г. Москва
31 августа 2011 г. |
Дело N А41-471/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Кручининой Н.А., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Зайцевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН: 7733648363, ОГРН: 1087746372053): Блинов И.Ф. - доверенность от 07.12.2010 N 013,
от ответчика: Московская областная таможня - Кашкин А.В. - доверенность от 15.02.2011 N 03-17/166; Щелковская таможня - Кашкин А.В. - доверенность от 31.01.2011 77 АА 0981798,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Московской областной таможни, Щелковской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 18 мая 2011 г.. по делу N А41-471/11, принятое судьей Севостьтяновой Н.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агат" к Щелковской таможне, Московской областной таможне о признании недействительными классификационных решений Щелковской таможни,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - ООО "Агат", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Щелковской таможне о признании недействительными классификационных решений таможни от 15.11.2010 N N 10110000/18-25/280, 10110000/18-25/281, 10110000/18-25/282.
В соответствии с п. 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 08.11.2010 N 2065 "О реорганизации таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области" (с изменениями и дополнениями) с 20.01.2011 Зеленоградская, Ногинская и Щелковская таможни реорганизованы в форме присоединения к Московской областной таможне.
Определением Арбитражного суда Московской области от 24.02.2011 по настоящему делу суд привлек в качестве второго заинтересованного лица Московскую областную таможню (т.1, л.д. 62).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 мая 2011 г.. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Московская областная таможня и Щелковская таможня подали апелляционные жалобы, в которых просят указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом неправильно применены первое и третье Основные правила интерпретации, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, в результате чего вывод суда о том, что спорный товар относится к 83 группе ТН ВЭД ТС, не соответствует обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенных органов поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель ООО "Агат" против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционные жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.11.2010 ООО "Агат" в Щелковскую таможню представило грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10110080/101110/0023743 на ввезенный товар - "фурнитура, применяемая для мебели: рельсы металлические для сборки шкафов-купе" различной конфигурации 47 артикулов.
Указанный товар классифицирован обществом в подсубпозиции 8302 42 000 9 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС).
15.11.2010 Щелковская таможня вынесла в отношении вышеуказанного товара три классификационные решения N N 10110000/18-25/280, 10110000/18-25/281, 10110000/18-25/282, которыми самостоятельно изменила классификационный код товара на коды ТН ВЭД ТС - 7604 21 000 0 (товарная позиция - алюминиевый профиль полый), 7604 29 900 0 (товарная позиция - алюминиевый профиль) и 7606 12 910 9 (товарная позиция - полоса из алюминиевого сплава).
В результате изменения таможней классификационного кода таможенным органом дополнительно начислены к уплате таможенные платежи в сумме 4 180 463 рубля 28 коп.
Считая, что вынесенные Щелковской таможней классификационные решения от 15.11.2010 N N 10110000/18-25/280, 10110000/18-25/281, 10110000/18-25/282 нарушают права ООО "Агат" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таможенным органом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемых заявителем решений.
Согласно статьям 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент вынесения решений таможенным органом, далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным данным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Пунктом 2 статьи 39 ТК РФ предусмотрено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.
В силу требований пункта 1 статьи 40 ТК РФ товары подлежат классификации при их декларировании таможенным органам, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД России. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенные органы вправе самостоятельно осуществлять классификацию товаров (п. 3 ст. 40 Кодекса).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В соответствии с положениями статей 40, 127 и 144 ТК РФ лицо, перемещающее товар, либо декларант (таможенный брокер) обязаны уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем правильному коду ТН ВЭД.
В силу статьи 39 ТК РФ Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 утвержден Таможенный тариф Российской Федерации, в соответствии с которым правовое значение при квалификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД России в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - Правила).
Согласно п. 1 Правил названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и если такими текстами не предусмотрено иное. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (п. 6 Правил).
Отнесение таможенным органом товара "профиль из алюминиевого сплава" к группе 72 ТН ВЭД и товарной подсубпозиции 7604210000 обоснованно не приняты судом первой инстанции. В товарную субпозицию 7604210000 включены прутки и профили алюминиевые полые. При этом согласно примечанию 1 "б" к товарной группе 76 относятся профили - как литые или спеченные изделия тех же форм, подвергнутые обработке после изготовления, при условии, что при этом они не приобрели отличительных признаков, характерных для изделий других товарных позиций.
Алюминиевые профили после дополнительной обработки, произведенной заводом-изготовителем, в том числе: нанесения поперечного сечения сложной формы, желобов на поверхности, специального паза, а также анодирования, окрасочного покрытия различными цветами и лакового покрытия изменяют первичную товарную номенклатуру и приобретают отличительные признаки, характерные для товарной позиции 8302 ТН ВЭД.
