г. Москва
29 августа 2011 г. |
Дело N А41-152/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мизяк В.П.,
судей Быкова В.П., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Кожевниковым В.И.,
при участии в заседании:
от истца: Кочеловская Т.Ю., доверенность от 28.06.2011 г..,
от ответчика: Окшин В.Ю., доверенность N 2205-2 от 10.05.2011 г..,
от третьих лиц:
от ГУП "Москоллектор": Баклан В.А., доверенность от N 01-08/8785 от 30.12.2010 г..,
от ОАО "Мосэнерго": Лаврись Н.А., доверенность N 12-07/023-207 от 11.05.2011 г..,
от ОАО "Объединенная энергетическая компания": Бразникова Н.П., доверенность N 456/06 от 29.06.2011 г..,
от ОАО "Банк Москвы": представитель не явился, извещен,
от ОАО "Энергокомплекс": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Попова Т.А. на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2011 года по делу N А41-152/11, принятое судьей Н.А. Кондратенко, по иску ИП Попова Т.А. к ОАО "Московская объединенная электросетевая компания", с участием третьих лиц - ОАО "Банк Москвы", ОАО "Мосэнерго", ГУП "Москоллектор", ОАО "Объединенная Энергетическая Компания", ОАО "Энергокомплекс", о взыскании денежных средств, перечисленных по договору,
УСТАНОВИЛ:
ИП Попов Т.А. обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (далее ОАО "МОЭСК") об отказе от исполнения ОАО "Московская городская электросетевая компания" договора N ПМ-08/287-08 от 27.03.2008 г.., и возврате платы за технологическое присоединение за вычетом суммы стоимости фактически выполненных мероприятий.
С учетом последних уточнений исковых требований, истец просит взыскать 1 048 707 руб. 30 коп., перечисленных по договору N ПМ-08/287-08 от 27.03.2008 г.., в связи с отказом в одностороннем порядке от договора в соответствии с п. 4.3 договора с июня 2010 г..
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2011 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ответчика ОАО "МОЭСК", третьих лиц ГУП "Москоллектор", ОАО "Мосэнерго", ОАО "Объединенная Энергетическая компания" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц ОАО "Банк Москвы", ОАО "Энергокомплекс", не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27 марта 2009 года между ОАО "Московская городская электросетевая компания" (исполнитель) и ИП Поповым Тимофеем Анатольевичем (заказчик) был заключен Договор N ПМ-08/287-08, согласно которому в целях получения в будущем разрешения на присоединение мощности (акта технологического присоединения) и заключения договора энергоснабжения со сбытовой компанией, по объекту нежилое помещение, расположенному по адресу: Москва, 5-й Останкинский пер., д. 11А (зона-3), исполнитель обязуется оказать услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заказчика к электрической сети исполнителя с определением необходимых технических условий для обеспечения возможности подключения объекта в пределах заявленной единовременной мощности 15 кВа (п. 1.1.) (том 1 л.д. 10-11).
Согласно п. 2.1. Исполнитель обязался:
2.1.1. К моменту подписания настоящего договора заказчиком определить техническую возможность подключения объекта заказчика к сети исполнителя.
2.1.2. Обеспечить техническую возможность присоединения объекта к сети исполнителя после выполнения заказчиком мероприятий по техническому подключению электрооборудования в соответствии с действующими нормами и правилами.
2.1.3. Подготовить и выдать заказчику приложение N 1 (разрешение, технические условия) на мощность в течение 5 рабочих дней с момента поступления всех денежных средств на расчетный счет исполнителя (завершения расчета).
2.1.4. В течение 10-ти дней с даты оказания услуги, указанной в пункте 1.1. договора, предоставить заказчику акт сдачи-приемки оказанной услуги и счет-фактуру.
2.1.5. Одновременно с подписанием акта сдачи-приемки оказанной услуги выдать заказчику разрешение (акт технологического присоединения).
2.1.6. Оформить и выдать заказчику счет-фактуру в установленные действующим законодательством сроки после подписания сторонами акта исполнения обязательств по договору.
Заказчик принял на себя обязательства (п. 2.2.):
2.2.1. Оплатить услуги исполнителя в соответствии с разделом 3 договора.
2.2.2. Подписать акт сдачи-приемки оказанной услуги либо мотивированный отказ.
2.2.3. Проложить кабельную линию 1 кВ от распределительного устройства 0,4 кВ в подстанции до вводного устройства Заказчика.
В разделе 3 договора сторонами определена стоимость услуги и порядок расчетов.
