город Ростов-на-Дону |
дело N А53-2411/2011 |
10 августа 2011 г. |
15АП-7491/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Науменко Т.М.
при участии:
от истца: Литвинов А.В., паспорт, доверенность N 7 от 31.12.2010;Ступин М.Н., паспорт, доверенность N28 от 31.12.2010; Елисеенко В.А., паспорт, доверенность N16 от 31.12.2010
от ответчика : Панкова-Козочкина Ю.А., паспорт, доверенность N 171-дов от 25.05.2011; Салий М.Н., паспорт, доверенность
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Новочеркасский завод синтетических продуктов"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2011
по делу N А53-2411/2011
по иску открытого акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго"
к открытому акционерному обществу "Новочеркасский завод синтетических продуктов", открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания"
о признании частично недействительным приложения к договору
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Новочеркасский завод синтетических продуктов", открытому акционерному обществу "МРСК Юга"-"Ростовэнерго" (далее - ОАО "Новочеркасский завод синтетических продуктов" (завод), ОАО "МРСК Юга"-"Ростовэнерго", ответчики) о признании недействительным Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 в части:
- нагрузки аварийной брони электроснабжения в зимний период - 4,583 тыс. кВт, в летний период - 3,833 тыс. кВт, указанной в п. 10, раздела I "Общие сведения" Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения , потребителя электрической энергии (мощности)";
- нагрузки аварийной брони электроснабжения в зимний период - 4538,4 кВт, в летний период - 3832,9 кВт, указанной в части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- графы 5 (в части электроприемников: вентиляция, диспетчерское управление, аккумуляторная, сигнализация, блокировка), графы 6 пункта 1 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- граф 2,3,4,5,6,7 пунктов 2,4,6,7,9 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- графы 5 (в части электроприемников: диспетчерское управление, аккумуляторная, сигнализация, блокировка), графы 6 пункта 3 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- граф 5,6,7 пункта 5 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- граф 5,6,7, 10 (в части времени завершения технологического процесса составляющего 365 суток) пунктов 8,10,12,13 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- граф 5,6,7 пункта 11 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- раздела 3. "Особые замечания" Части 2. Раздела 2 Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)".
Решением Арбитражный суд Ростовской области от 25.05.2011 признал недействительным Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 в части:
- нагрузки аварийной брони электроснабжения в зимний период - 4,583 тыс. кВт, в летний период - 3,833 тыс. кВт, указанной в п. 10, раздела I "Общие сведения" Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения, потребителя электрической энергии (мощности)";
- нагрузки аварийной брони электроснабжения в зимний период - 4538,4 кВт, в летний период - 3832,9 кВт, указанной в части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- графы 5 (в части электроприемников: вентиляция, диспетчерское управление, аккумуляторная, сигнализация, блокировка), графы 6 пункта 1 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- граф 2,3,4,5,6,7 пунктов 2,4,6,7,9 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- графы 5 (в части электроприемников: диспетчерское управление, аккумуляторная, сигнализация, блокировка), графы 6 пункта 3 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- граф 5,6,7 пункта 5 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- граф 5,6,7, 10 (в части времени завершения технологического процесса составляющего 365 суток) пунктов 8,10,12,13 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- граф 5,6,7 пункта 11 таблицы Части 1. "Технические характеристики электроснабжения потребителя" Раздела 2. Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)";
- раздела 3. "Особые замечания" Части 2. Раздела 2 Приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)".
Судебный акт мотивирован тем, что истцом представлены доказательства несоответствия "Акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)" нормам действующего законодательства.
