г. Челябинск
29 августа 2011 г. |
N 18АП-7259/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А,
судей Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Титеева Сергея Вячеславовича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.06.2011 по делу N А76-2339/2011 (судья Попова Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуальный предприниматель Титеев Сергей Вячеславович, Козлов И.А. (доверенность N 1Д-565 от 01.07.2011), Титеева К.С. (доверенность N 1Д-565 от 01.07.2011);
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе Челябинской области - Цуркану О.Э. (доверенность б/н от 01.10.2010);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 5 по Челябинской области - Юдина Я.А. (доверенность N11 от 01.08.2011).
Индивидуальный предприниматель Титеев Сергей Вячеславович (далее - предприниматель, ИП Титеев С.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе Челябинской области (далее - пенсионный фонд, учреждение) об обязании вернуть излишне уплаченные денежные средства в размере 311 812,44 руб., из них: 297 304 руб. - сумма ошибочно уплаченного платежа; 14 508,44 руб. - сумма процентов (с учётом уточнения заявленных требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда первой инстанции от 20.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области (далее - налоговый орган, инспекция).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.06.2011 в удовлетворении заявленных требований ИП Титееву С.В. отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что пенсионный фонд в нарушении установленного порядка, утвержденного совместным письмом ФНС РФ и ПФР от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/ АД-30-24/8509@, не осуществил действия по возврату ошибочно перечисленных заявителем денежных средств, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Также указывает, что материалами дела подтверждается: факт перечисления платежными поручениями от 17.09.2010 NN 594-597 148 152 руб. по КБК 18210202010061000160 и 148 652 руб. по КБК 18210202020061000160 на уплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии за 2007-2008 гг.; факт обращения пенсионного фонда к заявителю об ошибочности произведенных платежей; факт обращения заявителя в пенсионный фонд с соответствующим заявлением о возврате.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу предпринимателя, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается, что уплаченные ИП Титеевым С.В. страховые взносы возврату не подлежат, т.к. перечислены в 2010 г.., а также не являются ошибочно уплаченными, т.к. перечислены во исполнение обязательства по уплате, установленного выездной налоговой проверкой.
Налоговым органом также представлен отзыв на апелляционную жалобу, считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, решение суда первой инстанции законно и обоснованно, указывает, что в ходе выездной проверки было установлено не исчисление страховых взносов в сумме 297 304 руб. в результате неправомерных действий за счет умышленного создания схемы ухода от налогообложения путем заключения договоров простого товарищества между ИП Титеевым С.В. и его работниками; не исчисление страховых взносов при наличии базы для начисления взносов по договорам услуг за 2008 г.. До вынесения решения налогоплательщиком были уплачены данные суммы страховых взносов, решение инспекции от 30.09.2010 N 64 вынесено с учетом уплаты страховых взносов.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и отзывах на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предпринимателем платежными поручениями от 17.09.2010 N N 594-597 перечислены денежные средства в уплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии за 2007-2008 гг. на общую сумму 297 304 руб.
Пенсионным фондом 12.10.2010 в адрес предпринимателя было направлено сообщение об ошибочно уплаченных платежах на КБК 18210202020061000160 и КБК 18210202010061000160.
Предпринимателем в адрес пенсионного фонда было направлено заявление о возврате излишне уплаченных (ошибочно) денежных средств в общей сумме 297 304 руб.
Пенсионным фондом в адрес заявителя направлено письмо от 22.10.2010 N 6162 о том, что за возвратом ошибочно уплаченных денежных средств необходимо обратиться в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области, указав что с 01.01.2010 на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ администрирование страховых взносов осуществляется Пенсионным фондом, до 31.12.2009 администратором являлась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области.
Заявитель, посчитав что указанные денежные средства были перечислены им ошибочно на КБК 18210202020061000160 и 18210202010061000160, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель неправомерно указывает на ошибочное перечисление заявленной к возврату суммы 297 304 руб., факт неправильного указания КБК не может свидетельствовать о исполнении обязательства ошибочно и ошибочного их перечисления (страховых взносов) за 2007-2008 гг.
При правовой оценке материалов дела и доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Частью 15 статьи 26, частью 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. является ПФР (первые три цифры КБК - 392). Также в ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок Минфина России от 05.09.2008 N 92н), органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета (далее - Заявка на возврат).
Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по КБК 18210202010060000160 и КБК 18210202020060000160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Эти же КБК закреплены за налоговыми органами приказом Минфина от 30.12.2009 г.. N150Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
ФНС России и ПФР совместно разработали и утвердили (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 годы.
В соответствии с Порядком возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, осуществляется в следующем порядке:
1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам.