Согласно пункту 3.1. договора, стоимость услуги исполнителя установлена Постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы N 101 от 27.12.2007 г.. и составляет 59 249,00 руб. за 1 кВА присоединенной мощности, плюс НДС 18%.
Общая стоимость платы за технологическое присоединение составляет 880 735,00 руб. плюс НДС 18% - 159 972,30 руб. (п. 3.2.).
ИП Попов Т. А. оплатил стоимость 15 кВа заявленной мощности, а ОАО "Московская городская электросетевая компания" определило технические возможности ИП Попова Т.А. и представило технические условия.
Истец указывает, что ответчик не выполнил обязательств, предусмотренные пунктами 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 договора, а именно: не предоставил заказчику (ИП Попову Т.А.) акт приемки-сдачи оказанной услуги и счет-фактуру (п. 2.1.4.), не выдал Заказчику разрешение (акт технологического присоединения) (п. 2.1.5.), не оформил и не выдал заказчику счет-фактуру после подписания акта исполнения обязательств по договору (п. 2.1.6.).
В соответствии с условиями договора, Исполнитель (ОАО "МОЭСК") оказывает заказчику (ИП Попову Т.А.) услугу при надлежащем выполнении заказчиком своих обязательств (п. 1.1. договора).
В соответствии с пунктом 2.2.3. договора истец принял на себя обязательства проложить кабельную линию 1 кВ от распределительного устройства 0,4 кВ в подстанции до вводного устройства заказчика.
Данная обязанность также предусмотрена техническими условиями, выданными истцу.
Судом первой инстанции установлено, что данное обязательство истцом выполнено не было, что не оспаривалось самим истцом.
В соответствии с частью 2 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оказать услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств истца к электрической сети ответчика не представляется возможным в связи с неисполнением истцом пункта 2.2.3. договора N ПМ-08/287-08 от 27.03.2008 г..
Истец, не выполнив обязательств, предусмотренных п. 2.2.3. договора, письмом от 21 июня 2010 года со ссылкой на невыполнение ответчиком пунктов 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 известил последнего об отказе от договора в одностороннем порядке в соответствии с пунктом 4.3 договора, просил вернуть часть платы за вычетом стоимости фактически выполненных мероприятий (том 1 л.д. 46-47).
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г.. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Пунктом 4.3. договора стороны предусмотрели, что в случае одностороннего отказа заказчиком полностью или частично от исполнения договора, исполнитель обязан вернуть заказчику часть платы за технологическое присоединение за вычетом суммы стоимости фактически выполненных мероприятий на момент уведомления исполнителя заказчиком о расторжении договора, с документальным подтверждением затрат исполнителя.
В материалы дела представлена справка, на основании которой 1 048 707 руб. 30 коп., оплаченных истцом по договору, были распределены в следующих долях: ОАО "МОЭСК" распредсеть - 282 576,52 руб. с НДС; ОАО "МОЭСК" питающие центры - 292 755,96 руб. с НДС; ОАО "Мосэнерго" - 19 196,54 руб. с НДС; ГУП "Москоллектор" - 81 787,81 руб. с НДС; ОАО "ОЭК" - 98 483,51 руб. с НДС; ОАО "Энергокомплекс" - 268 663, 43 руб. с НДС (том 3 л.д. 88).
Истец в апелляционной жалобе указывает, что договор об оказании услуг по присоединению к электрической сети N ПМ-08/287-08 от 27.03.2008 г..,Э, заключенный между истцом и ответчиком, не содержит указания на необходимость выполнения договора третьими лицами, в связи с чем ответчик не вправе ссылаться на расходы, понесенные третьими лицами, по договору, сторонами которого они не являются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение (статья 23.2. Федерального закона "Об электроэнергетике").
Государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину (пункт 4 статьи 23.1. Федерального закона "Об электроэнергетике").
Согласно пункту 32 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г.. N 109, при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности энергопринимающих устройств, присоединенных ранее включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям потребителей и производителей электрической энергии.
Указанные расходы учитываются при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение к электрическим сетям пропорционально размеру планируемой для использования мощности строящихся (реконструируемых) объектов электросетевого хозяйства в зависимости от их предназначения.
