Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 июля 2007 г. N КГ-А40/6723-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2007 г.
Ассоциация содействия производству и реализации минеральной воды "Боржоми" "Грузинское Стекло и Минеральные Воды", ООО "Воды Боржоми" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Русский Боржомъ" (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 18-19, т. 3): о запрещении ООО "Русский Боржомъ" использовать на этикетке минеральной питьевой лечебно-столовой газированной воды "Нагутская-26" сходное до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации согласно Свидетельству на товарный знак N 204325 от 14 августа 2001 г. и Свидетельству на товарный знак N 204326 от 14 августа 2001 г., комбинированное обозначение, которое включает слова "БОРЖОМЪ" и "БОРЖОМСКИЙ", а также прямоугольник белого цвета с вогнутыми боковыми сторонами, в центральной части которого расположено изображение сооружения с колоннами на фоне покрытых лесом гор с фонтаном, расположенном на переднем плане; о запрещении ООО "Русский Боржомь" вводить в гражданский оборот (в частности, производитель, предлагать к продаже, продавать, демонстрировать на выставках и ярмарках) или хранить и (или) перевозить минеральную питьевую лечебно-столовую газированную воду "Нагутская-26", на этикетке который используется сходное до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации согласно Свидетельству на товарный знак N 204325 от 14 августа 2001 г. и Свидетельству на товарный знак N 204326 от 14 августа 2001 г., комбинированное обозначение, которое включает "БОРЖОМЪ" и "БОРЖОМСКИЙ", а также прямоугольник белого цвета с вогнутыми боковыми сторонами, в центральной части которого расположено изображение сооружения с колоннами на фоне покрытых лесом гор с фонтаном, расположенном на переднем плане; об обязании ООО "Русский Боржомъ" изъять из гражданского оборота минеральную питьевую лечебно-столовую газированную воду "Нагутская-26" на этикетке которой используется сходное до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации согласно Свидетельству на товарный знак N 204325 от 14 августа 2001 г. и Свидетельству на товарный знак N 204326 от 14 августа 2001 г., комбинированное обозначение, которое включает слова "БОРЖОМЪ" и "БОРЖОМСКИЙ", а также прямоугольник белого цвета с вогнутыми боевыми сторонами, в центральной части которого расположено изображение сооружения с колоннами на фоне покрытых лесом гор с фонтаном, расположенном на переднем плане; об обязание ООО "Русский Боржомъ" за свой счёт удалить с упаковки минеральной питьевой лечебно-столовой газированной воды "Нагутская-26" этикетку, на которой используется сходное до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации согласно Свидетельству на товарный знак N 204325 от 14 августа 2001 г. и Свидетельству на товарный знак N 204326 от 14 августа 2001 г., комбинированное обозначение, которое включает слова "БОРЖОМЪ" и "БОРЖОМСКИЙ", а также прямоугольник белого цвета с вогнутыми боковыми сторонами, в центральной части которого расположено изображение сооружения с колоннами на фоне покрытых лесом гор с фонтаном, расположенном на переднем плане в течение месячного срока со дня вступления решения в законную силу; об обязании ООО "Русский Боржомъ" за свой счет опубликовать судебное решение в газете "Ведомости" в целях восстановления деловой репутации ООО "Воды Боржоми"; о взыскание с ООО "Русский Боржомъ" в пользу ООО "Воды Боржоми" денежную компенсацию в размере 50.000 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 5.000.000 руб.
Истцы в обоснование заявленных требований ссылались на то, что Ассоциация содействия производству и реализации минеральной воды "Боржоми" "Грузинское Стекло и Минеральные Воды" является владельцем товарных знаков, а ООО "Воды Боржоми" (совместно с Ассоциацией является правообладателем) имеет право пользования товарными знаками (с 13.02.2004 г. - товарным знаком, указанным в свидетельстве N 204325, и с 27.01.2004 г. - товарным знаком, указанным в свидетельстве N 204326).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 марта 2007 года по делу N А40-65609/06-93-549 удовлетворены частично: в удовлетворении требования об обязании ответчика за свой счет опубликовать судебное решение в газете "Ведомости" в целях восстановления деловой репутации ООО "Воды Боржоми отказано, в остальной части требования удовлетворены полностью.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из следующего. Несмотря на незначительные отличия этикетки ответчика, она в целом ассоциируется с товарными знаками правообладателя, что свидетельствует о возможном их смешении в гражданском обороте и о нарушении исключительного права истцов. Суд первой инстанции указал также, что дискуссия в прессе свидетельствует о том, что у потребителя возникают ассоциации обозначения на этикетке минеральной воды "Нагугская-26" с товарными знакам" истцов, (л.д. 69-70 т. 2). В силу этого суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы документально подтвердили факт нарушения ответчиком исключительных прав на товарные знаки N 204325 и N 204326.
Поскольку требования, заявленные истцами, соответствовали способам защиты гражданских прав, установленных ст.ст. 4, 46 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", суд первой инстанции удовлетворил данные требования за исключением требования об обязании ответчика опубликовать судебное решение в газете "Ведомости" в целях восстановления деловой репутации ООО "Воды Боржоми", так как истцом не были представлены доказательства необходимые в соответствии со ст. 152 ГК РФ которые подтверждали бы, что деловая репутация истца была утрачена.
Постановлением от 23 мая 2007 года N 09АП-6016/2007-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда города Москвы от 27 марта 2007 года отменено.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что истцом не доказан факт наличия сходства до степени смешения обозначений товарных знаков истца и этикетки минеральной питьевой лечебно-столовой газированной воды "Нагутская-26" и наличия заблуждения у потребителей в отношении данных обозначений.
В кассационной жалобе заявители просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права и норм процессуального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявители указывают, что суд апелляционной инстанции не исследовал значимость положения элиментов этикетки минеральной воды, выпускаемой ответчиком и товарных знаков, правообладателями которых являются истцы не учел доводов истцов о том, что ответчик использует свое фирменное наименование в качестве формы нарушения прав на товарные знаки, а также не учел опасность смешения в глазах потребителя этикетки контрафактного товара и товарных знаков.
Отзыв на кассационную жалобу от ответчика - ООО "Русский боржомъ" не поступил.
В судебном заседании представители истцов Ассоциации содействия производству и реализации минеральной воды "Боржоми" "Грузинское Стекло и Минеральные Воды" и ООО "Воды Боржоми" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика - ООО "Русский боржомъ" просил оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на соблюдение при его принятии норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального и материального права, кассационная инстанция пришла к выводу о том, что доводы кассационной жалобы являются обоснованными, а потому обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2007 г. N КГ-А40/6723-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании