 18.10.2010 на сумму 143 762 руб. 34 коп. за коммунальные услуги за июль 2010 года, в том числе за водоснабжение 30 275 руб. 26 коп. по счету-фактуре N 805 от 31.07.2010;
- N 279 от 18.10.2010 на сумму 155 572 руб. 76 коп. за коммунальные услуги за август 2010 года, в том числе за водоснабжение 32 762 руб. 45 коп. по счету-фактуре N 908 от 31.08.2010;
- N 280 от 18.10.2010 на сумму 40 512 руб. 27 коп. по счету-фактуре N 1085 от 30.09.2010;
- N 339 от 24.11.2010 на сумму 51 124 руб. 70 коп. за коммунальные услуги за октябрь 2010 года по счету-фактуре N1241 от 31.10.2010;
- N 378 от 27.12.2010 на сумму 49 723 руб. 57 коп. за коммунальные услуги за ноябрь 2010 года по счету-фактуре N 1414 от 30.11.2010;
- N 83 от 12.08.2009 на сумму 63 392 руб. 55 коп. за водоснабжение за июль 2009 года по счету-фактуре N 001670 от 31.07.2009;
- N 106 от 22.09.2009 на сумму 78 620 руб. 75 коп. за водоснабжение за август 2009 года по счету N 001775 от 31.08.2009;
- N 121 от 14.10.209 на сумму 66 119 руб. 24 коп. за водоснабжение за сентябрь 2009 года по счету 001887 от 30.09.2009;
- N 143 от 01.12.209 на сумму 99 414 руб. 71 коп. за водоснабжение за октябрь 2009 года по счету N 002044 от 31.10.2009.
- N 157 от 16.12.2009 на сумму 94 156 руб. 92 коп. за водоснабжение за ноябрь 2009 года по счету N 00117 от 10.12.2009,
- N 9 от 19.01.2010 на сумму 84 757 руб. 34 коп. за водоснабжение за декабрь 2009 года по счету N 001250 от 12.01.2010,
- N 29 от 17.02.2010 на сумму 81 373 руб. 50 коп. за водоснабжение за январь по счету N 000073 от 15.02.2010,
- N 42 от 16.03.2010 на сумму 30 000 руб. за водоснабжение за январь по счету N 000134 от 10.03.2010,
- N 75 от 17.05.2010 на сумму 142 359 руб. 44 коп. за водоснабжение за март по счету N 000260 от 31.03.2010,
- N 80 от 17.05.2010 на сумму 111 387 руб. 36 коп. за водоснабжение за февраль по счету N 000165 от 28.02.2010.
Плата за предоставление услуг по отпуску воды рассчитана на основании тарифа, утвержденного Постановлениями Администрации Емельяновского района N 2325 от 08.12.2008, N 12 от 13.01.2010, составляет на 2009 г. - 9,75 руб. за мi, на 2010 г. - 16,76 руб. за мi.
По мнению ТСЖ "Аэропорт", если вода подается в централизованную систему не питьевого качества, она не может быть тарифицирована (не подпадает под понятие холодное водоснабжение) и на ее потребление не может быть установлен норматив. Вода, которая подается ОАО "Аэропорт Красноярск" в многоквартирные дома из системы централизованного водоснабжения представляет собой угрозу здоровью населения. Возможность ее использования в бытовых целях должна быть установлена органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Законодательством правила установления тарифов определены только для холодного питьевого водоснабжения. Соответственно, когда по правилам питьевого водоснабжения устанавливают тариф снабжающей организации, которая не производит питьевую воду (в том числе в связи с непригодностью водного горизонта на источнике, что установлено проверкой Росприроднадзора), то таким образом у населения путём обмана изымают денежные средства для неосновательного обогащения снабжающей организации.
