город Москва |
дело N А40-10166/11-90-44 |
16.08.2011 г. |
N 09АП-18324/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей Е.А. Солоповой, М.С. Сафроновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 25 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2011
по делу N А40-10166/11-90-44, принятое судьей Петровым И.О.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Колмар" (ОГРН 1047796636073, адрес: 121108, г. Москва, ул. Ивана Франко, 8)
к ИФНС России N 25 по г. Москве
третье лицо: ОАО "Южно-Якутская корпорация"
о признании частично незаконным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кравченко А.М. по дов. N 43/к от 30.12.2010
от заинтересованного лица - Золотухин В.А. по дов. N 05-01/004 от 11.01.2011
от третьего лица - Кизилов И.Н. по дов. N 15 от 11.01.2011, Добрецов А.В. по дов. N 16 от 11.01.2011, Нестеров И.В. по дов. N 31 от 24.05.2011
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Колмар" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 25 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения от 24.08.2010 N 226 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО "Южно-Якутская корпорация".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании указал на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, письменные пояснения в которых, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных пояснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества по НДС за 2 квартал 2009 г.
По результатам проведенной налоговой проверки составлен акт от 26.05.2010 N 120 и принято решение от 24.08.2010 N 226 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому заявителю отказано в возмещении НДС за 2 квартал 2009 г. в размере 1.011.661 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 03.11.2010 N 21-19/115434 поданная обществом апелляционная жалоба на решение инспекции от 24.08.2010 N 226 оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено и признано вступившим в законную силу.
Общество обжаловало решение инспекции в судебном порядке в части отказа в возмещении НДС за 2 квартал 2009 г. в размере 1.011.661 руб. (п.1 резолютивной части).
Основанием для отказа в возмещении указанной суммы НДС послужили выводы инспекции о том, что представленный заявителем в подтверждение выполненных ОАО "Южно-Якутская корпорация" по договору N 30/12/08/01 от 30.12.2008 работ (услуг) акт не соответствует требованиям Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", поскольку не содержит четкого названия оказанных услуг (содержания хозяйственной операции), не имеет расценок оказания услуг. Из представленных актов выполненных работ невозможно определить, какие услуги ОАО "Корпорация развития Южной Якутии" оказало заявителю, в каком объеме и какую конкретную работу. Кроме того, из представленного заявителем по требованию инспекции от 02.12.2009 N18-17/292 отчета к договору от 30.12.2008 N 30.12.2001, инспекции не установлен факт принадлежности выполняемых работ (услуг) заявителю.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.12.2008 между ООО "Колмар" и ОАО "Южно-Якутская корпорация" заключен договор оказания услуг N 30/12/08/01.
В соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Договору) ОАО "Южно-Якутская корпорация" обязалось оказать ООО "Колмар" комплекс услуг по продвижению инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" и обеспечению финансового, организационного и правового участия ООО "Колмар" в Проекте, а именно: подготовка проектов документов (концепция Проекта, паспорт и подпаспорта Проекта, Инвестиционное соглашение, технические условия и технические задания на проектирование и др.), позволяющих открыть финансирование Проекта за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации; организация и обеспечение согласовательных процедур по документам согласно п. 1 настоящего Технического задания с участниками Проекта, ответственными исполнителями, а также профильными министерствами и ведомствами; организация и обеспечение подготовки и заключения Инвестиционного соглашения по Проекту; организация мониторинга и управления реализацией Проекта; организация PR-продвижения Проекта и формирования позитивного общественного мнения в отношении Проекта; Выполнение работ по определению и развитию обеспечивающих субпроектов (включая, но не ограничиваясь, - жилищное, социальное, коммунальное обеспечение; обеспечение трудовыми ресурсами; обеспечение строительными материалами) для реализации Проекта.
Стоимость услуг по Договору согласована сторонами и составила 6 632 000 руб., в т.ч. НДС в размере 1 011 661,02 руб.
