г. Москва |
|
19 августа 2011 г. |
Дело N А41-4479/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Диаковской Н.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,
при участии в заседании:
от истца Министерства имущественных отношений Московской области - Губанов С.А. - представитель по доверенности N ис.-17465 от 30 декабря 2010 года,
представители ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьих лиц Администрации городского округа Балашиха, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО "Петролюкс" в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2011 года по делу N А41-4479/11, принятое судьей Плотниковой Н.В., по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, с участием третьих лиц Администрации городского округа Балашиха, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "Петролюкс",
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 50:15:01 12:08:0062, расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, западная коммунальная зона, шоссе Энтузиастов, вл. 2 (л.д.2-11 т.1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация городского округа Балашиха, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Петролюкс".
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2011 года исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области удовлетворены в полном объеме (л.д.30-33 т.4).
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ ФАУГИ в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 40-45 т.4).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации городского округа Балашиха, Общества с ограниченной ответственностью "Петролюкс" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 28 августа 2002 года между Министерством имущественных отношений Московской области (Арендодатель) и ЗАО "РЕАКАРТ" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 01009-Z (л.д.86-93 т.1).
По условиям указанного договора Арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование Арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:15:01 12 08:0062, общей площадью 10 000 кв.м. из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, в границах, указанных в плане (Приложение N 1 к договору), а также на местности с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм с учетом заключений соответствующих служб и расположенный на 18 км. автодороги Москва-Нижний Новгород (левая сторона), в Балашихинском районе Московской области.
Согласно пункту 2.1 договора земельный участок передается Арендодателем Арендатору во временное владение и пользование сроком на 3 (три) года с 01 июля 2002 года по 30 июня 2005 года.
07 октября 2002 года Московской областной регистрационной платой произведена государственная регистрация сделки (л.д.86 т.1).
06 августа 2004 года между ЗАО "Реакарт" (Арендатор) и ООО "Картлэнд" (Новый Арендатор) был заключен договор уступки А/04-152, в соответствии с условиями которого Арендатор передает свои права и обязанности по договору аренды земельного участка Новому Арендатору, а Новый Арендатор принимает на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка (л.д.85 т.1).
25 мая 2005 года между Министерством имущественных отношений Московской области (Арендодатель) и ООО "Картлэнд" (Арендатор) было подписано дополнительное соглашение N 3 к договору аренды земельного участка от 28 августа 2002 года N 01009-Z, в соответствии с которым Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду спорный земельный участок с кадастровым номером 50:15:01 12 08:0062, общей площадью 10 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, Западная коммунальная зона, шоссе Энтузиастов, владение 12 (л.д.5-10 т.4).
Согласно пункту 2.1 дополнительного соглашения земельный участок считается переданным Арендодателем Арендатору и принятым Арендатором в аренду сроком на 49 лет с 01 июля 2002 года по 30 июня 2051 года без оформления акта приема-передачи.
19 сентября 2005 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области произведена государственная регистрация вышеуказанного дополнительного соглашения (л.д.10 т. 4).
25 октября 2007 года между ООО "Картлэнд" (Арендатор) и ООО "ПетролЛюкс" (Новый Арендатор) был заключен договор уступки N А/07-124, по условиям которого Арендатор передал Новому Арендатору, а Новый Арендатор принял права и обязанности по договору аренды земельного участка от 28 августа 2002 года N 01009-Z (л.д.11-14 т.4).
07 марта 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области произведена государственная регистрация вышеуказанного договора уступки (л.д.15 т.4).
Предъявляя настоящие исковые требования, Министерство имущественных отношений Московской области сослалось на то, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
По мнению истца, государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и является ошибочной.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17 июля 2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 58/003/2011-106 от 03 февраля 2011 года правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация (л.д.18).
Порядок заполнения и выдачи выписок из Единого государственного реестра прав установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 года N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у заявителя отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
Таким образом, по мнению заявителя, запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на которые не разграничена.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 404.
В силу статей 9,13,17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05 июля 2001 года, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Кроме того, Территориальное управление ФАУГИ в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
При выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорным земельным участком, на котором при предоставлении в аренду были расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельный участок может быть отнесен к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционным судом установлено следующее.
В 2003 году на спорном земельном участке ЗАО "Реакарт" было осуществлено строительство автозаправочного комплекса в составе: основного корпуса АЗК, навеса, 5-ти заправочных колонок, 3-х резервуаров для топлива емкостью 50 куб.м. каждый, аварийного резервуара емкостью 10 куб.м., очистных сооружений на ливнестоке емкостью 120 куб.м., трансформаторной подстанции, очистных сооружений фекальных вод.
Постановлением Главы Балашихинского района Московской области N 1281 от 19 ноября 2003 года был утвержден акт приемочной комиссии от 19 ноября 2003 года о приемке в эксплуатацию автозаправочного комплекса ЗАО "Реакарт".
17 марта 2004 года по договору купли-продажи N КК/04-88 ЗАО "Реакарт" передало, а Общество с ограниченной ответственностью "Картлэнд" приобрело в собственность автозаправочный комплекс, включающий в себя основное здание общей площадью 457,4 кв.м. (лит. Б), навес (лит.Г), колонки заправочные (лит. к1, к2, к.3, к.4), резервуары (Лит. Г.1, Г2, Г3), аварийный резервуар (лит. Г4), очистное сооружение (лит. Г5), трансформаторную подстанцию (Лит. Г6), очистные сооружения (лит. Г7, Г8, Г9), инв. N 2-9769, расположенный на вышеуказанном земельном участке по адресу: Московская область, г. Балашиха, Западная коммунальная зона, шоссе Энтузиастов, Влад. 12 (свидетельство о государственной регистрации права от 19 апреля 2004 года л.д. 84 т.1).
06 декабря 2007 года на основании договора купли-продажи N ДКП/07-92 от 09 августа 2007 года, заключенного между ООО "Картлэнд" и ООО "ПетролЛюкс", право собственности на вышеуказанный автозаправочный комплекс, расположенный на спорном земельном участке, было зарегистрировано за ООО "ПетролЛюкс" (свидетельство о государственной регистрации права от 06 декабря 2007 года).
Каких-либо доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации суду не представлено.
Указанные установленные апелляционным судом обстоятельства позволяют исключить возможность отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации в силу критериев разграничения государственной собственности на землю, указанных в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Министерством имущественных отношений Московской области требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2011 года по делу N А41-4479/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4479/2011
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ в МО
Третье лицо: Администрация городского округа Балашиха, Администрация городского округа Балашиха по Московской области, ООО "Петролюкс", Управление Федеральной службы гос.регистрации кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5781/11