Ссылаясь на то, что ТСЖ "Аэропорт" за период с августа 2009 г. по май 2010 г. перечислило на расчётный счёт ОАО "Аэропорт "Красноярск" 832 154 руб. 29 руб. за поставку холодной питьевой воды по тарифам для поставки холодной питьевой воды, в то же время как надлежащий коммунальный ресурс поставлен не был, ТСЖ "Аэропорт" обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "Аэропорт Красноярск" неосновательного обогащения в размере 832 154 руб. 29 коп.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (статьи 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статей 135, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственниками многоквартирных домов N 1,2,3,4, по ул. Аэропорт п. Емельяново, избран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья "Аэропорт", что подтверждается Уставом ТСЖ "Аэропорт" и решениями общего собрания собственников жилья от 24.04.2008, что также не оспаривается ТСЖ "Аэропорт".
Поскольку отпуск воды осуществлялся на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ТСЖ "Аэропорт", то последний в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 является абонентом и обязан оплатить фактически полученную от истца холодную питьевую воду.
Из материалов дела следует, что между сторонами не заключался договор на отпуск питьевой воды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт отпуска холодной воды на объекты жилого фонда, обслуживаемого ТСЖ "Аэропорт", подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В соответствии со статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Отношения сторон в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регламентированы также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно пунктам 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений. С этой целью оборудуются узлы учета, которые должны размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Поскольку отпуск питьевой воды осуществлялся в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам, то к отношениям сторон также подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила 307).
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что расчет объема водопотребления производился ОАО "Аэропорт Красноярск" в спорных многоквартирных домах N 1,2,3,4 ул. Аэропорт п. Емельяново, на основании показаний общедомовых приборов учета.
В подтверждение исполнения обязательств по фактической поставке холодной воды в спорные жилые дома, открытым акционерным обществом "Аэропорт Красноярск" в материалы дела были представлены справки, подписанные председателем товарищества собственников жилья "Аэропорт" Андреевым Ю.А. и скрепленные его печатью, свидетельствующие о потреблении холодной воды: за январь 2010 года в объеме 8346 мi, за февраль 2010 в объеме 8436 мi, за март 2010 в объеме 8494 мi, за апрель 2010 в объеме 8317 мi, за май 2010 года в объеме 7758 мi, за июнь 2010 года в объеме 4757 мi, за июль 2010 года в объеме 4516 мi.
На основании указанных справок были составлены акты об оказании услуг по водоснабжению, не подписанные со стороны товарищества собственников жилья "Аэропорт":
- за январь 2010 года от 31.01.2010 (объем оказанных услуг 8346 мi, тариф оказанных услуг 9,75) на сумму 96 020, 73 руб.;
- за февраль 2010 года от 28.012.2010 (объем оказанных услуг 8346 мi, тариф оказанных услуг 9,75) на сумму 166 837,08 руб.;
- за март 2010 года от 31.03.2010 (объем оказанных услуг 8494 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 167 984,14 руб.;
- за апрель 2010 года от 30.04.2010 (объем оказанных услуг 8317 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 164 483,65 руб.;
- за май 2010 года от 31.05.2010 (объем оказанных услуг 2502,58 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 49 493,02 руб.;
- за май 2010 года от 31.05.2010 (объем оказанных услуг 5990,42 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 118 471,34 руб.;
- за июнь 2010 года от 30.06.2010 (объем оказанных услуг 4757 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 94 078,24 руб.;
- за июль 2010 года от 31.07.2010 (объем оказанных услуг 4516 мi, тариф оказанных услуг 16,76) на сумму 89 312,03 руб.
На оплату поставленной питьевой холодной воды на сумму 946 680 руб. 23 коп. ОАО "Аэропорт Красноярск" выставило ТСЖ "Аэропорт" следующие счета-фактуры:
- N 000081 от 31.01.2010 г. на сумму 96 020,73 руб.;
- N 000165 от 28.02.2010 г. на сумму 166 837,08 руб.;
- N 000260 от 31.03.2010 г. на сумму 167 984,14 руб.;
- N 000392 от 30.04.2010 г. на сумму 164 483,65 руб.;
- N 000530 от 31.05.2010 г на сумму 49 493,02 руб.;
- N 000559 от 31.05.2010 г. на сумму 118 471,34 руб.;
- N 000656 от 30.06.2010 г. на сумму 94 078,24 руб.;
- N 000805 от 31.07.2010 г. на сумму 89 312,03 руб.