По результатам оказания услуг сторонами был подписан Акт N 5 об оказании услуг от 02.04.2009 на сумму 6.632.000 руб., в т.ч. НДС в размере 1.011.661,02 руб., на основании которого ОАО "Южно-Якутская корпорация" выставило в адрес ООО "Колмар" счет-фактуру N 5 от 02.04.2009 на сумму 6 632 000 руб., в т.ч. НДС в размере 1.011.661, 02 руб.
В соответствии с п. 1. ст. 171 Налогового кодекса РФ ООО "Колмар" предъявлена к возмещению из бюджета сумма НДС в размере 1.011.661 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, которые налогоплательщику предъявили поставщики (исполнители, подрядчики) при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ.
При этом включение суммы предъявленного к уплате/уплаченного ("входного") налога на добавленную стоимость в состав налоговых вычетов, возможно только при одновременном соблюдении следующих трех условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ): товары (работы, услуги), имущественные права приобретены налогоплательщиком для осуществления операций, облагаемых НДС; товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету) (Письмо Минфина России от 20.04.2007 N 03-07-11/115); имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика и соответствующие первичные документы.
Таким образом, по итогам налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права были приняты к учету, и получен счет-фактура от поставщика, налогоплательщик вправе принять к вычету сумму предъявленного к уплате/уплаченного ("входного") при приобретении таких товаров налога на добавленную стоимость, при условии, что эти товары (работы, услуги) предприятие планирует использовать для операций, облагаемых НДС.
Все указанные условия применения налоговых вычетов, установленные действующим законодательством РФ, заявителем соблюдены в полном объеме.
В качестве первичного документа, подтверждающего оказание услуг по Договору, ООО "Колмар" и ЗАО "Южно-Якутская корпорация" был подписан Акт N 5 от 02.04.2009 на основании представленного со стороны ЗАО "Южно-Якутская корпорация" Отчета об оказанных услугах, который с учетом положений п. 5.1. Договора следует также считать первичным документом, подтверждающим оказание услуг.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на несоответствие представленного заявителем акта N 5 от 02.04.2009 требованиям Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", поскольку акт не содержит четкого названия оказанных услуг (содержания хозяйственной операции), не имеет расценок оказанных услуг; на основании указанного акта не представляется возможным определить какие именно услуги были оказаны ООО "Колмар", в каком объеме, какую конкретно работу выполнило ОАО "Южно-Якутская корпорация". Кроме того, из отчета об оказанных услугах ОАО "Южно-Якутская корпорация", не представляется возможным определить факт принадлежности выполненных работ (услуг) к ООО "Колмар", поскольку отраженные в отчете услуги и работы были направлены исключительно на продвижение ОАО "Южно-Якутская корпорация", а не ООО "Колмар". При этом, из представленного отчета о выполненных работах следует, что подрядными организациями выполняются работы по продвижению деятельности и проектов ОАО "Южно-Якутская корпорация, по созданию фирменного стиля, сайта, организация флэш презентаций. Все услуги и работы, которые согласно отчету были оказаны ОАО "Южно-Якутская корпорация", были направлены на продвижение ОАО "Южно-Якутская корпорация".
Данные доводы судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Южно-Якутская корпорация" является координатором Проекта развития Южной Якутии, а ООО "Колмар" - одним из его акционеров. Инвестиционные проекты носят долгосрочный характер и приносят прибыль через значительный срок после вложений.
Стратегия развития производства ООО "Колмар" включает в себя строительство ряда производственных объектов, в т.ч. шахты "Инаглинская" и обогатительной фабрики "Инаглинская".
Для обеспечения условий осуществления будущего строительства ООО "Колмар" вошло в Проект для проектирования и последующего строительства ряда объектов инфраструктуры (линия электропередач и железная дорога в Республике Саха (Якутия) к объектам угольного комплекса "Инаглинский". Таким образом, без реализации проекта невозможно строительство конкретных производственных объектов (Угольный комплекс "Инаглинский").
