г. Саратов |
|
18 августа 2011 г. |
Дело N А57-14631/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Мамунц И.Ю. - Савинская Е.В. по доверенности от 01.11.2010 г..,
от Правительства Саратовской области - Ильинов Д.В. по доверенности N 1-07-08-761 от 18.05.2010 г.., удостоверение N 251,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - Нефедова Т.А. по доверенности N 11 от 11.01.2011 г.., удостоверение N 000842,
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - Нефедова Т.А. по доверенности от 15.10.2010 г..,
от ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ - Чернышева Т.Н. по доверенности N 2649 от 03.06.2011 г..,
от ФБУ "Земельная кадастровая палата по Саратовской области" - Смирнова М.С.по доверенности N 76 от 09.07.2011 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мамунц И.Ю. (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от "10" марта 2011 года по делу N А57-14631/2010, принятое судьей Викленко Т.И.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Мамунц И.Ю. (г. Саратов)
заинтересованные лица:
Правительство Саратовской области (г. Саратов), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (г. Саратов), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва), ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (г. Москва), ФБУ "Земельная кадастровая палата по Саратовской области" (г. Саратов), ООО "Воронежское бюро оценки" (г. Воронеж), оценщик Шушарин А.Н. (г. Воронеж),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), Комитет по управлению имуществом Саратовской области (г. Саратов)
о признании недостоверными результаты государственной оценки земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 10.03.2011 г.. отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Мамунц И.Ю. (далее - ИП Мамунц И.Ю., предприниматель) о признании недостоверными результатов государственной оценки находящегося у нее на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:0017 по Ново-Астраханскому шоссе, 64 в г. Саратове пл. 9 062 кв.м., 6 254,39 руб. за квадратный метр.
ИП Мамунц И.Ю., не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представителем федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Саратовской области" заявлено ходатайство о замене наименования данного лица, участвующего в деле, на федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Саратовской области" в связи с переименованием на основании Приказа руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N п/200 от 31.05.2011 г..
Поскольку в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствует специальная процессуальная норма, регламентирующая действия арбитражного суда при изменении наименования юридического лица, участвующего в деле, то при таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к вывод о возможности применения ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем заявленное ходатайство подлежит удовлетворению, принимая во внимание, что заявителем ходатайства представлены доказательства переименования федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Саратовской области" на федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Саратовской области".
ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает принятое по делу решение законным, обоснованным и неподлежащим отмене.
В материалы дела поступил отзыв ООО "Воронежское бюро оценки" на апелляционную жалобу, в котором ООО "Воронежское бюро оценки" просит апелляционную жалобу Предпринимателя оставить без удовлетворения, принятое по делу решение - без изменения.
Представители Правительства Саратовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (г. Саратов), Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФБУ "Земельная кадастровая палата по Саратовской области" в судебном заседании возражали против доводов, содержащихся в апелляционной жалобе ИП Мамунц И.Ю., просили обжалуемое решение оставить без изменения как законное и обоснованное.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей ООО "Воронежское бюро оценки", оценщика Шушарина А.Н., третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением мэра г. Саратова N 1040-67 от 13.12.2001 г. по договору N 188 от 01.02.2007 г. ИП Мамунц И.Ю. приобрела в аренду земельный участок под кадастровым номером 64:48:020336:0017, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Ново-Астраханское шоссе, д.64, пл. 0, 9062 га, занимаемый незавершенным строительством трехэтажного офисного здания, гостиницы, казино и ресторана.
Согласно названному ненормативному правовому акту и кадастровому плану земельного участка 2001 г. его разрешенное использование определено - для здания офиса, гостиницы, казино и ресторана.
15.07.2010 г. арбитражным судом Саратовской области было утверждено мировое соглашение по делу N А57-1796/2010, которым определено, что с учетом фактического землепользования разрешенный вид использования земельного участка соответствует пункту 5 составу видов разрешенного использования приложения 2 таблицы 1 Типового перечня видов разрешенного использования Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г. N П/0152, и п.5 групп видов разрешенного использования приложения 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
14.10.2009 г. ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области на основании заявления представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" было принято решение N Ф48/09-17659 об учете изменений объекта недвижимости относительно вида разрешенного использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, который соответствует 5 группе видов разрешенного использования, установленного постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
В связи с изменением вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:0017 была рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222, с применением удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 5 группе видов разрешенного использования, равного 6 254, 39 руб./кв.м, в размере 56677282,18 руб.