Отказав в зачете в качестве оплаты за спорный период денежных сумм, перечисленных ответчиком истцу по платежным поручениям N 29 от 17.02.2010 и N 42 от 16.03.2010, суд первой инстанции сделал вывод, что товарищество собственников жилья "Аэропорт" оплатило оказанные услуги по водоснабжению в размере 315 912 руб. 99 коп., долг составляет 630 767 руб. 24 коп.
Частичная оплата оказанных услуг в указанной сумме подтверждается платежными поручениями:
- N 75 от 17.05.2010 на сумму 142 359 руб. 44 коп. (в строке "назначение платежа" указано - оплата по счету N 000260 от 31.03.2010);
- N 80 от 17.05.2010 на сумму 111 387 руб. 36 коп. (в строке "назначения платежа" указано - оплата по счету N 000165 от 28.02.2010);
- N 278 от 18.10.2010 на сумму 30 275 руб. 26 коп. (в строке "назначение платежа" указано - оплата за июль 2010 года по счету N 805 от 31.07.2010);
- N 231 от 20.09.2010 на сумму 31 890 руб. 93 коп. (в строке "назначение платежа" указано - оплата за водоснабжение за июнь (40% от стоимости) 2010 год, по счету-фактуре N 656 от 30.06.2010).
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о сумме частичной оплаты и сумме долга не согласен, отказ в зачете денежных средств, перечисленных ответчиком по платежным поручениям N 29 от 17.02.2010 на сумму 81 373 руб. 50 коп., N 42 от 16.03.2010 на сумму 30 000 руб. считает необоснованным поскольку счёт-фактура N 000081 от 31.01.2010 на сумму 96 020 руб. 73 коп. соответствует в части услуги водоснабжения за январь 2010 года счету N 000073 на сумму 96 020 руб. 73 коп. - оплачено 81 373 руб. 50 коп. (за минусом 18% - 14 647 руб. 23 коп.); счёт-фактура N 000165 от 28.02.2010 на сумму 166 837 руб. 08 коп. соответствует в части услуги водоснабжения за февраль 2010 года счету N 000134 на сумму 166 837 руб. 08 коп. - оплачено 30 000 руб.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы составляются в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее окончания. Достоверность содержащихся в них данных обеспечивается лицами, составившими и подписавшими эти документы. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, подписавших документы.
Согласно пункту 2.2. Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П, расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа распоряжение плательщика (клиента
или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств.
Указание в платежном поручении назначения платежа производится с целью идентификации перечисленных денежных средств у получателя платежа.
По общему смыслу данных правовых норм изменение назначения платежа не входит в компетенцию получателя платежа без волеизъявления плательщика.
В суде апелляционной инстанции представитель истца подтвердил, что платежи вопреки основанию платежа не отнесены в спорный период.
При таких обстоятельствах, сумма неоплаченных услуг составляет 519 393 руб. 74 коп., так как задолженность по водоснабжению за январь оплачена ответчиком по платежному поручению N 29 от 17.02.2010, за февраль 2010 года - по платежным поручениям N 42 от 16.03.2010 и N 80 от 17.05.2010 (630 767 руб. 24 коп. - 81 373 руб. 50 коп. - 30 000 руб.).
Товариществом собственников жилья "Аэропорт" заявлено встречное исковое заявление, о взыскании с открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" 832 154 руб. 29 коп., оплаченных за поставку питьевой холодной воды (платежными поручениями от 12.08.2009 N 83, от 22.09.2009 N 106, от 15.10.2009 N 121, от 01.12.2009 N 143, от 16.12.2009 N 157, от 19.01.2010 N 9, от 17.02.2010 N 29, от 16.03.2010 N 42, от 17.05.2010 N 75, от 17.05.2010 N 80), тогда как поставленная вода была ненадлежащего качества, а ее стоимость рассчитана на основании тарифа на водоснабжение (качественная питьевая вода).
Согласно подпункту 7 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
В соответствии со статьей 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
Отношения, связанные с порядком изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества регулируются разделами VII и VШ Правил 307.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением (п. 60).
Приложением N 1 к указанным правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлены "Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность". При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам оплата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета), так как отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать требованиям, которые установлены государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества СанПиН 2.1.4.1074-01" (далее СанПиН).
