г. Санкт-Петербург
23 августа 2011 г. |
Дело N А56-37624/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Марченко Л.Н.
судей Масенковой И.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестеревой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу
на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2011 по делу N А56-37624/2005 (судья Фуркало О.В.), принятое
по жалобе ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу на действие (бездействия) арбитражного управляющего
Ходоновича В.Ф.
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФГУП "Строительное Управление Ленинградского военного округа"
при участии:
от ФНС: Капустин С.А., доверенность от 14.09.2010 N В-479
от арбитражного управляющего: не явился
от иных лиц: Омельченко Т.А, доверенность от 11.11.2010 N 408 - представитель ТУ ФАУГИ)
установил:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2010 Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП "Строительное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурным управляющим утвержден Ходонович Василий Федорович.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего ФГУП "Строительное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" Ходоновича В.Ф., указав на следующие нарушения, допущенные, по мнению уполномоченного органа, конкурсным управляющим:
- инвентаризация имущества должника не произведена, приказ об инвентаризации издан конкурсным управляющим спустя 40 дней с момента начала конкурсного производства, значимые результаты работы конкурсного управляющего за год ведения конкурсного производства не представлены, в отчете указано на то, что конкурсным управляющим не получены ответы из регистрирующих органов, в то время как на запрос уполномоченного органа в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о наличии у должника объектов недвижимости уже получен ответ;
- исполнительный лист N 482710 от 09.10.2007, выданный 21.11.2007 на взыскание задолженности в пользу должника с Квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа предъявлен лишь 03.11.2010;
- конкурсным управляющим нецелесообразно осуществляются затраты на привлеченных специалистов: в рамках договоров об оказании правовой помощи от 01.07.2008 и от 01.02.2010 в пользу адвоката Петрова А.Н., в рамках договора об оказании услуг по бухгалтерскому сопровождению с Олейниковым А.Г. от 01.02.2010 и на проведение оценки объектов недвижимости независимым оценщиком "Межрегиональная независимая оценочная компания "Владимиръ" (так как объекты недвижимости, в отношении которых произведена оценка, фактически отсутствуют).
Податель жалобы просил признать ненадлежащим исполнение Ходоновичем В.Ф. обязанностей конкурсного управляющего и признать необоснованным расходование денежных средств должника на оказание перечисленных в жалобе услуг.
В отзыве на жалобу конкурсный управляющий Ходонович В.Ф. возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что текст решения о признании должника банкротом получен конкурсным управляющим лишь в марте 2010. Исполнительный лист N 482710 передан бывшим руководителем должника лишь 29.10.2010, с этого времени проводились переговоры с Министерством обороны по поводу добровольного исполнения судебного акта о взыскании, так как КЭУ Ленинградского военного округа было ликвидировано. Длительность проведения оценки объектов недвижимости объясняется необходимостью оформления прав на земельные участки, занятые зданиями. Инвентаризация имущества не заключена в связи с оформлением документов на выявленное имущество - базу отдыха в Лужском районе Ленинградской области.
Доводы о необоснованности расходов на привлеченных специалистов налоговым органом не доказаны, должник обязан представлять бухгалтерскую отчетность в общем порядке, услуги юриста потребуются при проведении работы по государственной регистрации недвижимого имущества, подготовке и проведению торгов. Расходование денежных средств должника на оплату услуг привлеченных специалистов произведено лишь в пределах 50 000 руб. Петрову А.Н. за услуги, оказанные в процедуре наблюдения. Утверждение об отсутствии недвижимого имущества не подтверждено.
Определением суда от 14.04.2011 в удовлетворении жалобы ФНС на действия (бездействие) конкурсного управляющего отказано.
В апелляционной жалобе ФНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела, просит определение отменить, жалобу уполномоченного органа удовлетворить. Апелляционные доводы ФНС фактически повторяют позицию уполномоченного органа в арбитражном суде первой инстанции.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее доводы необоснованными, а обжалуемый судебный акт - соответствующим нормам законодательства.
Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям пункта 3 статьи 60 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) кредиторы в рамках дела о банкротстве, могут обратиться в арбитражный суд с жалобой на нарушение их прав и законных интересов, в том числе, допущенных, по их мнению, со стороны конкурсного управляющего.
Между тем, вопреки утверждению уполномоченного органа, представленными в материалы дела документами подтверждается, что конкурсный управляющий осуществлял деятельность разумно и добросовестно, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как указано в жалобе уполномоченного органа, сроки инвентаризации имущества, обязанность по проведению которой установлена пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, не установлены.
В данном случае у должника имеются объекты недвижимого имущества, права на которые надлежащим образом не оформлены. При отсутствии правоустанавливающих документов, включение такого имущества в инвентаризационную опись, проведение оценки имущества в порядке статьи 130 Закона о банкротстве, в любом случае не позволит произвести его реализацию. Включение имущества в конкурсную массу без правоустанавливающих документов не позволит осуществить права кредиторов и уполномоченного органа на получение удовлетворения требований к должнику.
При таких обстоятельствах, оформление правоустанавливающих документов до инвентаризации имущества следует признать целесообразным. Продление срока конкурсного производства в данном случае направлено на обеспечение расчетов с кредиторами и не может быть квалифицировано как ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей.