Законом города Москвы от 05.07.2006 г.. N 33 "О программе комплексного развития системы электроснабжения города Москвы на 2006 - 2010 годы и инвестиционных программах развития и модернизации инфраструктуры электроснабжения города" утверждены инвестиционные программы развития и модернизации инфраструктуры электроснабжения города Москвы ответчика - ОАО "Московская объединенная электросетевая компания", третьих лиц - ОАО "Мосэнерго", ОАО "Объединенная энергетическая компания", ОАО "Энергокомплекс", ГУП "Москоллектор", финансируемые за счет платы за технологическое присоединение последних.
Исходя из положений указанных выше нормативных правовых актов, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям в городе Москве обеспечивается организациями - участникам тарифного регулирования ОАО "МОЭСК", ОАО "Мосэнерго", ОАО "Энергокомплекс", ГПУ "Москоллектор", ОАО "Объединенная энергетическая компания", финансирование которых производится за счет платы за технологическое присоединение.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что выполнение третьими лицами мероприятий по обеспечению технической возможности технологического присоединения истца к электросети не относится к расходам ответчика, понесенным им по договору N ПМ-08/287-08 от 27.03.2008 г.., несостоятелен.
Довод апелляционной жалобы о том, что работы, выполненные третьими лицами, не имеют отношения к непосредственному присоединению истца, а направлены на удовлетворение интересов неопределенного круга лиц, не обоснован в связи со следующим.
Мероприятия по обеспечению технической возможности технологического присоединения новых потребителей и недопущению ухудшения условий электроснабжения потребителей, присоединенных ранее, представляют собой мероприятия по развитию (модернизации) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительству, реконструкции объектов по производству электрической энергии.
Как установлено судом, указанные мероприятия определены в соответствующих инвестиционных программах участников тарифного регулирования и утверждены Законом города Москвы от 05.07.2006 г.. N 33 "О программе комплексного развития системы электроснабжения города Москвы на 2006-2010 годы и инвестиционных программах развития и модернизации инфраструктуры электроснабжения города".
В соответствии с пунктом 30 Правил недискриминационного доступа к услугам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г.. N 861, критерием наличия технической возможности технологического присоединения и основанием для заключения соответствующего договора технологического присоединения является включение объектов электросетевого хозяйства, требующих строительства или реконструкции, в инвестиционные программы сетевых организаций (владельцев мощности).
Таким образом, заключение договора технологического присоединения с потребителями, обратившимися после вступления в силу Закона города Москвы от 05.07.2006 г.. N 33, стало возможным только при условии выполнения ОАО "МОЭСК", ОАО "Мосэнерго", ОАО "Энергокомплекс", ОАО "ОЭК", ГУП "Москоллектор" мероприятий, утвержденных данным законом.
Выполнение мероприятий по обеспечению технической возможности технологического присоединения истца к электронной сети подтверждается материалами дела.
Между Ответчиком и ОАО "Мосэнерго" заключен договор оказания услуг по технологическому присоединению N 9829-48 от 21.12.2006 г.. (том 2 л.д. 44-50).
Предметом Договора является выполнение ОАО "Мосэнерго" мероприятий по технологическому присоединению (и/или увеличению максимальной разрешенной мощности) к своей электрической сети энергопринимающих устройств Ответчика при присоединении к его сетям энергопринимающих устройств конечных потребителей.
В соответствии с пунктами 4.2., 4.3. договора, ОАО "Мосэнерго" не позднее 25 декабря каждого года составляет и согласовывает с Ответчиком годовой график технологического присоединения энергопринимающих устройств к распределительным устройствам (РУ) подстанции на следующий год.
Приложением к годовому графику на соответствующий год являются следующие документы:
- списки распределительных устройств генерирующих источников, по которым отсутствует техническая возможность технологического присоединения новых (дополнительных) электрических нагрузок, и которые не подлежат реконструкции (список N 1);
- списки распределительных устройств генерирующих источников, по которым запланирована реконструкция, но на данный период времени отсутствует техническая возможность технологического присоединения новых (дополнительных) электрических нагрузок, а также списки строящихся распределительных устройств со сроками реконструкции (строительства) (список N 2);
- списки распределительных устройств генерирующих источников, по которым имеется техническая возможность подключения новых (дополнительных) мощностей (список N 3).
Согласно пункту 4.4. договора, списки N 2 и N 3 являются разрешением от ОАО "Мосэнерго", которым руководствуется Ответчик при подготовке технических условий и присоединении новых потребителей.
Данный пункт договора соответствует положению пункта 30 Правил недискриминационного доступа к услугам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г.. N 861, в соответствии с которым, критерием наличия технической возможности технологического присоединения и основанием для заключения соответствующего Договора технологического присоединения является включение объектов электросетевого хозяйства, требующих строительства или реконструкции, в Инвестиционные программы сетевых организаций (владельцев мощности).