В соответствии с пунктом 3.1. СанПиН питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
17.09.2009 Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" составило экспертное заключение N 6384 о соответствии санитарным правилам и нормативам результатов лабораторных исследований питьевой воды из водозаборных сооружений (скважины N1,5 и перед поступлением в распределительную сеть по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, территория ОАО "Аэропорт Красноярск". Из заключения следует, что жилые дома п.Емельяново, ул.Аэропорт, дома N 1,2,3,4 обеспечиваются питьевым водоснабжением из скважин, расположенных на территории ОАО "Аэропорт Красноярск", находящихся на балансе, содержании и обслуживании в ОАО "Аэропорт Красноярск". Питьевая вода из скважин поступает непосредственно в накопительную емкость, расположенную на территории ОАО "Аэропорт Красноярск", а после водоподготовки путем обезжелезивания поступает в распределительную сеть указанных жилых домов. Отбор пробы воды проводился из оголовков скважин N 1,5 перед водоподготовкой системы централизованного водоснабжения и на станции обезжелезивания перед подачей в распределительную сеть. Органолептические исследования проводились по показателям: запах, привкус, цветность, мутность. Бактериологические исследования были проведены по показателям: количество термотолерантных колиформных бактерий в 100 мл, количество общих колиформных бактерий в 100 мл, общее микробное число в 1 мл.
По результатам проведенных исследований пробы воды сделаны следующие выводы:
- питьевая вода скважинного водозабора (скважина N 1 и N 5), а также перед подачей в распределительную сеть централизованной системы питьевого водоснабжения ОАО "Аэропорт Красноярск" имеет благоприятные органолептические свойства и соответствует по этим показателям гигиеническим нормативам, предъявляемым к воде питьевого качества;
- качество воды по бактериологическим показателям соответствует требованиям СанПиН, предъявленным к питьевой воде централизованных систем водоснабжения;
- отсутствует неблагоприятное антропогенное воздействие на водоисточник органических загрязнений;
- питьевая вода скважинного водозабора (скважины N 1 и N 5), а также перед подачей в распределительную сеть централизованной системы питьевого водоснабжения ОАО "Аэропорт Красноярск" безопасна в эпидемиологическом отношении;
- вода из скважин N 1 и N 5, а также перед подачей в распределительную сеть для жилых домов п. Емельяново по ул. Аэропорт, N 1,2,3,4 по химическому составу не безвредна для здоровья человека и не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа и марганца.
23.09.2009 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю составлен акт проверки N 788 в отношении ОАО "Аэропорт Красноярск" по соблюдению требований к эксплуатации систем водоснабжения, в котором отражено следующее:
- отсутствует проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения водозаборных сооружений N 1-6, 9-11, расположенных по адресу: Емельяновский район, Красноярский край, аэропорт "Красноярск";
- лаборатория, эксплуатирующая систему водоснабжения, цех обезжелезивания, осуществляющий производственный контроль качества воды, не аккредитованы в установленном порядке на право выполнения исследований воды;
- производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований качества питьевой воды в местах водозабора, перед подачей в распределительную сеть, в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной распределительной сети проводится в неполном объеме, определенном рабочей программой;
- не организован производственный контроль качества питьевой воды на период паводка и чрезвычайных ситуаций, после ремонта и иных технических работ;
- вода из скважин N 1 и N 5, а также перед подачей в распределительную сеть для жилых домов п. Емельяново, ул. Аэропорт N 1-4, по химическому составу не безвредна для здоровья человека и не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию железа и марганца;
- на территории водозаборных сооружений отсутствуют дорожки с твердым покрытием.
По результатам проведенных надзорных мероприятий ОАО "Аэропорт Красноярск" выдано предписание N 2595/з от 24.09.2009 об устранении нарушений санитарного законодательства со сроком исполнения 10.03.2010.
29.03.2010 Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" составило экспертное заключение N 1959 о соответствии санитарным правилам и нормативам результатов лабораторных исследований качества проб воды, отобранных из эксплуатируемых скважин N1,5,10,11 и из водопроводных кранов централизованного питьевого водоснабжения в квартирах жилых домов N 1,2,3,4 по ул. Аэропорт в п. Емельяново, Емельяновского района, Красноярского края.
