"30" августа 2011 г. |
Дело N А08-1215/2011 город Воронеж |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2011
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Суховой И.Б.,
Федорова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бартеневой Ю.В., Кащеевой С.Ю.,
при участии:
от ДИЗО администрации Старооскольского ГО Белгородской области: Красовой В.В., представителя по доверенности N 901/0057 от 25.01.2011;
от ОАО "КМАпроектжилстрой": Мироненко С.А., представителя по доверенности N 87/07 от 10.09.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "КМАпроектжилстрой" и Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.06.2011 по делу N А08-1215/2011 по иску Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области к открытому акционерному обществу "КМАпроектжилстрой" (ИНН 3128001437) о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ДИЗО администрации Старооскольского ГО Белгородской области, истец) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с иском к открытому акционерному обществу "КМАпроектжилстрой" (ОАО "КМАпроектжилстрой", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору долгосрочной аренды земельного участка N 8-1 от 14.06.2002 в сумме 2 516 руб. 36 коп., и пени в сумме 417 руб. 47 коп.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 22.06.2011 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением, ДИЗО администрации Старооскольского ГО Белгородской области и ОАО "КМАпроектжилстрой" обратились с апелляционными жалобами. Истец просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования, ОАО "КМАпроектжилстрой" просило изменить мотивировочную часть решения, исключив отдельные абзацы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "КМАпроектжилстрой" доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить, обжалуемое решение изменить и принять по делу новый судебный акт. В отношении доводов апелляционной жалобы ДИЗО администрации Старооскольского ГО Белгородской области возражал по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представитель ДИЗО администрации Старооскольского ГО Белгородской области доводы апелляционной жалобы истца поддержал, по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить, обжалуемое решение отменить. Против доводов апелляционной жалобы ОАО "КМАпроектжилстрой" возражал, полагая, что они не подлежат удовлетворению по основаниям, изложены в отзыве, приобщенном к материалам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции 19.08.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 24.08.2011.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции в силу следующего.
Между комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Старый Оскол и Старооскольского района и ОАО "КМАпроектжилстрой" 14.06.2002 был заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N 8-1 площадью 0,08188 га (земли города), расположенного по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, Юго-западная часть города, район цемзавода в целях обслуживания скважины питьевого водоснабжения, в границах прилагаемого к договору чертежа границ.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район Белгородской области" переименован решением Совета депутатов Старооскольского округа от 23.05.2008 N 94 в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
Департамент является правопреемником комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район Белгородской области" в отношении его прав и обязанностей в полном объеме.
Договор зарегистрирован в ЕГРП 14.04.2003 N регистрации 31-01/08-11/2003-1399.
Согласно пункту 2.2. договора, общая сумма арендной платы за пользование данным земельным участком составляет 4 409,73 руб., расчет арендной платы производится на дату заключения договора и пересматривается арендодателем в одностороннем порядке ежегодно с учетом изменения ставки земельного налога и других причин, повлекших изменение условия пользования земельного участка.
В пункте 2.3. договора стороны предусмотрели, что размер арендной платы может быть пересмотрен в бесспорном порядке Арендодателем в случае централизованного изменения цен и тарифов, вида деятельности арендатора (в рамках целей использования арендуемого земельного участка) и в других случаях, предусмотренных нормативными актами местного самоуправления г. Старый Оскол и Старооскольского района или действующим законодательством РФ. Начисление арендной платы по новой ставке производится со дня утверждения соответствующих изменений, является обязательным для Арендатора. При этом необходимо направление либо уведомления, либо дополнительного соглашения. Отказ от принятия уведомления, либо неподписание дополнительного соглашения является основанием для одностороннего расторжения договора.
Согласно дополнительного соглашения N 135 от 14.01.2009 к договору аренды, размер арендной платы за пользование указанным земельным участком рассчитывается согласно расчету, прилагаемому к договору.
В силу указанного приложения размер арендной платы составлял 1 221, 15 руб. в месяц.
25.01.2010 Департамент направил в адрес ОАО "КМАпроектжилстрой" дополнительное соглашение N 84 от 25.01.2010 к договору аренды от 14.06.2002 N 8-1.
Согласно пункту 1. Соглашения, пункт 3.1. договора изложен в следующей редакции "Размер арендной платы за пользование указанным земельным участком рассчитывается согласно расчета, прилагаемого к договору". Как следует из приложения, размер арендной платы составляет 1 744, 50 руб. в месяц.
09.02.2010 ОАО "КМАпроектжилстрой" направил в адрес Департамента подписанное дополнительное соглашение N 84 от 25.01.2010 к договору аренды от 14.06.2002 N 8-1 с протоколом разногласий, согласно которого размер арендной платы в месяц должен составлять 1 221,15 руб.
С дополнительным соглашением в редакции ответчика Департамент не согласился.
Обращаясь с настоящим иском и апелляционной жалобой, истец указал, что при расчете размера задолженности он обоснованно руководствовался фактически установленным минимальным значением корректирующего коэффициента значением "1,5".
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 Федерального закона РФ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137 - ФЗ, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Белгородской области от 13.07.2009 N 247-пп утвержден порядок определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункта 5 Порядка, размер арендной платы определяется по формуле:
Аг = УПКС х _ х К(%), где:
Аг - размер арендной платы за использование земельного участка в год;
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка;
_ - площадь земельного участка;
К(%) - величина в процентах от кадастровой стоимости по видам функционального использования земель.