Не согласившись с указанным судебным актом, завод обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что, несмотря на требования законодательства, прямо предусматривающие запрет на ограничение ниже уровня аварийной брони объектов водоснабжения и канализации, решением суда из Акта согласования технологической и Аварийной брони были исключены вышеперечисленных объекты, обеспечивающие водо- и теплоснабжение, а также водоотведение для нескольких районов города. Исключение указанных объектов, обеспечивающих бесперебойную работу цеха водоснабжения и водоочистки, из перечня объектов аварийной брони на текущий момент создало прямую угрозу того, что при введении в отношении ОАО "НЗСП" режима ограничения поставки электроэнергии до уровня аварийной брони оказание коммунальных услуг жителям города будет остановлено. Под угрозой окажутся жизнь и здоровье жителей муниципального образования, благополучие экологической и эпидемиологической обстановок. ОАО "НЗСП" подтверждало факт оказания услуг МУПам города в части поставки коммунальных ресурсов для нужд населения муниципального образования, копии соответствующих договоров имеются в материалах, кроме того, предприятием в целях подтверждения реальности заявленных правоотношений были выборочно представлены копии документов первичного учета по отпуску коммунальных услуг. 10 мая 2011 года ОАО "НЗСП" совместно с ОАО "МРСК Юга" подписан Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности) в новой редакции, который впоследствии направлен в адрес гарантирующего поставщика, а также представлен в распоряжение суда первой инстанции. Неверный вывод суда первой инстанции о том, что с момента подписания Приложения N 7 к договору до момента согласования сторонами Акта в новой редакции (с октября 2010 по май 2011 года) у сторон могли возникнуть отрицательные последствия по рассматриваемой сделке.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указал, что суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое приложение N 7 "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии мощности" к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г.. не соответствует императивным нормам действующего законодательства РФ. Судом установлено, что для таких потребителей, как ОАО "НЗСП", существует специальный порядок введения ограничения режима потребления, указанный в п. 168, п. 188, п. 189 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г.. N 530 (ред. от 31.12.2010 г..) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее по тексту - "Основные положения функционирования"). Из указанных императивных норм следует, что в отношении таких потребителей в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони. Порядок определения величины технологической и аварийной брони и требования соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики. Определения понятий "технологическая броня" и "аварийная броня" даны в Приказе Минпромэнерго РФ от 18.03.2008 г. N124 "Об утверждении правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики" (далее по тексту - Правила N124). Указанные Правила утверждены в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, зарегистрированы в Минюсте РФ 03.04.2008 г.. за N 11454, в силу чего являются нормативным правовым актом. В настоящее время данный Приказ не отменен и не признан недействующим в установленном законом порядке. Согласно пункту 53 правил, утвержденных Приказом N 124, технологической броней электроснабжения являются наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств. Технологическая броня электроснабжения устанавливается для потребителей юридических лиц, использующих в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает опасность для жизни людей, окружающей среды и (или) необратимое нарушение технологического процесса (пункт 54 правил, утвержденных Приказом N 124). В соответствии с пунктом 58 правил, утвержденных Приказом N 124, аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. К электроприемникам аварийной брони электроснабжения в целях настоящих Правил относятся: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция (пункт 59). Согласно пункту 60 правил, утвержденных Приказом N 124, фактическая нагрузка аварийной брони электроснабжения определяется замерами или расчетным путем. Электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит ограничению или временному ее прекращению при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов. Таким образом, исходя из приведенных норм, целью установления уровня технологической брони является именно безопасное завершение технологического процесса, цикла производства потребителя, тогда как установление аварийной брони направлено на сохранение (поддержание) предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. Довод ответчика - ОАО "НЗСП" о том, что исключение объектов водоснабжения и водоотведения из перечня объектов аварийной брони создает прямую угрозу жизни и здоровья жителей муниципального образования не основан на законе. Судом установлено, что электроприемники непрерывного технологического процесса, время завершения которого превышает трое суток, не выделены на отдельные питающие линии и не обеспечены приборами учета электрической энергии, что не соответствует положениям пункта 57 правил, утвержденных Приказом N124. Однако ответчиком доказательств в обоснование данного факта не представлено. В апелляционной жалобе ответчик указал, что при отключении объектов водоснабжения и водоотведения могут пострадать третьи лица, с которыми ответчик имеет договорные отношения по поставке коммунальных ресурсов. Данный довод необоснованным, поскольку ОАО "НЗСП", осуществляя коммерческую деятельность, взяло на себя обязательства по поставке продукции перед третьими лицами и, следовательно, должно нести ответственность за исполнение указанных обязательств.
Представитель ОАО "МРСК Юга" поддержало позицию истца по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.09.2010 г.. между ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (гарантирующий поставщик) и ОАО "НЗСП" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 732, предметом которого является продажа электрической энергии, а также самостоятельное или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечение передачи электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) и прием и оплата электрической энергии и оказанных услуг потребителем на условиях и в количестве, определенных договором.
В соответствии с договором энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г.. потребитель обязан в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора энергоснабжения составить и направить гарантирующему поставщику Акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения (приложение N7) к договору (пункт 3.4.21). Акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения является неотъемлемой частью заключенного договора энергоснабжения.
Гарантирующий поставщик обязан в течение 3 рабочих дней после получения от потребителя ответа направить сетевой организации для подписания акт согласования аварийной и технологической брони электроснабжения (п. 3.1.10 договора энергоснабжения).
