г. Москва
31 августа 2011 г. |
Дело N А41-44525/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Гусев В.В.. доверенность от 12.01.2011 N 22,
от заинтересованного лица: представители не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.04.2011 по делу N А41-44525/10, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Администрации муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, при участии в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области, Немчикова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 5 700 кв.м., с кадастровым номером 50:14:060307:0126, расположенный по адресу: Московская область, город Лосино-Петровский, улица Первомайская, дом 1, строение 30.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган), гражданин Немчиков А.В..
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.04.2011 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству (том 1, л.д. 114-119).
В судебное заседание не явились представители третьих лиц и управления, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц.
В судебном заседании представитель администрации против доводов управления возражал, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы управления.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя администрации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.05.2003 Главой муниципального образования город Лосино-Петровский Московской области принято постановление N 228 "О заключении Договора аренды земельного участка по улице Первомайская, д. 1 строение 30 в г. Лосино-Петровском с гр. Немчиковым А.В." (том 1, л.д. 39-40), которым утверждены границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:060307:0126 на площади 5 700 кв.м. на землях поселений под размещение растворобетонного узла по ул. Первомайской, согласно представленному чертежу границ.
Пунктом 2 названного постановления присвоен почтовый адрес зданию растворобетонного узла: г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, дом 1. строение 30.
Названным постановлением предписано заключить с гражданином Немчиковым А.В. договор аренды вышеуказанного земельного участка.
01.06.2003 между Российской Федерацией в лице Муниципального образования город Лосино-Петровский Московской области (арендодатель) и гражданином Немчиковым А.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности гражданином РФ Немчиковым А.В. N 283-5 (том 1, л.д. 29-33).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 данного договора арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:14:060307:0126 площадью 5 700 кв.м. из земель поселений в границах, указанных на плане (Приложение N 1 к данному договору), а также установленных на местности с учетом действующих норм и расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1, стр. 30.
Земельный участок передается для осуществления арендатором следующих видов деятельности (цели использования): размещение растворобетонного узла.
Срок аренды земельного участка установлен на 49 лет с 01.06.2003 по 31.05.2052 включительно (пункт 2.1 договора от 01.06.2003 N 283-п).
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:14:06 03 07:0126 от 10.07.2003 N 14.1/03-1857 сведения о правах и правообладателе данного земельного участка не зарегистрированы (том 1, л.д. 34).
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.11.2010 N 51/003/2010-189 на земельный участок с кадастровым номером 50:14:060307:0126, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1, стр. 30, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (том 1, л.д. 11).
Ссылаясь, что государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) и является ошибочной, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:060307:0126, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1, стр. 30.
Исковые требования основаны на статьях 12, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:14:060307:0126, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1, стр. 30, произведена при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписки ЕГРП, правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах, предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у заявителя отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получать арендные платежи.
Таким образом, заявитель считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности, на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Между тем доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Доказательств, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Между тем судом установлено, что 23.12.1992 Малым Советом Московского областного Совета Народных Депутатов принято решение N 10/29 "О государственной собственности Московской области", в соответствии с которым переданным в государственную собственность Московской области считаются объекты, указанные в приложении к данному решению, в том числе, Монинский камвольный комбинат (том 2, л.д. 21-23).
Определениями от 18.07.2011 и от 11.08.2011 арбитражным судом апелляционной инстанции у заявителя запрашивались устав ЗАО "Монино", план приватизации Монинского камвольного комбината; документы в подтверждение полномочий Администрации по распоряжению спорным земельным участком. Запрашиваемые судом документы представлены администрацией.
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 13.04.1993 N 323 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Московской области" утвержден Перечень арендных предприятий, акционерных обществ, кооперативов, в пользовании которых находится государственное имущество, передаваемое в государственную собственность Московской области (Приложение N 2).
В данный перечень включен также Монинский камвольный комбинат (Щелковский район, г. Лосино-Петровский) (том 2, л.д. 16).
Согласно пункту 2.3 Устава закрытого акционерного общества "Монино", утвержденного решением общего собрания акционеров (протокол N 6 от 17.11.1997) общество создано в связи с приведением в соответствие с ГК РФ из АОЗТ "Монино" в ЗАО "Монино", является его правопреемником.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок, расположенный по рассматриваемому адресу относится к землям, государственная собственность на который разграничена в соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ.