Инвестиционная программа ОАО "Мосэнерго" по сооружению дополнительных головных распределительных устройств на электростанциях, утвержденная Законом города Москвы от 05.07.2006 г.. N 33, включает пересень необходимых мероприятий по реконструкции (строительству) головных Распределительных устройств (ГРУ) на электростанциях ОАО "Мосэнерго", без проведения которых присоединение новых потребителей, а также обеспечение уровня выработки электроэнергии для уже присоединенных потребителей технически невозможно.
Целью договора об оказании услуги по присоединению к электрической сети N ПМ-08/287-08 от 27.03.2008 г.., заключенного между истцом и ответчиком, являлось технологическое присоединение объекта истца - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, 5-й Останкинский пер., д. 11А, к электрической сети ответчика для обеспечения возможности энергоснабжения объекта истца в пределах заявленной единовременной мощности 15 кВт.
Согласно техническим условиям (Приложение N 1 к договору N ПМ-08/287-08 от 27.03.2008 г..) присоединение энергопринимающего устройства истца должно было осуществляться к подстанции N 46 "Бутырки", которая питается от ТЭЦ-27 - филиал ОАО "Мосэнерго" (теплоэлектростанция).
Включение в Инвестиционную программу мероприятий по реконструкции в 2006 -2007 годах головного распределительного устройства (ГРУ) на ТЭЦ-27 указывало на проведение работ со стороны ОАО "Мосэнерго" по обеспечению технологического присоединения через сети ответчика новых потребителей к данной ТЭЦ, что и позволило ответчику заключить с истцом указанный выше договор технологического присоединения.
Согласно списку N 2, направленному ответчику письмом от 21.12.2006 N 79-01/2756, технологическое присоединение потребителей к КРУ-ЮкВ ТЭЦ-27 будет возможно после ввода в эксплуатацию - IV квартал 2007 года.
В целях выполнения мероприятий по обеспечению технической возможности технологического присоединения новых потребителей (через сети ответчика) к ТЭЦ-27, ОАО "Мосэнерго" заключило ряд договоров по реконструкции ГРУ на ТЭЦ-27: договор N 8170-50 от 16.06.06г. с ОАОХК "Электрозавод" по реконструкции ГРУ 10 кВ (замена 2-х реакторов на существующем ГРУ) для ТЭЦ-27 филиала ОАО "Мосэнерго" на сумму 10 384 000,00 руб.; договор N 8264-50 от 20.06.2006 г.. с ОАО "Объединенная энергостроительная корпорация" на выполнение электромонтажных работ по строительству ЦРП 10 кВ, реконструкции ГРУ-10 кВ и проведению пуско-наладочных работ на смонтированном оборудовании на ТЭЦ-27 филиале ОАО "Мосэнерго" на сумму 13 411836,34 руб.; договор N 8929-50 от 08.09.2006 г.. с ООО "ПрофЭнерго-РемСтрой" на поставку системы контроля и управления по титулу: ГРУ-10кВ ЦРП-2 для ТЭЦ-27" на сумму 15 777 886,44 руб.; договор N 9055-46 от 09.10.2006 г.. с ОАОХК "Электрозавод" на комплексную поставку токоограничивающих реакторов на объект "Реконструкция электрооборудования ГРУ-ЮкВ - строительство ЦРП-ЮкВ N 2 ТЭЦ-27 (Северная) ОАО "Мосэнерго" на сумму 12 177 600,00 руб.
Услуги по договорам были оплачены, что подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах дела.
Выполнение работ по вышеуказанным договорам позволили создать условия для технологического присоединения новых потребителей, в том числе истца.
Таким образом, ОАО "Мосэнерго" выполнило обязательства по реконструкции ГРУ на ТЭЦ-27, обеспечив техническую возможность технологического подключения истца.
Расходы по выполнению Инвестиционной программы на ТЭЦ-27 составили 79 357 000 руб., что подтверждается справкой о выполнении Инвестиционной программы ОАО "Мосэнерго" в части электросетевого хозяйства за 2006-2009 годы (том 2 л.д. 19).
Как указывалось выше, истец перечислил ответчику 1 048 707,30 руб. в качестве платы за технологическое присоединение.
Доля ОАО "Мосэнерго" в указанной плате составила 19 196,54 руб.