ИП Мамунц И.Ю., полагая, что результаты государственной оценки находящегося у нее на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:0017 являются недостоверными и повлекли необоснованное завышение размера арендной платы за пользование земельным участком, обратилось в арбитражный суд Саратовской области с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, обоснованно исходил из того, что, обращаясь в рамках настоящего дела об оспаривании результатов государственной оценки земельного участка, утвержденного на момент такого обращения в суд Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г.. N 270-П, заявитель выбрал неверный способ защиты, в связи с чем его требования в рамках настоящего дела удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 1047-О-О установлено, что правила определения кадастровой стоимости земельных участков, закрепленные в ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не противоречат Конституции Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г.. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 9 Правил государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Как следует из материалов дела, 27.06.2007 г. между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ (Поволжский филиал) был заключен государственный контракт N 4к/07, в соответствии с которым ФГУП "Россземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (Поволжский филиал) обязалось выполнить работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Саратовской области.
В целях определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:0017 ФГУП "Росземкадастрсъемка" -ВИСХАГИ (Поволжский филиал) были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Саратовской области.
Судом установлено, что результаты экономической составляющей государственной кадастровой оценки земель (рыночной стоимости, в том числе, конкретного земельного участка), отражены в Отчете N 6-Н/07 об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Названный Отчет использовался для составления Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков на территории Саратовской области, исполнителем которого являлось ФГУП "Госземкадастросъемка" ВИСХАГИ.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель (Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков и Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков на территории Саратовской области) были положены в основу Постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" и им утверждены.
Данным нормативным правовым актом была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020336:0017 (по 6 виду разрешенного использования) и удельные показатели земельных участков, входящих в кадастровый квартал, в том числе, 64:48:020336, по 5 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 г.. N 92 отмечено, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица.
Если законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.
Вопрос о достоверности этой величины может решаться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения.
На момент обращения с настоящими требованиями в арбитражный суд результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены нормативно-правовым актом, а именно Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г.. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", который опубликован в установленном законом порядке и является действующим.
В Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ст.ст. 12, 13) содержатся положения, по смыслу которых оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки в случаях ее обязательного проведения согласно законам или иным нормативным актам возможно только до момента утверждения результатов такой оценки в установленном порядке (издания акта государственного органа). Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении ВАС РФ от 23.08.2010 N ВАС-9701/10 по делу N А46-12628/2009.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ИП Мамунц И.Ю., обращаясь в рамках настоящего дела об оспаривании результатов государственной оценки земельного участка, утвержденного на момент такого обращения в суд Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П, избран ненадлежащий способ защиты права.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании недействительным ненормативного правового акта относится к одному из гражданско-правовых способов защиты права.
Заинтересованно лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения, однако избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных (или предполагаемо нарушенных) прав и законных интересов служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.
При этом надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав, а кроме того, отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что кадастровая стоимость земельных участков населенных пунктов не может значительно отличаться от рыночной стоимости, а кадастровая стоимость арендуемого предпринимателем земельного участка является произвольной и завышенной, не имеет правового значения при рассмотрении настоящих требований и отклоняется судебной коллегией.
Таким образом, по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения не находит.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "10" марта 2011 года по делу N А57-14631/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14631/2010
Истец: ИП Мамунц Инара Юрьевна
Ответчик: Правительство Саратовской области, Управление Федерального кадастра объектов недвижимости по Саратовской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом Саратовской области, ООО "Воронежское бюро оценки", оценщик Шушарин А. Н., ФГУП "Госземкадастрсъёмка" - ВИСХАГИ, ФГУП "Земельная кадастровая палата по Саратовской области", Федеральная служба государственной регистрации , кадастра и картографии (Ростеерст)