г. Санкт-Петербург |
|
30 августа 2011 г. |
Дело N А56-6777/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12003/2011) МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2011 по делу N А56-6777/2011 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению ОАО "Центр судоремонта "Звездочка"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8
3-е лицо Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи
об обязании возвратить сумму излишне уплаченных пеней
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Царева А.Г. по доверенности от 24.08.2011, Потапова Н.И. по доверенности от 30.09.2010, Кононова Е.Н. по доверенности от 19.04.2010
от 3-го лица: не явился, извещен
установил:
Открытое акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка" (ОГРН 1082902002677, место нахождения: Архангельская область, г. Северодвинск, проезд Машиностроителей, 12, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - инспекция, налоговый орган) возвратить излишне уплаченные пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 410 539,64 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Сочи (далее - фонд).
Решением суда первой инстанции от 23.05.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель инспекции доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представители Общества и Фонда, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Общество является правопреемником федерального государственного унитарного предприятия "1 Судостроительная верфь" (реорганизация в форме присоединения в 2007 году) и федерального государственного унитарного предприятия "Центр судоремонта "Звездочка" (преобразование 12.11.2008).
В связи с наличием у правопредшественника Общества задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, платежным поручением от 12.11.2007 N 82 перечислены в бюджет ПФР денежные средства в размере 410 539,64 руб.
При этом, в декабре 2009 года Общество по месту нахождения головной организации повторно уплатило пени в размере 410 452,03 руб.
В связи с излишней уплатой пени и наличием переплаты 20.08.2010 Общество обратилось в Пенсионный фонд по месту нахождения филиала, у которого образовалась переплата, с заявлением о ее возврате.
Пенсионный фонд письмом от 01.09.2010 отказал заявителю в возврате переплаты, указав на снятие с учета лица, у которого образовалась переплата.
Считая отказ в возврате переплаты не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании инспекции возвратить имеющуюся переплату в сумме 410 539,64 рубля.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества указал, что поскольку факт переплаты подтвержден актом сверки от 27.12.2007 N 12652, справкой о расчетах с бюджетом N 83 от 10.02.2010, у налогового органа в соответствии со ст. 78 НК РФ отсутствовали правовые основания для отказа в возврате переплаты.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Инспекцией и Обществом 27.12.2007 проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, в том числе и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
По итогам сверки составлен акт сверки 12652, из которого следует, что по состоянию на 26.12.2007 Общество имеет переплату по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемый в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Наличие переплаты подтверждено справкой N 83 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.02.2010, справкой N 166 по состоянию на 01.04.2011.
Факт наличия излишней уплаты подтвержден Обществом документально и не оспаривается Инспекцией и Пенсионным фондом. Отзывом, представленным в материалы дела Фонд подтвердил, что переплата по пени в спорной сумме относится на страхователя ФГУП "1-Судостроительная верфь" Министерства обороны РФ, которое снято с учета в территориальном органе ПФР в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения с 01.10.2007.
В связи с указанными обстоятельствами факт наличия переплаты в сумме 410 359,64 рубля правомерно признан судом доказанным.
Так же правомерны выводы суда, что Обществом соблюден трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченной пени, поскольку оплата произведена платежным поручением от 12.11.2007, а заявление в ПФР представлено 20.08.2010.
При этом судом сделан вывод о том, что Обществом 16.03.2010 в адрес инспекции представлено заявление о возврате излишне уплаченных пеней в размере 410 539,64 рубля и налоговым органом отказано Обществу в возврате переплаты.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства направления письма от 16.03.2010 (л.д. 15) в налоговый орган либо доказательства получения его инспекцией. Налоговый орган в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в отзыве указал, что заявление о возврате переплаты в инспекцию не поступало.
В отсутствии в материалах дела доказательств направления в налоговый орган заявления о возврате переплаты, соблюдения Обществом заявительного порядка возврата переплаты невозможно признать установленным.
Так же в материалах дела отсутствуют доказательства отказа налогового органа в возврате Обществу. Переплаты. Соответствующее решение в материалы дела не представлено. Отсутствует также переписка из содержания которой можно было бы сделать вывод об отказе налоговым органом в возврате суммы 410 539,64 рубля.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об обращении Общества в инспекции и отказе налогового органа в возврате переплаты не соответствует доказательствам, представленным в материалы дела.
Кроме того, при принятии решения судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 3 ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от N 212-ФЗ 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ст. 26 указанного Закона зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
При этом в силу ст. 3 Закона органом контроля за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно статье 27 Закона N 213-ФЗ с учетом пункта 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов и пеней подлежит возврату плательщику страховых взносов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указанная обязанность возникла у Пенсионного фонда после дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ (п. 3 ст. 62 Закона).
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования на основании ст. 78 НК РФ и возлагая на налоговый орган обязанность по возврату пени по страховым взносам, не применил закон, подлежащий применению, а именно Федеральный закон Российской Федерации от N 212-ФЗ 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно положений которого обязанность по осуществлению возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени возложена на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
То обстоятельство, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является ФНС России, не изменяет законодательно установленного порядка осуществления возврата излишне уплаченных страховых взносов и пени.
Письмом Федеральной налоговой службы N ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" предусмотрен порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба.
Порядок возврата переплаты, определенный письмом, соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ, и предусматривает совершение ПФР определенных действий обеспечивающих возврат излишне уплаченных страховых взносов.
Указанная правовая позиция сформулирована в Определении ВАС РФ от 3 ноября 2010 г. N ВАС-15319/10.
При таких обстоятельствах следует признать, что возложение на налоговый орган обязанности по возврату переплаты по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование противоречит Федеральному закону Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Общество об обязании налогового органа возвратить переплату по страховым взносам в сумме 410 539,64 рубля - оставлению без удовлетворения.
Ссылка Общества в исковом заявлении на наличие обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов, пени именно у налогового органа подлежит отклонению.
Из положений статьи 2, пунктов 1 и 2 статьи 13, пункта 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, Письма Федеральной налоговой службы России от 01.12.2008 N ММ-6-1/873 "О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование", следует, что обязанность по проведению зачета (возврата) страхователю излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагалась на налоговый орган.
Между тем в соответствии с пунктом 22 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" статья 25 Закона 167-ФЗ утратила силу.
Согласно статье 27 Закона N 213-ФЗ с учетом пункта 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов и пеней подлежит возврату плательщику страховых взносов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящем деле Обществом не заявлено самостоятельных требований к Пенсионному фонду Российской Федерации об обязании возвратить пени и Фонд привлечен к участию в деле только в качестве третьего лица, а не ответчика (заинтересованного лица).
Судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на Общество.
Руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2011 по делу N А56-6777/2011 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" (ОГРН 1082902002677, место нахождения: Архангельская область, г. Северодвинск, проезд Машиностроителей, 12) отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-6777/2011
Истец: ОАО "Центр судоремонта "Звездочка"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N8
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12003/11