Порядок определения указанного коэффициента (К(%)) и его значение устанавливаются в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, дифференцированно с учетом видов их функционального использования решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области.
При этом администрациям муниципальных районов и округов области рекомендовано утвердить величину корректирующего коэффициента, учитывая вид разрешенного использования, значением не менее 1,5.
Признавая Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 29.12.2009 N 387 "Об утверждении порядка определения корректирующего коэффициента и его величины в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" недействующим, Арбитражный суд Белгородской области в решении от 30.06.2010 по делу N А08-1397/2010-26 указал, что представительный орган муниципального образования вышел за пределы представленных полномочий и утвердил не значение коэффициента, а порядок его определения.
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 13.07.2010 N 449 "Об утверждении величины корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельного участка" установлено значение корректирующего коэффициента как 1,5. Как следует из пункта 4, данное решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 13.07.2010 N 449 опубликовано в газете "Оскольский край" 17.07.2010.
В связи с тем, что Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа N 387 от 29.12.2009 было признано недействующим вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2010 по делу N А08-1397/2010-26, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что новый расчет арендной платы, согласно решению Совета депутатов Старооскольского городского округа N 449 от 13.07.2010, не мог применяться до 17.07.2010.
Довод истца о том, что в любом случае Департамент обязан был при расчете арендной платы руководствоваться установленной Постановлением Правительства формулой и рекомендованным минимальным значением коэффициента - 1,5%, не может рассматриваться как доказательство наличия установленного уполномоченным органом коэффициента.
Содержащиеся в пункте 5 Постановления Правительства Белгородской области от 13.07.2009 N 247-пп рекомендации адресованы администрациям муниципальных районов и городских округов области.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, данными рекомендациями истец должен был руководствоваться при принятии решения об утверждении конкретной величины корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельного участка, которая не могла быть менее чем 1,5.
Указанные обстоятельства также были подтверждены решением Арбитражного суда Белгородской области о признании недействующим Решения Совета депутатов Старооскольского городского округа N 387 от 29.12.2009.
В связи с отсутствием соответствующего решения представительного органа местного самоуправления до 17.07.2010 у арендатора не имелось законных (или установленных договором) оснований для изменения размера арендных платежей в одностороннем порядке.
Довод представителя истца относительно того, что рекомендательный характер носило лишь предложение установить свою величину корректирующего коэффициента, тогда как в соответствии с тем же Постановлением Правительства Белгородской области необходимо было применять установленную формулу и в отсутствие иного, используя предложенный минимальный размер коэффициента, судебная коллегия не находит убедительным. Установленный постановлением порядок определения размер арендной платы - формула расчета, включает корректирующий коэффициент функционального использования. При этом данный нормативный акт не установил его значение, а лишь ограничил минимальным значением, предложив муниципальным органам власти определить конкретную величину. Коэффициент 1,5, как и любая другая величина более 1,5, будет произвольно выбранной, а не определенной в установленном законом порядке.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N 12404/09, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса РФ. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Исходя из вышеизложенного, судом первой инстанции было обоснованно принято во внимание наличие переплаты по состоянию на 30.04.2011 года в сумме 893 руб. 86 коп. и отказано в удовлетворении иска.
Довод апелляционной жалобы истца относительно непривлечения к участию в деле администрации Губернатора Белгородской области и Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области не может являться основанием для отмены решения, так как в соответствии с пунктом 29 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36 при отмене судебного акта суда первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции должен отметить, какой вывод суда первой инстанции, изложенный в мотивировочной и/или резолютивной части решения, касается прав или обязанностей, не привлеченных к участию в деле лиц, а также мотивировать необходимость их привлечения. Указанных оснований, исходя из содержания решения и существа правоотношения, судебная коллегия не усматривает.
Пункт 2.3 договора аренды от 14.06.2002, определяющий порядок изменения размера арендной платы, не противоречит части 1 статьи 452 Гражданского кодекса РФ, поэтому перерасчет размера арендной платы в установленных данным пунктом случаях представляет собой исполнение согласованного сторонами условия этого договора, в связи с чем не требуется заключения дополнительного соглашения и его регистрации в порядке, установленном пунктом 3 статьи 433 и пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ (изложенная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2011 N 2015/10).
Апелляционная жалоба ОАО "КМАпроектжилстрой" также не содержит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом была принята во внимание правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N 12404/09, согласно которой ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности являются регулируемыми ценами и стороны договора аренды обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы, независимо от установленного договором механизма ее изменения.
Указанное разъяснение относится ко всем арендаторам земельных участков, как находящихся в муниципальной или государственной собственности, так и в отношении земельных участков, собственность на которые не разграничена.
При этом суд не делал вывод о том, что в соответствии с вышеуказанным Постановлением размер арендной платы для общества должен быть установлен исходя из ставок для обладателей линейных объектов или для лиц, обратившихся с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на право аренды.
В связи с изложенным, судебная коллегия не находит оснований исключать из мотивировочной части решения ссылку на правовую позицию, сформулированную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N 12404/09.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.06.2011 по делу N А08-1215/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы открытого акционерного общества "КМАпроектжилстрой" и Департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья: |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-1215/2011
Истец: Департамент земельных и имущественных отношений Старооскольского городского округа, ДИЗО АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛ.
Ответчик: ОАО "КМАпроектжилстрой"
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17038/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17038/11
02.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4192/11
30.08.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4075/11