Деятельность по организации исполнения Проекта возложена на ОАО "Южно-Якутская корпорация". Указанный Проект является комплексным и включает в себя реализацию нескольких этапов. Объем финансирования проектных работ по созданию инфраструктуры оговорен в Инвестиционном соглашении, определены сроки финансирования и характер выполняемых работ (первый этап - проектирование, второй этап - строительство).
Результатом реализации Проекта станет инфраструктурная сеть Республики Саха (Якутия), позволяющая построить ряд крупных производственных проектов, в число которых входит и реализуемый ООО "Колмар" проект Угольного комплекса "Инаглинский".
Конечной целью услуг, оказываемых ОАО "Южно-Якутская корпорация", является строительство шахты "Инаглинская" и обогатительной фабрики "Инаглинская", т.е. создание (приобретение) основных средств.
Одной из важнейших сторон деятельности корпорации в 2008 г. было PR-продвижение проекта, которое имело целью содействовать открытию финансирования по первому этапу Комплексного инвестиционного проекта.
Из материалов дела следует, что выполнение ОАО "Южно-Якутская корпорация" услуг, в том числе для ООО "Колмар", отражено в отчете за 2008 г., 2009 г.
Суд апелляционной инстанции считает, что отчет за 2008 г. полностью отражает работу ОАО "Южно-Якутская корпорация" в том числе по договору N 30/12/08/01 от 30.12.2008.
Довод инспекции о том, что представленный отчет не устанавливает факта принадлежности выполняемых работ (услуг) к ООО "Колмар", судом апелляционной инстанции отклоняется.
Состав и характер оказанных услуг со стороны ОАО "Южно-Якутская корпорация" связан с деятельностью, направленной на создание условий для извлечения в будущем дохода, в том числе и угольным холдингом "Колмар" (ООО "Колмар"). Речь идет о том (будущем) периоде, когда должна быть спроектирована и построена инфраструктура, в том числе для Инаглинского УК, владельцем которого является ООО "Колмар". Для ООО "Колмар" должны быть построены железнодорожный участок "Чульбасс - Инаглинский угольный комплекс" (~ 5,7 км) и создано электроснабжение Инаглинского угольного комплекса (ВЛ 110 кВ ~ 7,5 км и подстанция).
Работы по созданию данной инфраструктуры проводились и проводятся в рамках комплексного проекта.
Как пояснили заявитель и третье лицо, на данный момент работы по проектированию за счет средств государства (Инвестфонда) инфраструктуры для ООО "Колмар" в рамках Проекта находятся на завершающей стадии.
В рамках спорного договора, ООО "Колмар" делегировало ОАО "Южно-Якутская корпорация" функции по организации работ, направленных на открытие финанирования по первому этапу проекта, в том числе по проектированию инфраструктуры для Инаглинского УК в рамках Комплексного проекта. Финансирование, как и предусматривает Комплексный проект, возможно за счет средств Инвестфонда РФ и только по линии комплексного финансирования (т.е. финансирования проектирования и строительства всех инфраструктурных объектов и двух предприятий стратегического значения - Эльконского ГМК и Канкунской ГЭС).
Таким образом, ОАО "Южно-Якутская корпорация" не была обязана выполнять работы строго в рамках локальных интересов ООО "Колмар". Работы проводились для достижения целей по комплексному проекту, что в свою очередь, было в локальных интересах ООО "Колмар".
Услуги подрядных организаций были направлены напрямую или косвенно на достижение главной цели - создать условия и содействовать открытию финансирования по первому этапу проекта. Так, создание фирменного стиля, сайта и организация презентаций имело цель ознакомить общественность и людей (представителей федеральных министерств и ведомств), непосредственно принимающих решение по открытию финансирования первого этапа Проекта. Указанная цель была достигнута, финансирование было открыто в июле 2008 г.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что представленные заявителем документы, подтверждающие выполнение работ в совокупности содержат исчерпывающую информацию о перечне оказанных услуг, а также расценки за их оказание.