В экспертном заключении сделаны выводы: пробы воды, отобранные из эксплуатируемых скважин N 1,5,10,11 в п. Емельяново, Емельяновского района, Красноярского края, и отобранные из водопроводных кранов централизованного питьевого водоснабжения в квартирах жилых домов N 1,2,3,4 по ул. Аэропорт в п. Емельяново, Емельяновского района Красноярского края по содержанию железа в воде не соответствуют требованиям СанПиН. Исследования по показателям - запах, цветность, мутность не превышают величину допустимого уровня, что соответствует требованиям СанПиН.
31.03.2010 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю составлен акт проверки N 869 в отношении ОАО "Аэропорт Красноярск" по контролю за выполнением предписания N 2595/з от 24.09.2009, в котором отражено следующее:
- выполнено мероприятие по заключению ОАО "Аэропорт Красноярск" договора на проведение производственного контроля от 15.02.2008 N 85/09-08 с ООО "Краском", представлены протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды, согласно которым качество питьевой воды не соответствует гигиеническим нормативам по химическим показателям по содержанию железа и марганца;
- выполнено мероприятие по разработке плана мероприятий на 2010 год на период паводка и чрезвычайных ситуаций, после ремонта и иных технических работ;
- выполнено мероприятие по приобретению "Уровнемера скважинного тросового электроконтактного" для систематического контроля соответствия фактического дебита проектной производительности;
- не выполнено мероприятие в части разработки проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения водозаборных сооружений N 1-6, 9-11, расположенных по адресу: Емельяновский район, Красноярский край, аэропорт "Красноярск" и получения санитарно-эпидемиологического заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- не выполнено мероприятие в части обеспечения дорожек твердым покрытием на территории водозаборных сооружений, запланировано на июль 2010 года.
Согласно пунктам 3.4., 3.4.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется её соответствием нормативам по обобщённым показателям к содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2): по железу (суммарно) норматив составляет не более 0,3 мг/л (1,0 мг/л), показатель вредности органолептический, по марганцу (суммарно) норматив составляет 0,1 мг/л (0,5 мг/л), показатель вредности органолептический.
В примечании 2 к таблице 2 СанПиН указано, что величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населённом пункте и применяемой технологии водоподготовки.
ОАО "Аэропорт Красноярск" не представило в материалы дела постановления главного государственного санитарного врача на территории Красноярский край, Емельяновский район, территория ОАО "Аэропорт Красноярск" по согласованию повышенного содержания железа и марганца в питьевой воде, подаваемой в распределительную сеть для употребления жителями спорных жилых домов.
Холодной питьевой водой из скважин, находящихся в ведении ОАО "Аэропорт Красноярск", обеспечиваются жители домов N 1,2,3,4, по ул. Аэропорт п. Емельяново, при отсутствии альтернативных источников водоснабжения.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ОАО "Аэропорт Красноярск" знало о несоответствии качества питьевой воды положениям СанПиН 2.1.4.1074-01 и необходимости приведения ее в соответствии с требованиями названных Правил и проводило соответствующие мероприятия. Имеющаяся станция обезжелезивания производит очистку полученной из скважин воды, в связи с чем питьевая вода, поступающая в распределительную сеть жилых домов, имеет уже меньшее содержание железа и марганца.
Согласно экспертному заключению Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 17.09.2009 N 6384 содержание железа в скважине N 1 составляет 1,39 мг/дмi, в скважине N 5 - 3,16 мг/дмi, перед подачей в распределительную сеть - 0,57 мг/дмi (норматив 0,3 мг/дмi); содержание марганца в скважине N 1 составляет 0,35 мг/дмi, в скважине N 5 - 0,37 мг/дмi, перед подачей в распределительную сеть - 0,31 мг/дмi (норматив 0,1 мг/дмi).
Из материалов дела следует, что 15.02.2008 между ОАО "Аэропорт Красноярск" (заказчик) и ООО "КрасКом" (исполнитель) заключен договор N 85/09-08/078-08, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства по проведению лабораторных исследований воды по микробиологическим и химическим показателям с выдачей по их результатам протоколов исследований, что позволяет проводить качественные исследования и контролировать содержание железа и марганца.