Во исполнение условий договора энергоснабжения, ОАО "НЗСП" составлен и направлен в адрес истца акт согласования технологической и аварийной брони, являющийся, в соответствии с заключенным договором энергоснабжения приложением N 7 к договору энергоснабжения.
Истцом, после получения, указанный акт был направлен для согласования в сетевую компанию ОАО "МРСК Юга" - филиал ОАО "МРСК Юга" "Ростовэнерго".
Сетевая компания, подписав без разногласий спорный акт согласования технологической и аварийной брони, направила оформленный экземпляр акта в адрес истца.
Из полученного в адрес истца согласованного между потребителем и сетевой компанией приложения N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г. "Акт согласования технологической и аварийной брони" следует, что уровень аварийной брони энергоснабжения определен сторонами в следующем размере: зимний период - 4 538,4 кВт, летний период - 3 832,9 кВт. Уровень технологической брони энергоснабжения определен сторонами в следующем размере: зимний период - 1 099,4 кВт, летний период - 1 076,9 кВт.
С целью приведения спорного акта в соответствие с требованиями действующего законодательства истцом были направлены письма в адрес сетевой компании - филиал ОАО "МРСК Юга" "Ростовэнерго" ПО ЦЭС "Ростовэнерго" и потребителю - ОАО "НЗСП".
В ответ на письмо, направленное в адрес филиал ОАО "МРСК Юга" "Ростовэнерго" ПО ЦЭС "Ростовэнерго", сетевая компания предложила решить данный вопрос непосредственно с потребителем, а затем передать экземпляр для согласования в ПО "ЦЭС Ростовэнерго". Заявление о необходимости пересмотра акта согласования аварийной и технологической брони с учетом фактической схемы энергоснабжения потребителя и действующего законодательства заявлено ОАО "МРСК Юга" в процессе рассмотрения настоящего дела.
Ответа или иных действий со стороны ОАО "НЗСП", направленных на приведение спорного акта в соответствие с требованиями действующего законодательства (до подачи иска в суд) не последовало.
Позиция ОАО "МРСК Юга" в ходе рассмотрения судом настоящего дела сводилась к тому, что согласованный ОАО "НЗСП" и ОАО "МРСК Юга" в сентябре 2010 г.. акт технологической и аварийной брони (в рамках заключенного с 01.09.2010 г.. договора энергоснабжения с ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго") не учитывает особенностей изменения технологии производства потребителя в 2010 г.., а также нормы и положения пунктов 59, 67 "Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики", утвержденных приказом Минпромэнерго РФ N 124 от 18.03.2008 г.. Оспариваемое приложение N 7 к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г.. подлежит пересмотру с приведением его к фактической схеме энергоснабжения в соответствии с действующим законодательством.
В материалы дела ОАО "МРСК Юга" представило расчет уровня аварийной брони электроснабжения, определенный в следующем размере: зимний период - 2 025,55 кВт., в т.ч. аварийная броня, не участвующая в работе потребителя в нормальном режиме - 1 569,55 кВт., летний период - 1 262,70 кВт., в т.ч. аварийная броня, не участвующая в работе потребителя в нормальном режиме - 861,90 кВт. Уровень технологической брони энергоснабжения определен ОАО "МРСК Юга" в следующем размере: зимний период - 5 702,98 кВт, летний период - 5 313,04 кВт.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Возникшие между сторонами правоотношения, связанные с заключением договора энергоснабжения, подпадают под регулирование нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г.. N 530 (в редакции от 31.12.2010 г..) утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - основные положения N 530).
В силу пункта 168 названных основных положений N 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6 Основных положений N 530. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 Основных положений N 530.
Согласно пункту 188 основных положений N 530 в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается величина технологической брони.
В силу пункта 189 Основных положений N 530 в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони.
При этом, аварийной броней энергоснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. Порядок определения аварийной и технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Согласно пункту 31 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (в редакции Постановления от 02.10.2009 г.. N 785, далее - Правила N 861) в случае, если потребитель электрической энергии включен в перечень потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, составляется акт согласования аварийной и технологической брони.
Акт согласования аварийной и технологической брони составляется потребителем электрической энергии и направляется сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой организации) в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Порядок определения аварийной и технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 предписано Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации в трех месячный срок утвердить правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Приказом Минпромэнерго России от 18.03.2008 N 124 утверждены "Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики" (далее -Приказ N 124).