Довод инспекции о том, что согласно заявке ОАО "Южпо-Якутская корпорация" на участие в выставке проектов инвестиционного фонда РФ в рамках V Красноярского экономического форума 15-16 февраля 2008 г., организацией инициатором Проекта является ОАО "Южно-Якутская корпорация", а не ООО "Колмар", судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как следует из материалов дела, инициатором проекта является ОАО "Южно-Якутская корпорация". Между тем, функции для продвижения Комплексного инвестиционного проекта ООО "Колмар" делегировало (наряду с другими акционерами) "Южно-Якутская корпорация".
Как пояснили заявитель и третье лицо, на выставке проектов Инвестиционного фонда РФ в рамках V Красноярского экономического форума 15-16 февраля 2008 г. Государственной инвестиционной комиссией, проводился отбор наиболее перспективных и важных инвестиционных проектов. Выставка была организована Минрегионом РФ в целях решения вопроса о вынесении на уровень Правительства РФ вопроса будущего финансирования Комплексного инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии". В рамках данной выставки также проходило парафирование Инвестиционного соглашения со стороны основных участников Проекта.
Ссылки налогового органа на то, что согласно акту сдачи-приемки фотоинформации от 25.08.2008, заключенному между ОАО "Южно-Якутская корпорация" и ФГУП РАМИ "РИА Новости", были изготовлены буклеты тиражом 500 экз., с изображением завода удобрений ОАО "Акрон", судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно Акта сдачи-приемки фотоинформации от 25.08.2008, заключенному между ОАО "Южно-Якутская корпорация" и ФГУП РАМИ "РИА Новости", приобретены (куплены) несколько фотографий для их дальнейшего использования в буклете, посвященном Комплексному инвестиционному проекту. Данный буклет был изготовлен для представления членам правительственной комиссии от которой зависело решение об открытии финансирования по первому этапу Проекта, а также в целях создания положительного имиджа о Проекте. Изображение завода "Акрон" было необходимо для иллюстрации будущего Селигдарского горно-химического комбината по выпуску удобрений, который наряду с Инаглинским УК будет возведен в рамках Комплексного Проекта.
Ссылки инспекции на отсутствие ООО "Колмар" на совещании по проблемам реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" под председательством заместителя Министра регионального развития Российской Федерации Аратского Д.Б., что подтверждается списком присутствовавших, отраженных в протоколе совещания от 02.09.2008, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Из пояснений заявителя и третьего лица следует, что на совещании решались вопросы по продвижению проекта и согласованию ряда нормативных документов. Всех инвесторов-участников проекта на подобных мероприятиях представляет ОАО "Южно-Якутская корпорация", которой ее инвесторы, в том числе и ООО "Колмар", делегировали функции по продвижению проекта и созданию условий для открытия со стороны государства финансирования первого этапа Проекта. Следовательно, необходимости присутствия представителя ООО "Колмар" на данном совещании не было.
Инспекция указывает на то, что все действия ОАО "Корпорация развития Южной Якутии" направлены на координацию действий участников комплексного инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", в связи с чем создано ОАО "Корпорация развития Южной Якутии", и эти действия указаны в уставе ОАО "Корпорация развития Южной Якутии" как виды деятельности, что не позволяет признать налоговым органом выполненные услуги (работы) как работы (услуги), выполняемые в адрес ООО "Колмар", которые будут им использованы в операциях, облагаемых НДС".
Однако, суд апелляционной инстанции считает, что действия ОАО "Южно-Якутская корпорация" были направлены на организацию финансирования по первому этапу Проекта (финансирование проектирования объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры для будущего предприятия ООО "Колмар" - Инаглинского Угольного комплекса, за счет работы которого и планируется извлекать прибыль). Так, в марте 2009 г. подписано Постановление Правительства РФ об утверждении паспорта Проекта; в июне 2009 г. - Инвестиционное соглашение между 14 участниками проекта, в том числе и ООО "Колмар"; с июля 2009 г. началось финансирование первого этапа Проекта, в том числе финансирование проектирования объектов инфраструктуры для Инаглинского угольного комплекса, владельцем которого является ООО "Колмар".
