г.Москва |
|
19.08.2011
|
N 09АП-19044/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2011
Дело N А40-4951/11-146-52
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Гончарова В.Я., Мухина С.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Московским В.С.,
при участии:
от заявителя: Кузнецова К.И., Скоробогатько А.В., Макаров Р.В. по доверенности от 24.06.2011;
от заинтересованного лица: Бондарь Ю.В. по доверенности от 28.02.2011;
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Булочная-кондитерская N 316"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.06.2011 по делу N А40-4951/11-146-52, принятое судьей Ласкиным Л.В.
по заявлению ООО "Булочная-кондитерская N 316" (ОГРН 1027739561145, 107140, Москва, ул. Русаковская, д.4, стр.4)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо: Префектура по ЦАО г.Москвы
о признании действия, выразившегося в отказе в предоставлении в собственность земельного участка (кадастровый номер 77:01:0003033:14 по адресу: г.Москва, ул. Русаковская, вл.4, стр.4) площадью 350 кв.м. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ
ООО "Булочная-кондитерская N 316" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным действия Департамента земельных ресурсов города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью "Булочная-кондитерская N 316", выразившегося в отказе в предоставлении в собственность земельного участка (кадастровый номер 77:01:0003033:14, по адресу: г.Москва, ул.Русаковская, вл.4, стр.4, площадью 350 кв.м) от 30.11.2010 N 33-5ТО-1307/10-(0)-1, об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Булочная-кондитерская N 316" земельного участка (кадастровый номер 77:01:0003033:14, по адресу г.Москва, ул.Русаковская, вл.4, стр.4, площадью 350 кв.м) на праве собственности, об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы подготовить проект договора купли-продажи земельного участка (кадастровый номер 77:01:0003033:14, по адресу г.Москва, ул.Русаковская, вл.4, стр.4, площадью 350 кв.м) и направить его обществу с ограниченной ответственностью "Булочная-кондитерская N 316" с предложением о заключении соответствующего договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не более чем за 3 922 975 (три миллиона девятьсот двадцать два рубля девятьсот семьдесят пять) рублей.
Решением суда от 10.03.2011 в удовлетворении заявления отказано. Суд исходил из того, что оспариваемый отказ не противоречит нормам действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик возражает против доводов жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица. Располагая доказательством надлежащего извещения его о месте и времени рассмотрения дела, при отсутствии возражений представителей сторон, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Как следует из материалов дела, ООО "Булочная-кондитерская N 316" является собственником здания по адресу: г.Москва, ул.Русаковская, вл.4, стр.4.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003033:14 общей площадью 350 кв.м. Данный земельный участок находится в аренде у заявителя на основании договора аренды от 19.09.1997 N М-01-009701, заключенного с Московским земельным комитетом, сроком на 25 лет.
05.07.2010 ООО "Булочная-кондитерская N 316" обратилось в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в Центральном административном округе с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок по выкупной цене в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка. К заявлению приложены необходимые документы согласно выписке из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" N 33-5ТО-1370/10-(0)-0 от 05.07.2010.
Письмом от 04.10.2010 N 33-5ТО-1307/10-(4)-0 Департамент земельных ресурсов города Москвы сообщил заявителю о том, что в связи с отсутствием заключения Москомархитектуры не может быть подготовлен проект договора купли-продажи.
По повторному обращению заявителя Департамент письмом от 11.11.2010 N 33-1-4829/10-(1)-1 сообщил, что подготовлен проект распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка. После выпуска указанного распоряжения Департамент подготовит проект договора купли-продажи.
В соответствии с извещением Департамента от 12.11.2010 N 33-5ТО-1307/10 данный проект распоряжения направлен на согласование в Москомархитектуру и Префектуру ЦАО г.Москвы, в связи с отсутствием данных согласований, проект договора купли-продажи пока не подготовлен.
Извещением от 30.11.2010 N 33-5ТО-1307/10-(0)-1 Департамент отказал в оформлении договора купли-продажи земельного участка со ссылкой на то, что имеется отрицательное заключение Префектуры ЦАО г.Москвы, спорный земельный участок имеет пересечение с земельным участком с кадастровым номером 77:01:000303033:81 (улично-дорожная сеть по улице Русаковской.).
Полагая, что отказ в предоставлении спорного земельного участка в собственность является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Порядок приобретения права собственности на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания строения, сооружения, установлен Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Кодексом. При этом собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ) либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу правовой позиции, изложенной в п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.05.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным и в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Анализируя порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в соответствии с п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю (ст.ст.3 - 4).
Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Согласно пунктам 2.2.3, 2.2.4 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), Департамент земельных ресурсов города Москвы выполняет в установленном порядке функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность гражданам и юридическим лицам, владеющим этими участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также являющихся собственниками зданий (помещений в зданиях) или сооружений, заключает в соответствии с федеральным законодательством договоры купли-продажи, дополнительные соглашения к ним и оформляет акты приема-передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1.2 указанного Положения Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными правовыми актами города Москвы.
