16 августа 2011 г. |
Дело N А55-5514/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 августа 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Квасов П.Ю., представитель по доверенности от 21.03.2011,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2011 года по делу NА55-5514/2011 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Компани" (ОГРН 1103620020003, ИНН 6321255146), г. Тольятти, Самарская область,
к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Компани" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии городского округа Тольятти (далее ответчик), выразившееся в уклонении от соблюдения процедуры предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса на основании заявления ООО "Сервис-Компани" от 06.12.2010 г. N 1, о признании постановление мэрии городского округа Тольятти от 11.02.2011 г. N414-п/1 недействительным и о возложении на мэрию городского округа Тольятти обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сервис-Компани" путем осуществления процедуры предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2011 года по делу N А55-5514/2011 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным бездействие мэрии городского округа Тольятти, выразившееся в уклонении от соблюдения процедуры предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса на основании заявления ООО "Сервис-Компани" от 06.12.2010 г. N 1. Признано недействительным постановление мэрии городского округа Тольятти от 11.02.2011 г.. N 414-п/1. На мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сервис-Компани" путем осуществления процедуры предварительного согласования места размещения объекта дорожного сервиса.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считает, что судом неправильно применены нормы материального права и просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Сервис-Компани" направило 06.12.2010 г. в адрес мэрии г.о. Тольятти заявление (исх. N 10) о выборе земельного участка ориентировочной площадью 4 500 кв.м., расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, северо-восточнее здания имеющего адрес: ул. Комзина, 29 и предварительном согласовании места размещения объекта дорожного сервиса.
11.02.2011 г. года мэрией г.о. Тольятти было вынесено постановление N 414-п/1 об отказе ООО "Сервис-Компани" в размещении объекта дорожного сервиса на земельном участке по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Родины, северо - восточнее здания, имеющего адрес: ул. Комзина, д.29 по следующим основаниям: испрашиваемый земельный участок находится в границах территории магистральных улиц и дорог (улица Родины) - территории общего пользования, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется; отсутствие объекта дорожного сервиса в перечне видов разрешенного использования земельных участков в границах территорий общего пользования, предусмотренном п. 12.1 Положения об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 22.04.2010 г.. N1027-п/1, в редакции постановления мэрии городского округа Тольятти от 13.11.2010 г.. N3190-п/1).
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов, и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможным вариантами их выбора.
В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как указано выше, во исполнение указанных норм законодательства заявитель обратился в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов для решения вопроса об изготовлении и предоставлении акта выбора земельного участка, в том числе приложив эскизный проект, технико-экономические расчеты, сведения о вакантности земельного участка.
Из эскизного проекта следует, что объектом дорожного сервиса является заправочная станция для легковых автомобилей на две колонки, а также автомобильная мойка на два поста.
Согласно положениям пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", орган местного самоуправления по вопросу утверждения схемы расположения земельных участков, акта выбора земельного участка должен был принять необходимый ненормативный правовой акт, однако органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не была соблюдена процедура предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренная указанными нормами права:
1) не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельных участков;
2) не утверждены схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора;
3) не оформлен акт о выборе земельного участка.
Из вышеизложенного следует, что орган местного самоуправления допустил незаконное бездействие, выразившееся в непринятии последовательных решений в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта.
Одним из оснований к отказу послужил и факт нахождения испрашиваемого земельного участка в границах полосы отвода автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного транспорта и предоставляемые в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам в границах полос отвода автомобильных дорог для размещения объектов дорожного сервиса.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, автомобильная дорога - линейный объект. Согласно пункту 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, занятые линейными объектами.
Пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Положение об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, утверждено Постановлением мэрии городского округа Тольятти N 1027-п/1 от 22.04.2010 г.
Согласно указанному постановлению, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 17 п. 10 Постановления Мэрии г.о. Тольятти от 22.04.2010 г. "Об утверждении Положения об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются" является размещение объектов дорожного сервиса.
Учитывая, что заявителем заявление подано при наличии вышеуказанных, документов, ответчик был обязан принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. В рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя.
Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает указание в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что незаконное бездействие органа местного самоуправления и оспариваемый ненормативный акт нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствуют реализации права общества на выбор и аренду земельного участка для размещения объекта дорожного сервиса, с целью осуществления деятельности общества, указанной в учредительных документах общества и в сведениях о видах экономической деятельности, которыми занимается юридическое лицо.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа от 26.01.2011 г. по делу N А 55-4301/2010.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 июня 2011 года по делу N А55-5514/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5514/2011
Истец: ООО "Сервис-Компани"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти