г. Киров
22 августа 2011 г. |
Дело N А29-10694/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Бармина Д.Ю., Гуреевой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красноперовой С.В.
при участии в судебном заседании 15.08.2011:
представителя истца Сазоновой Е.В., действующей на основании доверенности от 31.12.2010,
представителя Фонда Лодыгина М.А., действующего на основании доверенности от 01.07.2011 (в заседании 18.08.11),
представителя Диспансера Нанинец А.Л.., действующей на основании доверенности от 15.10.2010,
рассмотрев апелляционную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми,
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2011 по делу N А29-10694/2010, принятое судом в составе судьи Егоровой Т.В.,
по иску государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки" Республики Коми (ИНН: 1101487569 ОГРН 1061101040032, Республика Коми, г. Сыктывкар)
к государственному учреждению Республики Коми "Кардиологический диспансер" (ИНН: 1101487230, ОГРН 1021100521860 Республика Коми, г. Сыктывкар), Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми, (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355 Республика Коми, г. Сыктывкар),
третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми (ИНН: 1101486491 ОГРН 1061101037370 Республика Коми, г. Сыктывкар),
о взыскании,
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки" Республики Коми (далее - ГУП, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению Республики Коми "Кардиологический диспансер" (далее - Диспансер), Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее - ФОМС РК), о взыскании 44 330 рублей задолженности.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 14.02.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2011 с ФОМС РК в пользу ГУП взыскано 44 330 рублей задолженности. В удовлетворении исковых требований к Диспансеру отказано.
ФОМС РК с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении исковых требований в части взыскания стоимости поставленного товара с ФОМС РК отказать.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства дела, имеющие значение, решение основано на недоказанных обстоятельствах, неправильном применении норм материального права и не соответствии выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что по результатам проверки накладной N 46844 от 30.11.2007 Фондом был составлен акт, подписанный истцом 24.12.2007; часть товара, поставленного по указанной накладной, была принята Фондом к оплате, оплата другой части товара была отклонена на основании того, что на момент проверки накладной их поставка была осуществлена в полном объеме и по указанным наименованиям товара гос.контракт N ТП029/095 от 04.04.2007 был исполнен. В подтверждение этого Фондом в материалы дела представлены отчеты по медикаментам, достоверность указанных в них сведений не опровергнута сторонами спора. ФОМС РК утверждает, что поставленный по товарной накладной N 46844 от 30.11.2007 товар поставлен истцом сверх количества, предусмотренного спецификацией к контракту; в этой части контракт исполнен полностью и обязанность по его оплате не может быть возложена на ФОМС РК. Также заявитель ссылается на то, что в процессе рассмотрения дела истцом заявлялось, что в случае превышения объема поставленного товара объему, предусмотренному спецификацией в гос.контракту N ТП 029/095 от 04.04.2007 надлежащим ответчиком по делу является Диспансер (аудиозапись N 6); в процессе поставки товара им не осуществлялся контроль количества отпускаемого товара (аудиозаписи N 1, N 4, N 6), имеет место поставка товара в большем количестве (аудиозапись N 4) и такой товар поставляться не должен (аудиозапись N 6). Заявитель считает, что признание истцом отсутствия должного контроля в процессе поставки товара по контракту свидетельствует о существовании условий для нарушения условий гос.контракта. Заявитель полагает, что отсутствие отгрузочной разнарядки не дает поставщику права поставлять товар в большем количестве, чем это предусмотрено спецификацией к гос.контракту и это обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения исковых требований за счет ФОМС РК. Заявитель обращает внимание, что устанавливая лимит получения товаров в отчетном месяце, контрольный лист не изменял условий гос.контрактов в части ассортимента, цены и количества товара, подлежащего поставке, а позволял контролировать и планировать расходование бюджетных средств на его приобретение. Выводы суда об отсутствии доказательств доведения денежных средств в размере 781025,70 руб., выделенных на основании дополнительного соглашения N 3 от 03.09.2008 к Генеральному тарифному соглашению на 2008 год противоречат материалам дела: в суд представлена копия акта сверки взаиморасчетов филиала ООО "РГС-Медицина"-"Росгосстрах-Сыктывкар-Медицина" и Диспансером за 2008, согласно которому на 01.01.2009 сальдо составляет 6 981 852,73 руб. указанные денежные средства были перечислены Диспансеру платежными поручениями от 15.01.2009 N 17 и N 58; копия акта сверки финансового взаимодействия филиала ОАО "Газпроммедстрах" в г.Сыктывкаре и Диспансером за январь-декабрь 2008 подтверждает наличие на 01.01.2009 сальдо в размере 4 833 022,20 руб., перечисленные в адрес получателя платежным поручением от 16.01.2009 N 31. Факт осведомленности Диспансера о том, что в его адрес дополнительно направляются денежные средства для расчетов за ранее полученные лекарственные средства и изделия медицинского назначения подтверждается включением указанных денежных средств в план финансирования ФОМС РК по Диспансеру на 2008 год, утвержденный главным врачом Диспансера Кузнецовым А.В.