На основании изложенного довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона, поскольку имущество, расположенное на данном участке ранее относилось к федеральной собственности, отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку доказательствами, представленными в материалы дела, подтвержден факт передачи Монинского камвольного комбината в собственность Московской области.
Согласно Положению об учете федерального имущества, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение), под правообладателем понимается федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.
В соответствии с пунктом 14 Положения правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган необходимые документы.
В соответствии с пунктом 27 Положения контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателем к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей осуществляется территориальными органами в порядке, установленном Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Таким образом, названным Положением установлено, что контроль полноты, достоверности и своевременности предоставления правообладателем к учету федерального имущества осуществляется территориальными органами. Между тем управление не представило суду доказательств обоснованности обстоятельств, на которые ссылается в апелляционной жалобе, а также доказательств того, что спорные объекты подлежали внесению в реестр федеральной собственности, однако не были внесены по каким-либо основаниям.
Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Управление не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Доказательств внесения земельного участка с кадастровым номером 50:14:06 03 07:0126 в реестр федеральной собственности, отнесения данного земельного участка к исключительной собственности Российской Федерации, управлением не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств принятия уполномоченным органом акта о том, что спорный земельный участок являются федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:14:06 03 07:0126, площадью 5 700 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1, стр. 30, произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на рассматриваемый земельный участок суду не представлено, в материалах дела и в материалах регистрационного дела, представленного представителем регистрирующего органа на обозрение суда, такие сведения отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
При этом из материалов дела следует, что рассматриваемый земельный участок предоставлен под размещение растворобетонного узла.
В соответствии с кадастровым планом (выписка из государственного земельного кадастра от 10.07.2003 N 14.1/03-1857) земельного участка с кадастровым номером 50:14:06 03 07:0126, разрешенное использование: под размещение растворобетонного узла, на данном земельном участке расположен объект недвижимости: 50:14:06 03 07:0126:0001 - растворобетонный узел Лит.Г (раздел В.3 кадастрового плана) (том 1, л.д. 36).
Право собственности на растворобетонный узел, 1-этажный, общей площадью 545,70 кв.м., инв. N 1244, лит. Г, объект N 3, расположенный по рассматриваемому адресу, зарегистрировано за гражданином Немчиковым А.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22.03.2002 серии 50АГ N 716125 (том 1, л.д. 142).
Также за Немчиковым А.В. зарегистрировано право собственности на объект - ограждение, общая площадь - протяженность 150 м, инв. N 1269-21А, лит. 21А, по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1, стр. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22.03.2002 серии 50АГ N 716124 (том 1, л.д. 143).
В качестве документов-оснований указан договор купли-продажи недвижимого имущества от 05.03.2002, заключенный с ЗАО "Монино".
Как следует из материалов дела, 01.03.2002 между ЗАО "Монино" (продавец) и ПБОЮЛ Немчиковым А.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями данного договора следующее недвижимое имущество: нежилые здания: растворобетонный узел - одноэтажное, кирпичное, общей площадью 545,70 кв.м. и ограждение, общей площадью - протяженностью 150 м. (том 1, л.д. 144-147).
Указанное имущество передано покупателю по акту приема-передачи от 01.03.2002 (том 1, л.д. 148).
Из буквального толкования условий договора купли-продажи недвижимого имущества, а именно пункта 1.4, следует, что объект недвижимости принадлежит продавцу (ЗАО "Монино") на основании договора купли-продажи имущества арендованного предприятия Монинский камвольный комбинат от 17.11.1992 заключенного с комитетом по управлению имуществом Московской области, право собственности за ЗАО "Монино" было зарегистрировано в ЕГРП 08.09.2000 (л.д. 144-145 т. 1)
Доказательства наличия объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:14:06 03 07:0126, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации зарегистрировано право федеральной собственности, в материалы дела не представлены.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:14:06 03 07:0126 произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований.
В силу статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации или действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
Поскольку в ГК РФ, в Федеральном законе N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
В данном случае арбитражным судом первой инстанции обоснованно указано, что заявитель избрал надлежащий способ защиты нарушенного права.
Нарушений норм процессуального права влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 апреля 2011 года по делу N А41-44525/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44525/2010
Истец: Администрация муниципального образования "Город Лосино- Петровск" Московкой области, Администрация муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ ФАУГИ в МО
Третье лицо: Немчиков А. В., Управление Федеральной службы гос.регистрации кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4670/11