Согласно пункту 53 правил, утвержденных приказом N 124, технологической броней электроснабжения являются наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств. Технологическая броня электроснабжения устанавливается для потребителей -юридических лиц, использующих в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает опасность для жизни людей, окружающей среды и (или) необратимое нарушение технологического процесса (пункт 54 правил, утвержденных приказом N 124).
В соответствии с пунктом 58 правил, утвержденных приказом N 124, аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии(наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. К электроприемникам аварийной брони электроснабжения относятся: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция (пункт 59).
Согласно пункту 60 правил, утвержденных приказом N 124, фактическая нагрузка аварийной брони электроснабжения определяется замерами или расчетным путем. Электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит ограничению или временному ее прекращению при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов.
Таким образом, исходя из приведенных норм, целью установления уровня технологической брони является безопасное завершение технологического процесса, цикла производства потребителя, тогда как установление аварийной брони направлено на сохранение (поддержание) предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. При этом законодателем установлен исчерпывающий перечень электроприемников аварийной брони.
"Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики", утвержденные Приказом Минпромэнерго РФ от 18.03.2008 г.. N 124, зарегистрированы в Минюсте РФ 03.04.2008 г.. за N 11454, и подлежат применению при рассмотрении названного дела. В настоящее время данный приказ является действующим, в связи с чем, должен быть взят за основу при рассмотрении судом настоящего дела.
В силу пункта 62 правил, утвержденных приказом N 124, акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя используется для формирования графиков ограничения режима потребления и графиков временного отключения потребления, в том числе для распределения ограничиваемой и отключаемой нагрузки потребителей по очередям.
В соответствии с пунктом 182 основных положений N 530, в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозе возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) падения напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях допускается полное и (или)частичное ограничение режима потребления (далее - аварийное ограничение), в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер. В таких случаях аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности или изменения режима потребления потребителей с регулируемой нагрузкой. Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения, а также посредством действия аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики. Аварийные ограничения потребления электрической энергии вводятся посредством составления графиков аварийного ограничения (графиков ограничения режима потребления и графиков временного отключения потребления).
В соответствии с пунктом 25 правил, утвержденных приказом N 124, основаниями для применения графиков аварийного ограничения являются возникновение или угроза возникновения аварийных электроэнергетических режимов вследствие: возникновения в энергосистеме или отдельных ее частях дефицита электрической энергии и мощности, приводящего к снижению частоты электрического тока ниже 49,8 Гц или снижению напряжения ниже минимально допустимых уровней; недостаточности производства электрической энергии и мощности в отдельных частях энергосистемы, приводящей к аварийной перегрузке линий электропередачи, трансформаторов или иного электротехнического оборудования или создающей угрозу такой перегрузки; повреждения электротехнического оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а так же необходимости отключения электротехнического оборудования с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей; повреждения систем технологического управления, технологической связи и противоаварийной автоматики; иных обстоятельств, приводящих к возникновению или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов.
При наличии перечисленных выше оснований для применения графиков аварийного ограничения и при условии невозможности предотвращения обстоятельств, являющихся основанием для применения графиков аварийного ограничения, путем использования технологических резервов мощности или изменения режима потребления потребителей с регулируемой нагрузкой вводятся аварийные ограничения, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (пункт 26 правил, утвержденных приказом N 124).
Согласно подпункту 3 пункта 17 правил, утвержденных приказом N 124, в графики временного отключения потребления включаются все потребители, кроме потребителей, включенных в Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (Приложение N 6 к Основным положениям N 530).
В случае возникновения внерегламентных отключений вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате cтиxийныx бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей графики аварийного ограничения вводятся по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования. При этом, минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания, предусмотренных установленной для него категорией надежности электроснабжения (пункт 37 правил, утвержденных Приказом N 124).
Следовательно, исходя из приведенных норм полное отключение потребления электрической энергии в отношении ОАО "НЗСП" вводиться не может, в отношении указанного потребителя в обязательном порядке должны быть определены величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 основных положений N 530.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое приложение N 7 "Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности)" к договору энергоснабжения N 732 от 01.09.2010 г.., составленное потребителем ОАО "НЗСП" и сетевой компанией ОАО "МРСК Юга" не соответствует пунктами 53-55, 57-59, 61, 62 правил, утвержденных Приказом N 124.