Кроме того, следует учесть, что Ходонович В.Ф. не имел возможности приступить к исполнению обязанностей конкурсного управляющего непосредственно в дату вынесения соответствующего решения, до его изготовления в полном объеме.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не исключает возможности оценки имущества должника пообъектно. С целью экономии времени, конкурсный управляющий привлек оценщика для определения стоимости выявленных объектов недвижимости, в отношении которых имеются правоустанавливающие документы. Действия Ходоновича В.Ф, в указанной части не противоречат положениям статьи 130 Закона о банкротстве, направлены на формирование конкурсной массы и нарушающими права и законные интересы уполномоченного органа быть признаны не могут. Соответствующие расходы на оценщика правомерны.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Уполномоченным органом не представлено доказательств наличия реальной возможности взыскания какой-либо дебиторской задолженности, которая была бы проигнорирована конкурсным управляющим.
Как видно из материалов дела, исполнительный лист N 482710 от 09.10.2007 по делу А56-18135/2007 выдан Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области задолго до утверждения Ходоновича В.Ф. в качестве конкурсного управляющего должника и не мог быть им предъявлен непосредственно после выдачи. Актом от 29.10.2010 подтверждается, что указанный исполнительный лист передан конкурсному управляющему Олейниковым А.Г. лишь 29.10.2010. Сведений о том, что содержащиеся в исполнительном листе требования к Квартирно-эксплуатационному управлению Ленинградского военного округа могут быть реально исполнены, с учетом прекращения деятельности Квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа, не имеется.
При таких обстоятельствах предъявление исполнительного листа не повлекло бы увеличение конкурсной массы и бездействие конкурсного управляющего по его предъявлению не может быть признано нарушающим права кредиторов.
Право на привлечение арбитражным управляющим третьих лиц к обеспечению своей деятельности предоставлено статьей 20.3 Закона о банкротстве.
Принимая во внимание необходимость осуществления деятельности по формированию конкурсной массы, в том числе посредством обращения в органы государственной власти для получения информации, необходимой для осуществления расчетов с кредиторами, участия в судебных заседаниях в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), привлечение юриста к обеспечению деятельности конкурсного управляющего является целесообразным.
Поскольку должник в стадии конкурсного производства не освобождается от обязанности по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности, в том числе и в случае фактического отсутствия хозяйственной деятельности, а ведение бухгалтерского учета требует применения специальных знаний, привлечение к осуществлению арбитражным управляющим своей деятельности бухгалтера правомерно. Положениями Закона о банкротстве, арбитражный управляющий не ограничивается в своем праве привлекать к осуществлению своих функций специалистов, вне зависимости от направления их деятельности.
Квалифицирующим признаком для вывода о возможности участия специалистов в деле о несостоятельности (банкротстве) является необходимость оказания услуг для ведения процедур банкротства. При этом, по смыслу требований статьи 20 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий в первую очередь должен являться специалистом в области управления предприятием, он выполняет административную, организационную функцию. Наличие специальных знаний в области юриспруденции и бухгалтерского учета для арбитражного управляющего обязательным не является.
Привлечение оценщика обусловлено требованиями статьи 130 Закона о несостоятельности. Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии имущества, явившегося предметом оценки, опровергается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра прав от 23.03.2010, свидетельствами о праве хозяйственного ведения должника на нежилые здания по адресу: Санкт-Петербург, пр. Карла Маркса, д. 1, лит. Е, Д.
По смыслу положений пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, оценка обоснованности привлечения арбитражным управляющим специалистов для обеспечения своей деятельности производится применительно к оценке затрат на оплату услуг указанных лиц. При этом, обязанность доказывания необоснованности привлечения лиц для обеспечения деятельности арбитражного управляющего в деле о банкротстве и (или) определенного в соответствии со статьей 20.7 Закона о банкротстве размера оплаты их услуг, возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о признании привлечения таких лиц и (или) размера такой оплаты необоснованными. Обязательная оценка арбитражным судом обоснованности оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, предусмотрена лишь при превышении суммы оплаты ограничений, установленных пунктом 3 статьи 20.7 Закона о банкротстве.
Из отчета конкурсного управляющего о расходовании денежных средств должника следует, что им произведена 12.04.2010 единственная выплата в размере 50000 руб. в пользу Петрова А.Н., по договору оказания услуг от 01.07.2008, заключенному на стадии наблюдения, в рамках которой Ходонович В.Ф. исполнял обязанности временного управляющего ФГУП "Строительное управление Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации". Доказательств несоразмерности выплаченной суммы фактически оказанным услугам, либо отсутствия взаимосвязи произведенной выплаты с деятельностью арбитражного управляющего, подателем жалобы в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении жалобы ФНС на действия (бездействие) конкурсного управляющего.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2011 по делу N А56-37624/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Марченко |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37624/2005
Истец: ЗАО "Кристи"
Ответчик: ФГУП "Строительное Управление Ленинградского Военного Округа МО РФ"
Третье лицо: Ходонович Василий Федорович - временный управляющий ФГУП "Строительное Управление Ленинградского Военного Округа МО РФ", Ходонович Василий Федорович - временный управляющий ФГУП "Строительное Управление Ленинградского Военного Округа МО РФ, УФНС по Санкт-Петербургу, Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, ТУ Фдеерального агентства по управлению федеральным имуществом, СПб РООИ "Правовая помощь", ООО "ПиК", ООО "ПетроОйл", ООО "Инкотех", ООО "Барс", ООО "Пальмира", ООО "Облтехстрой", ООО "Невское содружество", ООО "Барс", ОАО "Центральный проектный институт", НП "СОУА "Континент", Министерство обороны РФ, ГУ Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУ РО ФСС по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19421/16
30.07.2015 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-37624/05
03.07.2013 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-37624/05
21.08.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10125/12
07.12.2011 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21076/11
03.11.2011 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19903/11
23.08.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10117/11
29.01.2010 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-37624/05
13.11.2008 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9924/2005
28.08.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-37624/2005