Таким образом, денежные средства в размере 19 196,54 руб., составляющие долю ОАО "Мосэнерго" в плате за технологическое присоединение, получены на основании и в полном соответствии с законом и условиями договора, и направлены на выполнение мероприятий по обеспечению технической возможности технологического присоединения новых потребителей, в том числе истца.
ОАО "Объединенная энергетическая компания" (ОАО "ОЭК") было включено в состав участников процесса технологического присоединения постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.09.2007 г.. N 37, которым были внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии города Москвы от 08.09.2006 г.. N 39.
Постановлением Правительства города Москвы 22.11.2005 г. N 923-ПП "О мерах по обеспечению электроснабжением объектов программы жилищного строительства в городе Москве на 2006-2007 гг. и задачах на 2008-2010 гг." (в редакции от 14.08.2007 г.) на ОАО "ОЭК" были возложены функции инвестора-застройщика по проектированию и строительству высоковольтных электроподстанций, затраты на строительство которых были учтены при установлении на 2007 год платы за технологическое присоединение.
Для целей реализации прав участника процесса технологического присоединения между ОАО "ОЭК" и ОАО "МОЭСК" был заключен договор на оказание услуг по технологическому присоединению от 19.05.2008 г.. N 369 (том 2 л.д. 163-169).
По условиям указанного договора (пункт 3.1) ОАО "ОЭК" приняло на себя обязательства выполнять мероприятия:
- по созданию условий для технологического присоединения и (или) увеличения максимальной разрешенной мощности энергопринимающих устройств конечных потребителей присоединенных, либо присоединяемых к электрическим сетям, которые расположены на территории города Москвы и к которым ОАО "Московская городская электросетевая компания", действующая в режиме "одного окна", осуществляет технологическое присоединение;
- по непосредственному технологическому присоединению энергопринимающих устройств ОАО "Московская городская электросетевая компания" и (или) конечных потребителей к принадлежащим ОАО "ОЭК" высоковольтным питающим центрам.
В пункте 5.1 договора конкретизирован перечень этих мероприятий: строительство новых высоковольтных питающих подстанций, реконструкция и модернизация действующих высоковольтных питающих подстанций, строительство новых и реконструкция существующих объектов электросетевого хозяйства на среднем и низком уровнях напряжения и т.д.
Сумма полученных от ОАО "Московская городская электросетевая компания", правопреемником которого является ОАО "Московская объединенная электросетевая компания", на основании договора от 19.05.2008 г.. N 369 денежных средств в оплату технологического присоединения в течение 2007-2008 гг. составляет 4 525 623 618,86 руб.
Доля ОАО "ОЭК" в плате истца на технологическое присоединение составила 98 483,51 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что полученные в качестве платы за технологическое присоединение денежные средства направлены ОАО "ОЭК" на реализацию мероприятий, учтенных при установлении такой платы и предусмотренных заключенным договором от 19.05.2008 г.. N 369.
09 января 2007 года между ГУП "Москоллектор" и ОАО "МОЭСК" был заключен договор N 1/07 о создании необходимых условий для использования кабельных коллекторов для прокладки кабельных линий.
Во исполнение данного договора ГУП "Москоллектор" заключались договоры на выполнение проектно-изыскательских и строительных по строительству коллекторов.
Строительство коллектора от ПС "Марфино", через который должно было быть произведено технологическое присоединение ИП Попова Т.А., осуществлено ГУП "Москоллектор", являющимся участником тарифного регулирования, в том числе и за счет средств, получаемых предприятием от платы за технологическое присоединение.
Стоимость оплаченных работ по указанному договору составила 1 014 410 386, 40 руб.
Доля ГУП "Москоллектор" от платы, перечисленной ИП Поповым Т.А. ОАО "МОЭСК" за технологическое присоединение, составила 81 787,81 руб.
Данные денежные средства были в полном объеме направлены на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту "Кабельный коллектор от п/с "Марфино", через который подлежало осуществление технологического присоединения ИП Попов Т.А., что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами на проектно-изыскательские работы и строительно-монтажные работы, актами приемки-сдачи работ, платежными поручениями об оплате работ.
01 октября 2007 года между уполномоченной сетевой организацией ОАО "МОЭСК" и ОАО "Энергокомплекс" заключен договор на оказание услуг по технологическому присоединению, согласно которому ОАО "Энергокомплекс" выполняет мероприятия по технологическому присоединению (и/или увеличению максимальной разрешенной мощности) к своей сети только энергопринимающих устройств Уполномоченной сетевой организации, но не энергопринимающих устройств третьих лиц-потребителей (том 3 л.д. 9-15).