Из акта следует, что перечень электроприемников, обеспечивающих безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом (аварийная броня) не соответствует положениям пункта 59 правил, утвержденных приказом N 124, поскольку в данном пункте установлен исчерпывающий перечень электроприемников аварийной брони, за пределы которого ни сетевая компания, ни потребитель выходить не вправе, включение в пункты акта резервных фидеров с равной нагрузкой основному фидеру в итоге суммируется с нагрузкой основного фидера, что приводит к удвоению нагрузки электроприемников. Перечень электроприемников, обеспечивающих завершение технологического процесса (технологическая броня) не соответствует положениям пункта 53-55 правил, утвержденных приказом N 124.
Электроприемники непрерывного технологического процесса, время завершения которого превышает трое суток, не выделены на отдельные питающие линии и не обеспечены приборами учета электрической энергии, что не соответствует положениям пункта 57 правил, утвержденных приказом N 124.
Форма акта не соответствует приложению N 5 к правилам, утвержденным приказом N 124 (пункт 62 правил).
Дав анализ представленному сетевой компанией ОАО "МРСК Юга" в ходе рассмотрения дела расчету уровня аварийной и технологической брони потребителя ОАО "НЗСП", суд пришел к выводу о том, что его форма и содержание соответствуют правилам, утвержденным приказом N 124, при расчете учтены установленные указанными правилами показатели, в том числе перечень технологического оборудования, используемого при определении уровня аварийной и технологической брони.
В соответствии с п. 3) п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 при исполнении договора потребитель услуг обязан представлять в сетевую организацию технологическую информацию (главные электрические схемы, характеристики оборудования, схемы устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, оперативные данные о технологических режимах работы оборудования).
Пунктом 60 правил, утвержденных приказом N 124 определено, что фактическая нагрузка аварийной брони электроснабжения определяется замерами или расчетным путем. Таким образом, сетевая организация обладает всей необходимой информацией для определения величины аварийной и технологической брони.
Судом установлено, что энергопринимающие устройства ОАО "НЗСП" в надлежащем порядке присоединены к сетям сетевой компании ОАО "МРСК Юга" - филиал ОАО "МРСК Юга" "Ростовэнерго".
Представленный ОАО "МРСК Юга" расчет величин нагрузок соответствует уточненным исковым требованиям гарантирующего поставщика ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго".
Статьей 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
С учетом приведенной выше правовой позиции суд пришел к выводу о правомерности предъявления истцом настоящего иска и к необходимости удовлетворения исковых требований в оспариваемой части.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что решением суда из Акта согласования технологической и Аварийной брони были исключены объекты, обеспечивающие водо- и теплоснабжение, а также водоотведение для нескольких районов города. Исключение указанных объектов, обеспечивающих бесперебойную работу цеха водоснабжения и водоочистки, из перечня объектов аварийной брони на текущий момент создало прямую угрозу того, что при введении в отношении ОАО "НЗСП" режима ограничения поставки электроэнергии до уровня аварийной брони оказание коммунальных услуг жителям города будет остановлено. Под угрозой окажутся жизнь и здоровье жителей муниципального образования, благополучие экологической и эпидемиологической обстановок.
Данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судом установлено, что оспариваемый истцом акт не соответствует требования положений пункта 188 и 189 основных положений N 530, пункту 53, 58 правил, утвержденных приказом N 124. В соответствии с пунктом 58 правил, утвержденных приказом N 124, аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. К электроприемникам аварийной брони электроснабжения относятся: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция (пункт 59).
В силу положений статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором. Такой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1), а цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2). Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Ответчик не обосновал, со ссылками на конкретные нормативные акты , доводы о необходимости расчета аварийной и технологической брони исходя из принципа обеспечения минимального режима функционирования объектов НЗСП.
Доводы ответчика, что на момент рассмотрения спора стороны самостоятельно согласовали спорное пункты приложения, подписав их в новой редакции, подлежат отклонению, поскольку с момента подписания оспариваемой редакции приложения (октябрь 2010 года) до момента согласования сторонами новой редакции приложения N 7 к договору (май 2011 года) прошло более семи месяцев, у сторон могли возникнуть отрицательные последствия по рассматриваемой сделке (в том числе части сделки) в период ее действия. Кроме того, в судебном заседании стороны подтвердили наличие спора по вновь согласованному соглашению, ответчик оспаривает подписание его уполномоченным лицом, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно рассмотрел исковые требования.
Таким образом, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что податель жалобы не представил доказательств, подтверждающие доводы о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по жалобе возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2011 по делу N А53-2411/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2411/2011
Истец: ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", ОАО "МРСК Юга"-"Ростовэнерго", ОАО "Новочеркасский завод синтетический продуктов, ОАО "Новочеркасский завод синтетических продуктов"
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7491/11