Порядок подготовки, согласования и выдачи договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка определен Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" (приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП). Договор купли-продажи земельного участка входит в Единый реестр документов, подлежащих выдаче заявителям на территории города Москвы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы в режиме "одного окна".
В соответствии с п.2 Регламента, определяющего порядок работы службы "одного окна" при приеме заявлений на подготовку и выдачу документов заявителям, заинтересованные лица обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого договора и необходимый комплект документов, определенный в Регламентной таблице.
Заявление на оформление договора купли-продажи участка в собственность подается по установленной форме, содержащейся в приложении N 22 к Регламенту, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, и должно содержать юридический, почтовый адрес организации, наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, БИК, ИНН, ОКПО, КПП организации. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, также установлен в приложении N 22 к указанному Регламенту и в Приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370, к заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданной в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Булочная-кондитерская N 316" приложило к заявлению, поданному в Департамент земельных ресурсов города Москвы, полный комплект документов, необходимых для приобретения прав на спорный земельный участок.
Из письма Департамента земельных ресурсов города Москвы от 30.11.2010 N 33-5ТО-1307/10-(0)-1 следует, что по вопросу оформления земельно-правовых отношений имеется отрицательное заключение Префектуры ЦАО г.Москвы; спорный земельный участок имеет пересечение с улично-дорожной сетью.
Данные основания для отказа признаются судом апелляционной инстанции незаконными, вопреки выводам суда первой инстанции об обратном.
Согласно материалам дела спорный земельный участок предоставлен ООО "Булочная-кондитерская N 316" в аренду для эксплуатации магазина, при этом земельный участок сформирован, его границы определены на местности, земельный участок оформлен как объект гражданского оборота путем его постановки на кадастровый учет
В силу ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предоставление земельного участка в собственность при его приватизации осуществляется в границах, которые определяются по кадастровому паспорту, предоставленному покупателем.
Согласно п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом в силу прямого указания п.5 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, а указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса общества, а также к договору купли-продажи земельного участка.
В силу положений ст. 1, 3 указанного Федерального закона его действие распространяется на все случаи продажи имущества, находящегося в государственной либо муниципальной собственности, в том числе на отчуждение земельных участков.
В силу изложенного, ст.36 Земельного кодекса РФ, пунктов 3, 5 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" спорный земельный участок должен быть предоставлен в границах, установленных его кадастровым паспортом.
Указанная правовая позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.08.2004 N 4345/04.
Применительно к рассматриваемому случаю отрицательные заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи с получением таких заключений Департаментом земельных ресурсов города Москвы не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством преимущественного права юридического лица - собственника здания на приобретение земельного участка под этим зданием в собственность.
Ответчиком не представлено доказательств свидетельствующих о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте, есть запрет на его приватизацию, установленный федеральным законом, либо испрашиваемый заявителем земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании его для других целей (государственных или публичных нужд) (Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
В соответствии с ч.2, 3 ст.5 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" на землях, распоряжение которыми осуществляется органами исполнительной власти города Москвы, соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы утверждает линии градостроительного регулирования, ограничивающие земли, не подлежащие отчуждению из государственной собственности, либо границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Сведения о земельных участках, не подлежащих отчуждению из государственной собственности, линиях градостроительного регулирования и границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства подлежат включению в состав информационных ресурсов города Москвы.
Доказательств того, что в информационных ресурсах города Москвы содержатся сведения об ограничениях испрашиваемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003033:14, не представлено.
Следует также отметить, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003033:14 расположен полностью под пятном застройки принадлежащего заявителю здания, следовательно, земельный участок не может находиться на землях общего пользования.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Департамента земельных ресурсов города Москвы в настоящее время пересечение земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003033:14 с улично-дорожной сетью устранено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии оспариваемого отказа закону, нарушении прав и законных интересов заявителя, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене по основанию, предусмотренному п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ (неправильное применение норм материального права).
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2011 по делу N А40-4951/11-146-52 отменить.
Признать незаконным действие Департамента земельных ресурсов города Москвы в отношении общества с ограниченной ответственностью "Булочная-кондитерская N 316", выразившееся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка (кадастровый номер 77:01:0003033:14, по адресу г.Москва, ул. Русаковская, вл.4, стр.4, площадью 350 кв.м) от 30.11.2010 N 33-5ТО-1307/10-(0)-1.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Булочная-кондитерская N 316" земельного участка (кадастровый номер 77:01:0003033:14, по адресу г.Москва, ул. Русаковская, вл.4, стр.4, площадью 350 кв.м) на праве собственности.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы в месячный срок с момента принятия настоящего постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка (кадастровый номер 77:01:0003033:14, по адресу г.Москва, ул. Русаковская, вл.4, стр.4, площадью 350 кв.м) и направить его обществу с ограниченной ответственностью "Булочная-кондитерская N 316" с предложением о заключении соответствующего договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не более чем за 3 922 975 (три миллиона девятьсот двадцать два рубля девятьсот семьдесят пять) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4951/2011
Истец: ООО "Булочная-кондитерская N 316", ООО "Булочная-кондитерская N316"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Г. МОСКВЫ, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Префектура по ЦАО г. Москвы, Префектура ЦАО города Москвы