Дополнительным соглашением N 1 от 25.11.2010 г. действие данного договора продлено до 31.12.2015 г.
В данном договоре предусмотрен порядок оплаты (раздел 7), а именно:
- сбор платежей потребителей за технологическое присоединения осуществляет Уполномоченный банк - Банк Москвы (ОАО);
- он же ежедневно распределяет поступившую на его счет плату за технологическое присоединение всех потребителей между конечными получателями платежей, каковым является также ОАО "Энергокомплекс", в соответствии с составляющими (долями), устанавливаемыми постановлением РЭК города Москвы и ежедневно перечисляет причитающиеся денежные средства на расчетные счета конечных получателей.
Данный порядок оплаты подтверждает, что получение ОАО "Энергокомплекс" платы за технологическое присоединение в причитающейся ему доле никак не зависит от наличия или отсутствия самого факта присоединения к его сетям энергопринимающих устройств Уполномоченной сетевой организации или самих потребителей.
ОАО "Энергокомплекс" ведет строительство трансформаторных подстанций и линий электропередачи 110-220 кВ в Москве, затраты на строительство которых учтены при установлении платы за технологическое присоединение.
Инвестиционная программа ОАО "Энергокомплекс" на 2006-2010 гг. утверждена Законом города Москвы от 05.07.2006 г.. N 33 "О программе комплексного развития системы электроснабжения города Москвы на 2006-2010 годы и инвестиционных программах развития и модернизации инфраструктуры энергоснабжения города" (в редакции Закона г. Москвы N 44 от 20.10.2010 г.).
Результаты деятельности ОАО "Энергокомплекс" за период 2006-2008 г. отражены в Постановлении Правительства Москвы от 25.08.2009 г.. N 808-1111 "О реализации инвестиционных программ по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов в 2006-2008 гг. и задачах на 2009 г.. в рамках Соглашения о взаимодействии Правительства Москвы и ОАО РАО "ЕЭС России". В данном Постановлении определено, что источниками финансирования строительства и реконструкции электроэнергетических объектов ОАО "Энергокомплекс" является тариф на присоединение.
За период с 01.10.2007 г. по 01.04.2011 г. ОАО "Энергокомплекс" получило плату за технологическое присоединение в размере 14 008 000 000 руб.
По состоянию на 31.12.2010 г. затраты ОАО "Энергокомплекс" на строительство трансформаторных подстанций и линий электропередачи 110-220 кВ в Москве составили 44 389 000 000 рублей.
Доля ОАО "Энергокомплекс" от платы, перечисленной ИП Поповым Т.А. ОАО "МОЭСК" за технологическое присоединение, составила 268 663, 43 руб.
Таким образом, ОАО "Энергокомплекс" в полном объеме реализовал полученную плату за технологическое присоединение на цели, учтенные при установлении такой платы.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что денежные средства, перечисленные на счета ОАО "Мосэнерго", ГУП "Москоллектор", ОАО "Объединенная Энергетическая Компания", ОАО "Энергокомплекс", составляют фактически понесенные затраты ОАО "МОЭСК" при исполнении договора технологического присоединения от 27.03.2008 г.. N ПМ-08/287-08, заключенного с ИП Поповым Т.А.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции процессуальных норм, выразившемся в рассмотрении дела в отсутствии третьего лица ОАО "Банк Москвы", не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, противоречит материалам дела.
Согласно информации, размещенной на сайте Почты России, судебное извещение о времени и месте судебного разбирательства 31 мая 2011 года, направленное в адрес ОАО "Банк Москвы", вручено адресату 10.05.2011 г.. (том 3 л.д. 89).
Поскольку при разрешении настоящего дела арбитражным судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и выводы, сделанные арбитражным судом, соответствуют указанным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2011 года по делу N А41-152/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Мизяк |
Судьи |
В.П. Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-152/2011
Истец: ИП Попов Т. А.
Ответчик: ОАО "Московская объединенная электросетевая компания ", ОАО "Московская объединенная электросетевая Компания"
Третье лицо: АКБ "Банк Москвы" (ОАО), ГУП "Москоллектор", ОАО "Банк Москвы", ОАО "Мосэнерго", ОАО "Мосэнерго" г. Москва, ОАО "Объединенная Энергетическая Компания", ОАО "Обьединенная Энергетическая Компания", ОАО "Энергокомплекс"
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10898/11
04.05.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2597/12
14.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10898/11
29.08.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6149/11