ГУП в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на отсутствие согласования сторонами гос.контрактов условий о количестве товара, подлежащего передаче Диспансеру, в связи с чем отказ ФОМС РК от оплаты товара на сумму 44330,00 руб. со ссылкой на превышение суммы исполнения гос.контракта по данному наименованию является необоснованным; товар поставлен в рамках гос.контракта и обязанность по его оплате возложена на Фонд; надлежащих доказательств уведомления учреждения о дополнительном выделении целевых денежных средств для расчетов за ранее полученные лекарственные средства и изделия медицинского назначения Фондом не представлено.
Диспансер в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменений, указав, что представленный ФОМС РК отчет по медикаментам имеет односторонний характер, совместная сверка поставки товара по спорному гос.контракту между участниками дела не проводилась; согласно отчету за январь-март 2011 в учреждении не имеется каких-либо средств для погашения задолженности; задолженность ФОМС РК перед Диспансером на конец марта 2011 составляет 4 980 283,76 руб.; спорный гос.контракт был предметом рассмотрения арбитражного суда по делам N А29-8096/2010, N А29-12197/2009, А29-9666/2009, по которым взыскание задолженности произведено с ФОМС РК. На Диспансер законом возложена обязанность оказания бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам по ОМС, а ФОМС РК в силу закона обязан оплачивать такую помощь и стоимость затраченных ответчиком лекарственных средств; принятие решения о взыскании денежных средств с ЛПУ будет являться возложение обязанности, не предусмотренной законом; письменных доказательств того, что Диспансер извещался о целевом назначении денежных выплат в материалах дела нет; превышения (перерасхода) лимита контрольного листа в 2007 году у Диспансера не имелось
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 18.08.2011, о чем на официальном сайте Второго арбитражного апелляционного суда размещено объявление.
После перерыва судебное заседание возобновлено 18.08.2011.
ГУП, Диспансер явку своих представителей после перерыва в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.04.2007 между Министерством (заказчик) и ГУП (поставщик) заключен государственный контракт N ТП 029/095, по условиям которого поставщик обязался осуществить поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми; наименование, количество и цена товара указаны в приложении N 1 к контракту, являющегося его неотъемлемой частью (п. 1.1 гос.контракта).
Пунктом 1.3 гос.контракта определено, что источником финансирования являются внебюджетные средства (средства Фонда ОМС Республики Коми). Непосредственным плательщиком за поставленный товар является ТФОМС (г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 49).
Согласно п. 1.4 гос.контракта местом доставки товара являются: аптечные учреждения в населенных пунктах согласно приложению N 2 и учреждения здравоохранения Республики Коми согласно приложению N 3.
Порядок поставки товара предусмотрен разделом 3 гос.контракта: доставка товара до места доставки производится поставщиком его транспортом или путем отгрузки авиа, железнодорожным, автомобильным транспортом за счет поставщика (п. 3.1). Днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара считается дата получения товара получателем от транспортной организации, а при сдаче на склад получателя - дата приемо-сдаточного акта или расписки о получении товара в накладной (п. 3.2). Срок поставки товара - 50% объема по каждому наименованию в течение 15 дней с момента заключения гос.контракта, 50% - в течение квартала, следующего за датой заключения гос.контракта (п. 3.3).