ОАО "Аэропорт Красноярск" направляло запросы в ООО "Водкоммунтех-М" (от 03.06.2010) и Красноярский институт Водоканалпроект (от 20.08.2010) по разработке мероприятий на улучшение качества питьевой воды аэропорта "Красноярск" и возможности приобретения более совершенного оборудования по обезжелезиванию питьевой воды. В ответах на запросы указана стоимость испрашиваемого оборудования (около 8 млн. рублей) и стоимость проведения реконструкции уже существующей станции обезжелезивания (более 5 млн. рублей).
Из пояснений, данных ОАО "Аэропорт Красноярск" в суде первой и в суде апелляционной инстанций, следует, что в силу природных, а также технических составляющих, обуславливающих качество поставляемой питьевой воды, у ОАО "Аэропорт Красноярск" отсутствует возможность подавать ресурс в ином виде и качестве. Проведение мероприятий по устранению превышения допустимой нормы содержания железа и марганца в воде, требует высоких финансовых затрат, несение которых представляется для ОАО "Аэропорт Красноярск" фактически невозможным, в силу банкротного состояния (решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.10.2010 по делу N А33-9400/2009 общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство).
Суд первой инстанции, установил, что по результатам выявленных при проведении в сентябре 2009 года и марте 2010 года проверок нарушений, заключение о невозможности подачи воды и необходимом прекращении ее подачи по причине несоответствия установленным требованиям к качеству, в спорный период вынесено не было.
Кроме того, предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю в отношении ОАО "Аэропорт Красноярск" N 2595/з от 24.09.2009 об устранении нарушений, было частично исполнено, частично выполнены мероприятия указанные в нем.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Аэропорт Красноярск", в силу имеющихся возможностей заботилось о соблюдении правил и норм, регулирующих качество воды централизованных систем питьевого водоснабжения и осуществляло поставку питьевой воды в жилые многоквартирные дома, единственно возможного в данный период качества коммунального ресурса.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Аэропорт" не предъявляло претензий по качеству питьевой воды, поставляемой в жилые дома, не инициировало взятие проб с целью исследования на предмет соответствия ее надлежащему качеству в соответствии с требованиями СанПин в точке разграничения балансовой принадлежности сетей истца и ответчика, а только ставило вопрос о пересмотре тарифа на холодное водоснабжение, установленного для ОАО "Аэропорт Красноярск", сообщало о том, что будет оплачивать холодную воду не питьевого качества в размере 40% от установленного тарифа до выполнения необходимых мероприятий по водоподготовке, просило направить предложения по оплате холодной воды при отсутствии программы производственного контроля качества подаваемой в централизованную сеть воду, а также просило сообщить о тех мероприятиях, которые ОАО "Аэропорт Красноярск" выполнил (выполняет) для разрешения проблемы централизованной поставки через присоединенную сеть холодной воды не питьевого качества.
Стоимость водопотребления в спорный период определена ОАО "Аэропорт Красноярск" исходя из тарифов, утвержденных Администрацией Емельяновского района, которые составляют на 2009 год - 9,75 руб. за мi, на 2010 год - 16,76 руб. за мi на водоснабжение (холодная питьевая вода).
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено содержание муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 17 названного Федерального закона регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Пунктами 2, 5 части 1 статьи 3 названного Закона N 210-ФЗ установлены следующие общие принципы регулирования тарифов и надбавок:
- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций;
- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
- полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
- осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
- устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования;
- привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
ОАО "Аэропорт Красноярск" представило доказательства того, что разрабатывало производственные программы по установлению тарифа на услуги системы водоснабжения, представляло информацию о фактических расходах общества на осуществление водоснабжения в уполномоченный орган, который в последующем принял решение об установлении соответствующего тарифа.
