г. Санкт-Петербург
01 сентября 2011 г. |
Дело N А42-8130/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей В.И. Желтянникова, И.А. Сериковой,
при ведении протокола судебного заседания: Н.Б. Пампу,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9530/2011) Садоводческого некоммерческого товарищества "Алла-Акка-Ярви"
на определение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.2011 А42-8130/2010 (судья Л.П. Соломонко), принятое
по заявлению Садоводческое некоммерческое товарищество "Алла-Акка-Ярви"
к 1 - Администрации городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области,
2 - Администрация МО Печенгского района Мурманской области
о признании незаконными решений, протокола публичных слушаний,
при участии:
от истца: представителя Ахмедова М.А.-оглы по доверенности от 15.05.2009, Андрейцева А.А. по уставу,
от ответчиков: представители не явились, уведомлены,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "АЛЛА - АККА ЯРВИ" (184420, Мурманская обл., Печенгский р-н, пгт. Никель, Печенгская ул., 8, 8; ОГРН 1045100087834) (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными решения комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту Генерального плана городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области и проекту Правил землепользования и застройки городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области от 02.04.2010, решения и протокола публичных слушаний по проекту Генерального плана городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области и проекту Правил землепользования и застройки городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области от 15.04.2010, а также включения Администрацией муниципального образования Печенгский район в проект Положения о территориальном планировании муниципального образования Печенгский район Мурманской области мероприятий по строительству в поселке Приречный общественного центра первичного обслуживания. К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация муниципального образования Печенгский район Мурманской области (184420, Мурманская обл., Печенгский р-н, Никель пгт, Пионерская ул., д. 2; ОГРН 1025100688348) (далее - Администрация района) и Администрация городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области (184421, Мурманская обл., п. Никель, пр. Гвардейский, д. 2) (далее - Администрация поселения).
Определением суда от 12.04.2011 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В апелляционной жалобе Товарищество просит определение суда отменить, вопрос направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы Товарищество ссылается на то, что оспариваемые решения являются ненормативными актами, возможность признания незаконными которых предусмотрена главой 24 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Товарищества доводы жалобы поддержал.
Представители Администрации района и Администрации поселения в судебное заседание не явились, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 07.09.2004. Постановлением Администрации района от 04.07.2007 N 267. Товариществу под садоводческую деятельность в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок площадью 24 000 кв. м, расположенный по адресу: ориентир: п.г.т. Приречный - в границах участка, адрес ориентира: Мурманская область, Печенгский район.
В газете "Вести Никеля" N 5 за декабрь 2009 года была опубликована информация о том, что ОАО "НИИПГрадостроительства" разработана градостроительная документация территориального планирования и Правил землепользования и застройки муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области. Постановлением главы городского поселения Печенгского района от 01.02.2010 N 3 "О назначении публичных слушаний по проекту Генерального плана городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области и проекту Правил землепользования и застройки городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области" проведение публичных слушаний в посёлке Приречный назначено на 15.04.2010.
Как следует из протокола проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области и проекту Правил землепользования и застройки городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области от 15.04.2010, было принято решение одобрить проект Генерального плана городского поселения Никель и проект Правил землепользования и застройки городского поселения Никель. В пункте 3.1.1 проекта Положения о территориальном планировании муниципального образования Печенгский район содержится запись о планируемом строительстве общественного центра первичного обслуживания в посёлке Приречный (Верхний).
Ссылаясь на то, что Администрацией поселения нарушен порядок подготовки и проведения публичных слушаний, а Администрацией района осуществлены действия, направленные на строительство объектов в посёлке Приречный без соблюдения порядка проведения публичных слушаний, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, Товариществом в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, в качестве ненормативных правовых актов оспариваются решение комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту Генерального плана городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области и проекту Правил землепользования и застройки городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области от 02.04.2010, решение и протокол публичных слушаний по проекту Генерального плана городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области и проекту Правил землепользования и застройки городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области от 15.04.2010, а также действия Администрации района по включению в проект Положения о территориальном планировании муниципального образования Печенгский район Мурманской области мероприятий по строительству в посёлке Приречный общественного центра первичного обслуживания (пункт 3.1.1).
Сославшись на положения статей 198 и 201 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые акты не могут быть отнесены ни к числу ненормативных, ни к числу нормативных, в связи с чем настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При рассмотрении поданной Товариществом жалобы апелляционный суд установил следующее.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии с пунктами 12 и 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Вместе с тем, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 198 АПК РФ арбитражные суды разрешают споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организации и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом под ненормативным актом понимаются документы, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы. Ненормативные акты содержат соответствующие распорядительные действия, касающиеся гражданских прав и обязанностей.
На основании приведенных норм суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний, а также решение и протокол проведения публичных слушаний не содержат обязательных предписаний или распоряжений, влекущих юридические последствия, и не являются теми ненормативными актами, возможность оспаривания которых предусмотрена АПК РФ.
Статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регламентирует подведомственность дел арбитражному суду. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ установлено, что на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Вместе с тем, сами по себе решение комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний, а также решение и протокол публичных слушаний по проекту Генерального плана городского поселения и проекту Правил землепользования и застройки городского поселения непосредственно не влекут правовых последствий для Товарищества и не нарушают права и законные интересы последнего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 29 АПК РФ, определяющая подведомственность экономических споров и других дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел по данной категории дел.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции находит, что производство по делу в части названных выше требований подлежит прекращению по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о прекращении производства по делу в части требований о признании незаконным включения Администрацией района в проект Положения о территориальном планировании района мероприятий по строительству в поселке Приречный общественного центра первичного обслуживания.
С учетом положений статьи 198 АПК РФ требования о признании незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подведомственны арбитражному суду. При этом правомерный вывод суда первой инстанции о том, что указанные выше действия не нарушает прав и законных интересов Товарищества, влечет отказ в удовлетворении требований, а не прекращение производства по ним.
При рассмотрении названного выше требования апелляционный суд исходит из того, что действия Администрации района по включению в проект Положения о территориальном планировании района мероприятий по строительству объекта сами по себе также не нарушают прав и законных интересов Товарищества, поскольку до утверждения в установленном порядке Положения о территориальном планировании не влекут правовых последствий.
На основании изложенного определение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.2011 изменить.
В части требований о признании незаконными решения комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту Генерального плана городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области и проекту Правил землепользования и застройки городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области от 02.04.2010, решения и протокола публичных слушаний по проекту Генерального плана городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области и проекту Правил землепользования и застройки городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области от 15.04.2010 производство по делу прекратить.
Требования о признании незаконными действий по включению Администрацией Муниципального образования Печенгский район в проект Положения о территориальном планировании Муниципального образования Печенгский район Мурманской области мероприятий по строительству в посёлке Приречный общественного центра первичного обслуживания оставить без удовлетворения.
Возвратить Садоводческому некоммерческому товариществу "АЛЛА - АККА ЯРВИ" (184420, Мурманская обл., Печенгский р-н, пгт. Никель, Печенгская ул., 8, 8; ОГРН 1045100087834) из бюджета РФ 6 000 руб. государственной пошлины по требованиям.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8130/2010
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Алла-Акка-Ярви", СНТ "Алла-Акка-Ярви"
Ответчик: Администрация городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области, Администрация гп. Никель, Администрация МО Печенгского района Мурманской области, Администрация Печенгского района