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), на территории Российской Федерации, в случае, если указанные товары приобретаются для признаваемых объектами налогообложения НДС.
Таким образом, если приобретенный товар (работа, услуга) прямо или косвенно связаны с совершением одной из таких операций, налогоплательщик вправе заявить о применении вычета в отношении предъявленного к уплате/уплаченного при приобретении таких товаров, имущественных прав НДС.
Налоговый орган указывает на то, что общество оказывает поддержку ОАО "Южно-Якутская корпорация", от деятельности которого в последующем будет получать прибыль в виде дивидендов, что не облагается НДС.
Между тем, ОАО "Южно-Якутская корпорация" не объявляло о выплате дивидендов. Доказательств обратного инспекцией не представлено.
При этом, целесообразность в деятельности ОАО "Южно-Якутская корпорация" для акционера (ООО "Колмар") состоит в том, что в результате реализации проекта "Инаглинский" акции дочернего общества ООО "Колмар" - ЗАО "Якутские угли-НТ", который будет являться непосредственным собственником вновь созданных производственных объектов, возрастут в цене, что позволит ООО "Колмар" в будущем реализовать указанные акции и получить денежные средства, которые в дальнейшем будут использованы налогоплательщиком на собственные нужды, в т.ч. и при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС; ЗАО "Якутские угли - НТ" будет осуществлено строительство шахты "Инаглинская" и обогатительной фабрики "Инаглинская", т.е. создание (приобретение) основных средств, в результате чего ЗАО "Якутские угли - НТ" планирует осуществлять производственную деятельность по добыче и реализации угольной продукции в замках представленной лицензии на недропользование.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ указанные операции по реализации добытого угля полностью соответствуют критериям операций, подлежащих обложению НДС.
Законодательство РФ не ставит правомерность и возможность применения налогового вычета по НДС в зависимость от наличия/отсутствия цели использования приобретаемых налогоплательщиком товаров, имущественных прав непосредственно в производственной деятельности последнего.
Кроме того, законодательство РФ, в частности п. 2 ст. 171 НК РФ, не содержит прямого оказания на то, что операции, облагаемые НДС, и для осуществления которых налогоплательщиком приобретены товары (работы, услуги), имущественные права, по которым заявлен налоговый вычет, подлежат совершению непосредственно самим налогоплательщиком.
Доводы инспекции о том, что из представленных ОАО "Банк Возрождение" сведений по счетам ОАО "Южно-Якутская корпорация" следует, что услуги по Договору по состоянию на 31.12.2009 ООО Колмар" оплачены не были, несмотря на то, что в соответствии с Договором оплата должна была быть произведена в течение 180 календарных дней с момента подписания акта сдачи-приемки, который, как указывалось, фактически был подписан 02.04.2009, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку законодательство РФ не содержит требований по обязательной фактической оплате суммы предъявленного к уплате налога для определения правомерности применения налоговых вычетов по указанным суммам.
Таким образом, применение вычетов по НДС за 2 квартал 2009 г. в размере 1.011.661 руб. в части услуг (работ), выполненных ОАО "Южно-Якутская корпорация" по договору N 30/12/08/01 от 30.12.2008 было осуществлено правомерно, поскольку налогоплательщиком были соблюдены все указанные требования для применения налогового вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, заявленные требования были правомерно удовлетворены судом первой инстанции, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом первой инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, судом не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2011 по делу N А40-10166/11-90-44 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10166/2011
Истец: ООО "КолМар"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве, ИФНС России N 25 по г. Москве
Третье лицо: ОАО "Южно-Якутская корпорация"