Общая цена гос.контракта составляет 186 431 241,9 руб., включая все налоги, пошлины и прочие сборы, расходы по доставке, оплате таможенных сборов (для товаров зарубежного производства), расходы, связанные с хранением, изготовлением, обеспечением и подтверждением качества предлагаемой продукции и др. Стоимость поставки товара, определенная конкурсной заявкой, остается неизменной в течение срока действия гос.контракта (п. 4.1).
В соответствии с п. 4.2 гос.контракта оплата товара производится плательщиком поэтапно: предоплата ежемесячно после заключения договора поставки во исполнение гос.контракта в размере 5000,00 тыс.руб. Последующая оплата ежемесячно до 5 числа следующего месяца после получения Фондом уведомления от фармацевтической организации о факте отпуска лечебно-профилактическим учреждениям системы ОМС, подтвержденное извещениями ЛПУ.
В п. 7.1 сторонами согласовано, что гос.контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до полного выполнения сторонами всех своих обязательств.
Согласно п. 8.1 гос.контракта в течение 10 дней с момента его заключения, заключается договор между поставщиком и плательщиком.
В приложении N 1 к гос.контракту содержится перечень фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранений Республики Коми.
В приложении N 2 к гос.контракту указан перечень населенных пунктов Республики Коми, имеющих аптечные учреждения.
В приложении N 3 - перечень учреждений здравоохранения Республики Коми.
На основании данного гос.контракта между ГУП (поставщик) и ФОМС РК (плательщик) 25.05.2007 заключен договор поставки от 25.06.2007 N Ф-29, по условиям которого поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения, фармацевтических препаратов, химических реактивов, расходных реагентов и материалов по ценам, в количестве, ассортименте согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора (Приложения N 1), а плательщик обязался оплатить поставленный по заявкам учреждений здравоохранения Республики Коми, участвующих в системе обязательного медицинского страхования (получателей), товар в пределах лимитов денежных средств, указанных в "контрольном листе". Местом доставки товара являются учреждения здравоохранения Республики Коми, участвующие в системе ОМС (пункты 1.1, 1.2 договоров).
По условиям п. 3.1 договора поставки от 25.05.2007 N Ф-29 оплата товара производится плательщиком поэтапно: предоплата ежемесячно после заключения договора поставки во исполнение государственного контракта в размере 5 000 рублей, последующая оплата - ежемесячно в течение 10 дней после предоставления поставщиком плательщику согласованных форм отчетности, подтверждающих факт получения товара лечебно-профилактическими учреждениями системы обязательного медицинского страхования.
В приложении N 1 к договору N Ф-29 указана спецификация на поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранений Республики Коми согласно гос.контаркту от 04.04.2007 N ТП 029/095.
Также в материалы дела представлен договор от 25.01.2007 N 01/6 МК о взаимодействии сторон по обеспечению ЛПУ лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, заключенный между ФОМС РК, ГУП и Диспансером в редакции протокола урегулирования разногласий от 15.03.2007.
Во исполнение условий договора поставки от 25.05.2007 N Ф-29 между ФОМС РК, ГУП и Диспансером 28.05.2007 заключен договор о взаимодействии сторон по обеспечению лечебно-профилактических учреждений фармацевтическими препаратами, изделиями медицинского назначения, химическими реактивами, расходными реагентами и материалами N 1ОМС1/6 и дополнительные соглашения к нему от 05.06.2007, от 25.06.2007 N 2, от 03.09.2007 N 3, по условиям которых ГУП осуществляет отпуск Диспансеру товара в пределах установленного ему месячного лимита средств с отметкой о получении товара в "контрольном листе", выданном ФОМС РК для обеспечения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи согласно утвержденному в установленном порядке лимита средств, а Диспансер производит приемку, хранение и использование товара в соответствии с действующим законодательством (пункты 2.1, 2.2, 2.4, 3.1 договора).
