г. Москва
25 августа 2011 г. |
Дело N А41-6425/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Александрова Д.Д., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН:5032018384, ОГРН:1035006455725): Фролова Л.В., по доверенности от 25.01.2011, Соловьева Л.А., по доверенности от 12.05.2011,
от заинтересованного лица: Бабахин Д.В., по доверенности от 28.12.2010 N 608-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2011 по делу N А41-6425/11, принятое судьей Борсовой Ж.П., по иску открытого акционерного общества "Внуковский завод огнеупорных изделий" (ИНН:5032018384, ОГРН:1035006455725) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации, обязании зарегистрировать право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Внуковский завод огнеупорных изделий" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление):
- о признании недействительным отказов от 25.11.2010 N 20/070/2010-351, N 20/070/2010-352, N 20/070/2010-353, N 20/070/2010-354, N 20/070/2010-355 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности на распределительные газопроводы высокого давления (инв. Номер 173:054-10420) и газопровод - ввод высокого давления (инв. Номер 173:054-10421), расположенные по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 7 и Московская область, г.Одинцово, ул. Маковского, д.7;
- обязании регистрирующий орган зарегистрировать право собственности на вышеуказанные сооружения на ОАО "ВЗОИ" с выдачей ему свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Судом в порядке статьи 49 АПК РФ удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований, в котором просит суд признать незаконными отказы от 25.11.2010года N 20/070/2010-351, N 20/070/2010-352, N 20/070/2010-353, N 20/070/2010-354, N 20/070/2010-355 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности на распределительные газопроводы высокого давления (инв. Номер 173:054 -10420) и газопровод - ввод высокого давления (инв. Номер 173:054-10421), расположенные по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 7 и Московская область, г. Одинцово, ул. Маковского, д.7; обязать регистрирующий орган зарегистрировать право собственности на вышеуказанные сооружения на ОАО "ВЗОИ" с выдачей ему свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества против доводов апелляционной жалобы возражали по мотивам, изложенным в письменных пояснениях, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на:
- газопровод-ввод высокого давления, с инвентарным номером 173:054-10420, лит. Д2, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Маковского, д. 7;
- распределительный газопровод высокого давления, с инвентарным номером 173:054-10421, лит. Д1, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Маковского, д. 7;
- газопровод-ввод высокого давления, с инвентарным номером 173:054-10421, лит. Д1, расположенный по адресу: Московская область, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 7;
- газопровод-ввод высокого давления, с инвентарным номером 173:054-10421, лит. Д2, расположенный по адресу: Московская область, городское поселение Одинцово, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 7;
- распределительный газопровод высокого давления, с инвентарным номером 173:054-10421, лит. Д, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Маковского, д. 7.
Согласно распискам в получении документов на государственную регистрацию от 27.09.2010 в регистрирующий орган представлены: заявление, платежное поручение, кадастровый паспорт (здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), акт стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.04.1992 г.., план приватизации Внуковского Завода Огнеупорных Изделий от 30.09.1992, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.09.2010 N 1, протокол от 30.11.2009 N 3, свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, зарегистрировано до 01.07 2002, согласие от 28.01.2010 N 1-223, справка от 02.09.2010 N 1-11/04, устав общества от 23.07.2004.
В качестве документов-оснований для государственной регистрации представлены План приватизации Внуковского Завода Огнеупорных Изделий от 30.09.1992 N 1146455-1и-48 (т.1 л.д.35-43), акт стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.04.1992 (т.1 л.д.44-57).
Решениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, оформленными письмом от 25.11.2010 N 20/070/2010-351, 20/070/2010-352, 20/070/2010-353, 20/070/2010-354, 20/070/2010-355 в государственной регистрации отказано со ссылкой на пункт 2 статьи 16 и пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т.1 л.д.6-10).
Как следует из сообщений об отказе в государственной регистрации, в представленных на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов - План приватизации и акт стоимости не содержат достаточной информации для идентификации объекта недвижимого имущества заявленного к регистрации, а также не соответствует описанию объекта, указанному в Кадастровом паспорте от 27.11.2009, что не соответствует пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". А также в нарушение пункта 2 статьи 16 и пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению не представлены надлежащим образом заверенная копия Плана приватизации.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
То есть в соответствии со статьей 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Порядок проведения государственной регистрации прав установлен статьей 13 Закона N 122-ФЗ.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, требования к которым установлены в статье 18 Закона N 122-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Не представление документов, необходимых для регистрации прав, может служить основанием для отказа в государственной регистрации прав заявителя.