К товарной позиции 8302 42000 относятся крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, в том числе из алюминия, применяемые для мебели.
Крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из нержавеющих металлов, используемые для мебели, относятся по ТН ВЭД к группе 83. Для других целей данный товар не ввозился и фактически не применялся.
Разницей между ввезенным обществом товаром - "фурнитура, применяемая для мебели: рельсы металлические для сборки шкафов-купе" различной конфигурации 47 артикулов, классифицированным заявителем по классификационному коду ТН ВЭД ТС - 8302 42 000 9 и товарами - алюминиевый профиль полый (код ТН ВЭД ТС - 7604 21 000 0), алюминиевый профиль (код ТН ВЭД ТС - 7604 29 900 0, полоса из алюминиевого сплава (код ТН ВЭД ТС - 7606 12 910 9), которыми является товар, ввезенный заявителем, по версии таможни согласно оспариваемым решениям, заключается в различии их потребительских свойств, которые определяют назначение этих товаров и их конечное использование.
Ввезенный обществом товар - "фурнитура, применяемая для мебели: рельсы металлические для сборки шкафов-купе" является готовым продуктом - товаром, предназначенным для установки, согласно инструкциям по сборке, в различные части шкафов-купе и не предназначены (не требуют) какой-либо предварительной доводки, обработки и т.п., и может использоваться только строго в определенных целях - для сборки мебели в качестве частей мебели, и не может использоваться в иных целях и в ином качестве.
Алюминиевый профиль полый, алюминиевый профиль и полоса из алюминиевого сплава являются по сути своей полуфабрикатами, заготовками, из которых изготовляются любые изделия, которые за счет обработки и доводки могут приобрести различные потребительские свойства, отличные от свойств спорного товара.
Характер товаров, ввезенных обществом как законченные изделия и товары, не требующие дополнительной доработки, обработки или доводки до их установки в готовое изделие - шкафы-купе при сборке, подтверждается представленными в материалы дела (т.3, л.д. 10-24, 52-54, 60-74):
- цветными фотографиями спорных изделий, сделанных во время их таможенного досмотра, на которых усматривается, что изделия имеют одинаковую длину, покрыты различными видами покрытий: покрашены, анодированы, хромированы и т.п. Торцевые края изделий обработаны для безопасного использования, закруглены или зашлифованы;
- инструкциями по сборке;
- перепиской покупателя с продавцом и ответом производителя, которые также подтверждают характер и назначение спорного товара как фурнитуры для сборки (установки в) шкафов-купе;
- копиями дополнительного соглашения N 004 к контракту от 25.01.2010, спецификациями N 1, N 2 к дополнительному соглашению N 004, таблицей соответствия;
- распечатками с интернет-сайтов различных производителей шкафов-купе, согласно которым спорная продукция продается как мебельная фурнитура.
Международной основой ЕТН ТС является Гармонизированная система описания и кодирования товаров, которая принята Международной Конвенцией о Гармонизированной системе в городе Брюсселе 14.06.1983 (далее - Конвенция). Российская Федерация является участником Конвенции.
В пункте "а" статьи 1 Конвенции указано, что Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы.
В соответствии со статьей 3 Конвенции каждая договаривающаяся сторона обязуется, что ее таможенно-тарифная и статистические номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе с момента вступления Конвенции в отношении к этой Договаривающейся стороне.
Исходя из изложенного, классификационный код страны вывоза должен совпадать с классификационным кодом по ЕТН ТС.
В представленных в материалы дела CARNET TIR XT65335083 и CMR от 11.04.2010 N VA0005741 указан код спорного товара - 8302 42 000 9; указано наименование - крепежная арматура для мебели (т.3, л.д. 55-56). Также в материалы дела представлены товаро-сопроводительные документы - книжка МДП, международная накладная, инвойс и упаковочный лист с переводом (т.3, л.д. 57-64).
Кроме того, 28.06.2011 Арбитражным судом города Москвы принято решение по делу N А40-56575/11 121-459 (заявитель ООО "Агат", ответчик - Московская областная таможня), вступившее в законную силу 12.07.2011, которым установлены обстоятельства ввоза и характеристики спорного товара, а также правильность отнесения обществом товара к мебельной фурнитуре и ошибочность выводов таможни относительно классификации.
Учитывая изложенное, таможенный орган необоснованно классифицировал ввезенный заявителем товар по коду ТН ВЭД ТС - 7604.
Таким образом, решения Щелковской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД от 15.11.2010 N N 10110000/18-25/280, 10110000/18-25/281, 10110000/18-25/282 приняты необоснованно и нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 мая 2011 г.. по делу N А41-471/11 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-471/2011
Истец: ООО "Агат"
Ответчик: Московская областная таможня, Щелковская таможня
Третье лицо: Владимирская таможня, Щелковская таможня