По условиям данного договора, при осуществлении отпуска-приемки товара предусмотрено оформление товарной накладной (по торговым наименованиям). В срок до 2 числа месяца, следующего за отчетным, Диспансер представляет "контрольный лист" за прошедший месяц и оригиналы товарных накладных, оформленные в отчетном периоде, в ФОМС РК, который осуществляет проверку на соответствие в них наименования полученного Диспансером товара наименованию товара, подлежащего поставке согласно спецификациям к договорам поставки для государственных нужд, а также на соответствие его стоимости сумме выделенных в отчетном периоде средств по "контрольному листу". Для произведения расчетов по договорам поставки для государственных нужд ГУП в срок до 15 числа месяца следующего за отчетным направляет в ФОМС РК на оплату счет, счет-фактуру и документы, подтверждающие факт обеспечения Диспансера товаром. (пункты 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 договора).
По товарной накладной от 30.11.2007 N 46844 истцом в адрес Диспансера был поставлен товар на общую сумму 56 911 рублей. Данная товарная накладная содержит ссылку на гос.контракт N ТП 029/095 и договор N 29-Ф(КД) как на основание поставки.
Предъявленные к оплате счета были оплачены ФОМС РК частично, согласно представленному в материалы дела акту проверки накладной N 46844 от 30.11.2007 к счету-фактуре N СК 100007105 от 30.11.2007 на предмет ее соответствия спецификациям договоров поставки сумма отклонений в оплате составила 44 330 рублей в связи с исполнением договора по данному наименованию.
Отсутствие оплаты за поставленные фармацевтические препараты, изделия медицинского назначения, химические реактивы, расходные реагенты и материалы в полном объеме послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений указанного Федерального закона.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (статья 509 ГК РФ).
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
На основании статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Статьей 531 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что изменения в гос.контракт от 04.04.2007 N ТП 029/095, а также в договор поставки от 25.06.2007 N Ф-29 относительно количества поставляемых товаров не вносились. В данном случае гос.контракт не содержит условий о возможности поставки истцом товара в количестве, превышающем установленные контрактами объемы.
Материалами дела подтвержден факт поставки ГУП в адрес Диспансера лекарственных препаратов сверх установленных гос.контрактом объемов. Акт проверки накладной содержит данные сведения, согласованные поставщиком и заказчиком.
Поскольку поставка совершена вне рамок гос.контракта, сумма иска может быть расценена как неосновательное обогащение. В связи с тем, что факт принятия товара Диспансером подтверждается материалами дела, надлежащим ответчиком по предъявленным исковым требованиям должен являться непосредственный получатель товара.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Кодекса).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 26 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" также указано: если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Оценив представленные в материалы дела документы, апелляционный суд полагает, что в данной ситуации ГУП должно было знать о неосновательности поставки товара в момент его отгрузки. ГУП являлось стороной гос.контракта и ему были известны все условия, в том числе количество и перечень подлежащих поставке медицинских препаратов.
Поскольку товары медицинского назначения по товарной накладной от 30.11.2007 N 46844 были получены Диспансером 09.12.2007, а иск подан в арбитражный суд 24.12.2010 (согласно штампу суда), исковые требования были предъявлены ГУП за пределами срока исковой давности.
В связи с пропуском срока исковой давности, об истечении которого в процессе рассмотрения дела было заявлено Диспансером, исковые требования удовлетворению не подлежали.
Неправильное применение норм материального права в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.05.2011 по делу N А29-10694/2010 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
О.П. Кобелева |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10694/2010
Истец: ГУП Республики Коми Государственные аптеки Республики Коми, ГУП РК Государственные аптеки РК
Ответчик: Обязательного медицинского страхования Республики Коми, Обязательного медицинского страхования РК, ГУ Республики Коми "Кардиологический диспансер", ГУ РК Кардиологический диспансер
Третье лицо: Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство здравоохранения РК
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5998/12
16.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5175/11
08.11.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-10694/2010
22.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3967/11