По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
3. Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
6. Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, в соответствии с Порядком решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) принимают территориальные органы ПФР.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что положения данного Порядка применяются только в части возврата излишне уплаченных страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что предпринимателем в добровольном порядке 17.09.2010 были перечислены страховые взносы в сумме 297 304 руб. за периоды 2007-2008 гг. на КБК 18210202020061000160 и 18210202010061000160, указанные суммы были доначислены по результатам выездной налоговой проверки до принятия решения от 30.09.2010 N 64 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области.
В ходе выездной проверки инспекцией установлено не исчисление страховых взносов в сумме 297 304 руб. в результате неправомерных действий за счет умышленного создания схемы ухода от налогообложения путем заключения договоров простого товарищества между ИП Титеевым С.В. и его работниками, а также не исчисление страховых взносов при наличии базы для начисления взносов по договорам услуг за 2008 г..
Налоговым органом составлен акт от 08.09.2010 N 66.
Предпринимателем представлены возражения по акту (вх.08009 от 24.08.2010), где ИП Титеев С.В. заявил смягчающие обстоятельства с подтверждающими документами, в том числе приложил платежные поручения об уплате страховых взносов за 2007-2008 гг., в связи с чем, в решение налогового органа от 30.09.2010 N 64 сумма неполностью уплаченного единого социального налога исчислена с учетом уплаты страховых взносов за 2007-2008 гг.
На страницах 65-66 решения налогового органа отражено, что "ИП Титеев С.В. 17.09.2010 уплатил доначисленные по акту выездной налоговой проверки страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2007 г. в сумме 99 792 руб. (на страховую часть трудовой пенсии в сумме 49 896 руб., платежное поручение N 00594 от 17.09.2010 г., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 49 896 руб., платежное поручение N00595 от 17.09.2010 г.), за 2008 г. в сумме 197 512 руб. (на страховую часть трудовой пенсии в сумме 98 756 руб., платежное поручение N00596 от 17.09.2010 г., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 98 756 руб., платежное поручение N00597 от 17.09.2010 г.)".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявитель неправомерно указывает на ошибочное перечисление заявленной к возврату суммы 297 304 руб., а также начисленных на нее за несвоевременный возврат процентов.
Учитывая, что в рамках настоящего дела судом установлено правомерное перечисление заявителем страховых взносов в сумме 297 304 руб., отсутствие в материалах дела доказательств наличия переплаты по страховым взносам, суд апелляционной инстанции считает требование заявителя об обязании ответчика возвратить излишне уплаченные денежные средства в размере 311 812,44 руб., из них: 297 304 руб. - сумма ошибочно уплаченного платежа; 14 508,44 руб. - сумма процентов необоснованными.
Также судом первой инстанции верно отмечено, что факт неправильного указания КБК не может свидетельствовать об исполнении обязательства ошибочно и ошибочного их перечисления (страховых взносов) за 2007-2008 гг.
Согласно абзацу 2 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Уплату налогов и сборов налогоплательщики осуществляют расчетными документами с указанием конкретного кода бюджетной классификации.
В силу статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации" бюджетной классификацией является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Из приведенной нормы права следует, что код бюджетной классификации - это цифровое обозначение группы доходов (расходов) бюджета, в связи с чем, конкретному виду дохода присваивается код бюджетной классификации.
Следовательно, правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств как между бюджетами, так и внутри данного бюджета.
Таким образом, сумма налога (сбора), перечисленная по платежному документу с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации в бюджет того же уровня, считается уплаченной, а обязанность по уплате налога (сбора) считается исполненной.
Факт поступления денежных средств, перечисленных ИП Титеевым С.В. в бюджетный фонд Российской Федерации учреждением не оспаривается.
Довод заявителя о том, что предприниматель не должен был уплачивать страховые взносы за спорный период (по мнению заявителя спорные суммы являются ошибочно уплаченными), поскольку не был зарегистрирован в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам, в органах Пенсионного фонда, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие постановки на учет в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда не освобождает предпринимателя от обязанности по уплате страховых взносов, в силу закона предприниматель обязан был встать на учет.
Представленный заявителем в суд апелляционной инстанции акт Государственной инспекции труда в Челябинской области от 05.06.2008 N 29 "О результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку как указывалось выше, в ходе выездной проверки было установлено не исчисление страховых взносов в сумме 297 304 руб. в результате неправомерных действий за счет умышленного создания схемы ухода от налогообложения путем заключения договоров простого товарищества между ИП Титеевым С.В. и его работниками, а также не исчисление страховых взносов при наличии базы для начисления взносов по договорам возмездного оказания услуг за 2008 г..
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.06.2011 по делу N А76-2339/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Титеева Сергея Вячеславовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2339/2011
Истец: ИП Титеев Сергей Вячеславович, Титеев Сергей Вячеславович
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Чебаркуле и Чебаркульском р-не Челябинской обл., ГУ УПФР в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе Челябинской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области, МИФНС N5 по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7259/11