26 августа 2011 г. |
Дело N А72-8769/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
от судебного пристава-исполнителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Карпец Е.Н.
на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2011 г. об уменьшении исполнительского сбора по делу N А72-8769/2008 (судья Ипполитова И.В.), по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области к областному государственному унитарному предприятию "Ульяновскагропромпродукт", г. Ульяновск,
третье лицо: ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска, г. Ульяновск, о взыскании 167 381, 39 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ОГУП "Имущество" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявление об уменьшении на одну четверть размера исполнительского сбора, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от 22.12.2010 г.. в рамках исполнительного производства N 73/17/688/4/2009 возбужденного МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области. 8769/08-10/3 вынесено решение о взыскании с ОГУП "Ульяновскагропромпродукт" в пользу УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области для зачисления в бюджет Пенсионного фонда РФ 160 480 руб.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2011 г. по делу N А 72-8769/2008 уменьшен размер исполнительского сбора.
Судебный пристав-исполнитель в апелляционной жалобе просит отменить определение суда и отказать в удовлетворении заявления об уменьшении размера исполнительского сбора.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает определение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.05.2009 г. Арбитражным судом Ульяновской области по делу N А72-8769/08-10/3 выдан исполнительный лист N 094583 о взыскании с ОГУП "Ульяновскагропромпродукт" в пользу УПФ РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области для зачисления в бюджет Пенсионного фонда РФ 160 480 руб.
15.06.2009 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Е.Н. Карпец на основании исполнительного листа N 094583 от 06.05.2009 г. Арбитражного суда Ульяновской области возбуждено исполнительное производство.
21.06.2010 г. определением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-8769/08-10/3 удовлетворено заявление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Е.Н. Карпец о замене стороны по исполнительному производству N 73/17/688/4/2010 ОГУП "Ульяновскагропромпродукт" на ОГУП "Имущество".
ОГУП "Ульяновскагропромпродукт" - должник в исполнительном производстве N 73/17/688/4/2010, возбужденном 15.06.2009 г. заменен на ОГУП "Имущество".
22.12.2010 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Е.Н. Карпец в рамках исполнительного производства N 73/17/688/4/2010 вынесено постановление о взыскании с ОГУП "Имущество" исполнительского сбора в размере 7% в сумме 11 233, 6 руб.
20.01.2011 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Е.Н. Карпец вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 73/17/688/4/2010 в связи с реальным исполнением требований исполнительного документа.
24.01.2011 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Е.Н. Карпец на основании исполнительного документа - постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 11 233, 6 руб. в отношении должника ОГУП "Имущество" возбуждено исполнительное производство N 542/11/17/73.
24.01.2011 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Е.Н. Карпец на основании исполнительного документа - постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора возбуждено исполнительное производство N 542/11/17/73 о взыскании с ОГУП "Имущество" исполнительского сбора в размере 11 233, 6 руб.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительском производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительском производстве в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, на него налагается денежное взыскание - исполнительский сбор.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
В силу пункта 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор устанавливается в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве (в редакции от 21.07.1997 N 119-ФЗ).
Заявитель (должник по исполнительному производству) по сути, оспаривает постановление от 22.12.2010 г. о взыскании исполнительского сбора в части размера исполнительского сбора и просит снизить размер исполнительского сбора указанного в постановлении от 22.12.2010 г. о взыскании исполнительского сбора на одну четвертую часть.
В Постановлении от 30.07.2001 N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а его размер - 7% от взыскиваемой суммы является лишь допустимым максимумом, верхней границей и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Довод должника о его затруднительном материальном положении неоднократно исследовалось Арбитражным судом Ульяновской области по делам N N : А72-8605/10, А72-8606/10, А72-8607/10, А72-8608/10, А72-8609/10, А72-8611/10, А72-8612/10, А72-8613/10, А72-8614/10, А72-8455/10, А72-8453/10, А72-951/08-18/67 в которых суд пришел к выводам о затруднительном материальном положении ОГУП "Имущество".
Сведения о наличии в собственности должника быстрореализуемого имущества отсутствуют.
Кроме того, заявителем представлены суду сведения о том, что Арбитражным судом Ульяновской области по заявлению ИФНС по Железнодорожному району г. Ульяновска рассматривается вопрос о признании ОГУП "Имущество" несостоятельным (банкротом).
Характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение, являются правовыми основаниями для уменьшения размера исполнительского сбора.
Кроме того, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что судом могут быть учтены и иные существенные обстоятельства. Следовательно, суд наделен правом самостоятельно квалифицировать те или иные обстоятельства в качестве оснований уменьшения исполнительского сбора.
Оценив предоставленные доказательства по обстоятельствам дела, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что основания для взыскания исполнительского сбора в максимальном размере отсутствуют.
В соответствии с п. 7 ст. 112 Закона об исполнительском производстве, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона об исполнительском производстве.
При таких обстоятельствах, руководствуясь конституционными принципами справедливости наказания, его индивидуализации, дифференцированности и соразмерности, учитывая, что на момент рассмотрения данного заявления имущественное положение должника не позволяет ему уплатить исполнительский сбор в полном размере, поскольку денежных средств недостаточно, арбитражный суд первой инстанции обоснованно уменьшил размер взыскиваемого с должника исполнительского сбора.
Определение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 мая 2011 г. об уменьшении исполнительского сбора по делу N А72-8769/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8769/2008
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ж/д районе г. Ульяновска, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска
Ответчик: Областное государственноеунитарное предприятие "Ульяновскагропромпродукт", ОГУП Ульяновскагропромпродукт
Третье лицо: ОГУП "Имущество", Судебный пристав-исполнитель по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской обл. Карпец Е. Н., МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области, СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской обл. Карпец Е. Н., УФССП по Ульяногвской области, Филиал N3 ОГУП Ульяновскагропромпродукт
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8795/11
06.07.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6662/11
19.05.2011 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-8769/08
02.04.2009 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-8769/08