При этом к компетенции учреждений юстиции отнесены осуществление правовой экспертизы документов и проверка законности сделки.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
Так, согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В статье 18 Закона N 122-ФЗ закреплено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
На основании части 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Как следует из материалов дела, управлением отказано в регистрации права собственности на объекты ввиду отсутствия достаточной информации для идентификации объекта недвижимого имущества, заявленного к регистрации в представленных на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов Плане приватизации и акте стоимости, несоответствия описанию объекта, указанному в кадастровом паспорте от 27.11.2009, непредставления надлежащим образом заверенной копии Плана приватизации.
Согласно норме статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законом о приватизации не предусмотрено иное.
Статьей 4 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик имущество подразделено на движимое и недвижимое. К недвижимому имуществу отнесены земельные участки и все, что прочно с ними связано, как то: здания, сооружения, предприятия, иные имущественные комплексы, многолетние насаждения, и указано, что законодательными актами к недвижимому может быть отнесено иное имущество.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на отсутствие в Плане приватизации указания на спорные объекты. Указанный довод апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Внуковский завод огнеупорных изделий" создано в порядке приватизации государственного предприятия Внуковский завод огнеупорных изделий". Следовательно, как акционерное общество, созданное путем приватизации федерального имущества, в силу статьи 1 Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", действовавшего на момент приватизации, заявитель является собственником имущества, переданного ему в уставный капитал.
В соответствии с пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
В акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.04.1992, являющимся приложением к Плану приватизации Внуковского завода огнеупорных изделий, имеются сведения в отношении спорных объектов с указанием идентифицирующих признаков: инвентарного номера объекта, наименования объекта, его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, первоначальной (балансовой) стоимости, фактического физического износа, остаточной стоимости.
План приватизации Внуковского завода огнеупорных изделий соответствует действующему в момент приватизации типовому плану приватизации (приложение 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества") равно как и акт оценки стоимости зданий и сооружений (Приложение N 1 к "Временным методическим указаниям по оценке стоимости объектов приватизации" - приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий". Так, указанные типовые формы не содержали требований об указании размеров площадей приватизированных зданий, сооружений и имущественных комплексов.
Довод апелляционной жалобы о различиях в идентифицирующих сведениях по инвентарным номерам, содержащихся в балансовой справке общества от 02.09.2010 N 1-11/214 (т.2 л.д.12), и кадастровых паспортах на сооружения, признается несостоятельным, поскольку из представленных в материалы дела технических паспортов (т.1 л.д.92-121) следует, что указанные в технических паспортах инвентарные номера объектов совпадают со сведениями кадастровых паспортов на сооружения (т.1 л.д.59-67), а справка от 02.09.2010 N 1-11/214 содержит инвентарный бухгалтерский номер.
Заявление на государственную регистрацию пяти объектов газопровода вместо поименованных в акте оценки восьми объектов само по себе не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности.
Свидетельствами о государственной регистрации права от 19.10.2006 50 HAN1298600 (т.1 л..д31) и от 05.06.2009 50HГN 746518 (т.1 л.д.32) подтверждается право собственности заявителя на земельный участок для производственных целей, категория земель: земли поселений, общая площадь 42541 кв.м, с кадастровым номером 50:20:003 02 06:0104, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Южная промзона, ул. Маковского, д.7, и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, общая площадь 94 558 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0030210:94, расположенный по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул. союзная, д.7, - соответственно, на которых расположены спорные газопроводы.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных требований общества.
Спора о праве в отношении заявленных на регистрацию объектов также не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции исследованы и оценены в полном объеме, отклоняются как несостоятельные ввиду неправильного толкования норм материального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2011 по делу N А41-6425/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6425/2011
Истец: ЗАО "Стивен-Инвест", ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий", ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий" (ОАО "ВЗОИ")
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области