Из представленного отчета тарифа на водоснабжение на 2010 год усматривается, что фактические расходы ОАО "Аэропорт Красноярск", то есть себестоимость ресурса (26,66 руб. за мi), превышает заложенную в тарифе стоимость. Однако при установлении тарифа орган местного самоуправления определил допустимые рамки превышения стоимость тарифа на 2010 год, по сравнению с предыдущим периодом 2009 года и установил его в размере 16,76 руб. за мi.
Так как иного тарифа на водоснабжение не было установлено для ОАО "Аэропорт Красноярск", последний не имел полномочий на установление произвольной платы на поставку питьевой воды для ТСЖ "Аэропорт" и рассчитывал стоимость услуг по тарифам, установленным Администрацией Емельяновского района на 2009-2010 годы.
С учетом изложенного применение произвольного тарифа истцом по встречному исковому заявлению неправомерно. Возможность установления произвольной платы в силу действующего законодательства у сторон отсутствует, равно как и отсутствует методика снижения платы в случае поставки коммунального ресурса ненадлежащего качества (всего объема).
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами факт поставки ОАО "Аэропорт Красноярск" в спорный период в жилые многоквартирные дома, управление которыми осуществляет ТСЖ "Аэропорт", холодной питьевой воды, а также факт оплаты последним холодной воды на основании выставленных ОАО "Аэропорт Красноярск" счетов - фактур.
Учитывая доказанность факта оказания услуг по поставке питьевой воды в период май, июнь 2009 года, январь-июль 2010 года, а также отсутствие доказательств, полной оплаты ТСЖ "Аэропорт" суммы основного долга, исковые требования по первоначальному иску подлежат удовлетворению в части долга за оказанные услуги по водоснабжению в размере 519 393 руб. 74 коп.
Установив, что требования о взыскании долга с ТСЖ "Аэропорт" за слив теплоносителя (потери в сетях теплоносителя) за спорный период уже были предметом рассмотрения в других делах, Арбитражный суд Красноярского края отказал в удовлетворении первоначального иска в указанной части.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 65, 67, 68, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалы дела доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что из представленных ТСЖ "Аэропорт" в обоснование встречного искового заявления документов, не усматривается, что ОАО "Аэропорт Красноярск" неосновательно обогатилось за счет истца по встречному иску. Ответчик не получил имущественной выгоды, следовательно, не может считаться лицом, неосновательно обогатившимся за счет истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что встречные исковые требования подлежат удовлетворению в связи с тем, что поставляемая в распределительную сеть холодная вода не соответствует нормативам и требованиям, подлежат отклонению, поскольку фактически товарищество собственников жилья "Аэропорт" в спорный период принимало питьевую холодную воду; использовало воду без предъявления претензий по качеству поставляемого ресурса; производило частичную оплату коммунального ресурса; собирало денежные средства с жителей многоквартирных жилых домов для оплаты холодной воды.
Также подлежит отклонению ссылка заявителя апелляционной жалобы на несение расходов на установку фильтровального оборудования, ее ремонт, замену труб горячего водоснабжения (по причине зашлакованности отложениями солей некачественной холодной воды), поскольку из содержания встречного искового заявления следует, что сумма предъявляемых требований состоит из 832 154 руб. 29 коп., оплаченных за водоснабжение. Наличие и размер убытков из иска не усматриваются.
Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменяет решение в части удовлетворения первоначального иска.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на истца и ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" апреля 2011 года по делу N А33-14574/2010 изменить, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Первоначальный иск удовлетворить частично. Взыскать с товарищества собственников жилья "Аэропорт" (ОГРН 1082411001441, ИНН 2411018992) в пользу открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" (ОГРН 1072411001211) 519 393 рубля 74 копейки долга, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 358 рублей 08 копеек, а также в доход федерального бюджета 13 987 рублей 29 копеек государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части первоначального иска отказать.
В удовлетворении встречного иска отказать.".
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14574/2010
Истец: ОАО "Аэропорт Красноярск"
Ответчик: ТСЖ "Аэропорт"
Третье лицо: МИФНС N 17 по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2694/12
11.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2694/12
17.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4647/13
16.07.2013 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2533/11
25.06.2013 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2533/11
28.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2694/12
26.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2694/12
05.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2694/12
05.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2694/12
30.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5188/11
11.08.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2533/11