г. Хабаровск
29 августа 2011 г. |
N 06АП-3167/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Русс-Олимп": Капшук Игорь Иванович, представитель по доверенности от 16.03.2011 б/н; Козлов Андрей Алексеевич, представитель по доверенности от 08.06.2010 б/н;
от мэрии города Магадана: Шуфер Марина Анатольевна, представитель по доверенности от 16.03.2011 б/н;
от прокуратуры Магаданской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Русс-Олимп"
на решение от 02.06.2011
по делу N А37-347/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Русс-Олимп"
к мэрии города Магадана
о признании недействительным постановления от 01.02.2011 N 304
третье лицо: прокуратура Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русс-Олимп" (далее - ООО "Русс-Олимп", общество), обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Мэрии г. Магадана о признании недействительным постановления N 304 от 01.02.2011 "Об отмене постановлений мэра г. Магадана".
Решением суда первой инстанции от 02.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Русс-Олимп" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт о признании недействительным постановления мэрии города Магадана от 01.02.2011 N 304 "Об отмене постановлений мэра города Магадана", исключить из числа лиц, участвующих в деле, третье лицо - прокуратуру Магаданской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представители общества поддержала в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о признании недействительным постановления мэрии города Магадана от 01.02.2011 N 304 "Об отмене постановлений мэра города Магадана".
Представитель мэрии города Магадана в заседании суда апелляционной инстанции отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Магаданской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции, в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, в порядке положений статьи 268 АПК РФ, повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании постановления мэра города Магадана от 07.11.2007 N 2796 "Об утверждении проектов границ земельных участков и о согласовании места размещения "Всесезонного спортивно-развлекательного комплекса "Марчекан" на территории муниципального образования "Город Магадан " (в редакции постановления мэра г. Магадана от 09.11.2010 N 3410), постановления мэра города Магадана от 11.08.2008 N 1796 "О передаче в аренду ООО "Русс-Олимп" земельных участков под строительство "Всесезонного спортивно-развлекательного комплекса "Марчекан" на территории муниципального образования "Город Магадан" (в редакции постановления мэра города Магадана от 07.11.2008 N 2557) ООО "Русс-Олимп" были выделены три земельных участка с кадастровыми номерами 49:09:030623:1, 49:09:030622:6 и 49:09:030622:7.
21.12.2010 Прокуратурой Магаданской области в адрес мэра г. Магадана вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства (т. 2 л.д. 38-40).
В связи с чем, 01.02.2011, мэрией г. Магадана, в целях устранения нарушений действующего законодательства при передаче в аренду земельных участков, с учетом представления прокуратуры Магаданской области от 21.12.2010 г. N 7-2/10, в связи с выявленными нарушениями положений ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 31 ЗК РФ, ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также ч. 8 ст. 27, ч. 4 ст. 28, ст. 38 ЗК РФ, на основании ч. 1 ст. 48 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", вынесено оспариваемое по настоящему делу постановление N 304 "Об отмене постановлений мэра города Магадана", которым были отменены ранее изданные вышеуказанные постановления мэра города Магадана об утверждении акта выбора земельных участков и о предоставлении земельных участков в аренду ООО "Русс-Олимп", как изданные с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства.
Полномочия на отмену муниципальных правовых актов закреплены в ст. 48 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
Согласно ч. 1 ст. 48 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Аналогичное положение предусмотрено в ч. 14 ст. 45 Устава муниципального образования "город Магадан".
В соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования "город Магадан", мэрия г. Магадана (администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Магаданской области.
Таким образом, у мэрии г. Магадана имеются полномочия на вынесение оспариваемого ненормативного правового акта.
В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 30 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (ч. 3 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с п. 2.1 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) в введении муниципального образования "город Магадан", утвержденного решением Магаданской городской думы N 125-Д от 22.12.2006, предоставление земельных участков осуществляется на основании постановления мэрии г. Магадана. Подготовку проектов постановлений мэрии г. Магадана по предоставлению земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду, на праве ограниченного пользования осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Магадана.
Из материалов дела следует, что 12.10.2006 ООО "Русс-Олимп" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Магадана с заявлением исх. N 3м о проведении выбора земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов под капитальное строительство всесезонного спортивно-развлекательного комплекса в районе Марчеканской сопки для использования на праве аренды (т.3,л.д.75).
Порядок выбора земельных участков для строительства регламентирован ст. 31 ЗК РФ.
На основании заявления ООО "Русс-Олимп" мэром г. Магадана 07.11.2007 издано постановление N 2796 "Об утверждении проектов границ земельных участков и о согласовании места размещения "Всесезонного спортивно-развлекательного комплекса "Марчекан" на территории муниципального образования "город Магадан" (т. 1 л.д.48-52), которым, в частности, были утверждены акты о выборе земельных участков от 26.10.2007 (т.3,л.д.80-85,86-90).
Названное постановление в соответствии с п. 12 ст. 45 Устава муниципального образования "город Магадан " было опубликовано в газете "Вечерний Магадан" N 46 от 15.11.2007 (т.2,л.д.118).
Постановление мэра г. Магадана от 07.11.2007 N 2796, явилось правовым основанием для издания постановления мэра г. Магадана от 11.08.2008 N 1796 "О передаче в аренду ООО "Русс-Олимп" земельных участков под строительство "Всесезонного спортивно-развлекательного комплекса "Марчекан" на территории муниципального образования "Город Магадан" (в редакции постановления мэра города Магадана от 07.11.2008 N 2557,т.1,л.д.18-19, т.2,л.д.88).
На основании постановления мэра г. Магадана от 11.08.2008 N 1796, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Магадана и ООО "Русс-Олимп" 22.08.2008 были заключены три договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд незастроенных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (т.1,л.д.12-17,24-28, 36-41).
Судом установлено, что органом местного самоуправления не был в полной мере соблюден порядок выбора и предоставления земельных участков под строительство ООО "Русс-Олимп".
В силу ч. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Часть 3 ст. 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городски х или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (п.п. 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Данная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10.
Судом установлено, что информация о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 31 ЗК РФ, органом местного самоуправления до населения не доводилась.
Доводы общества о том, что указанная информация доводилась до населения посредством размещения публикаций в средствах массовой информации (т.3, л.д.24-27) и на сайте мэрии г. Магадана (т.2, л.д.144-148), судом первой инстанции обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Суд, проанализировав представленные обществом в материалы дела копии публикаций в средствах массовой информации и на сайте мэрии г. Магадана установил, что в них размещалась и обсуждалась информация об инвестиционном проекте "Всесезонный спортивно-оздоровительный комплекс "Марчекан". Никакой информации о земельных участках, об их расположении, о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства данного комплекса в названных публикациях не содержится.
Кроме того, судом установлено, что представленные публикации в средствах массовой информации и на сайте мэрии г. Магадана подготовлены генеральным директором Издательского дома "Лисс" Инной Образцовой (т.2, л.д.147, т.3, л.д.25-27), которая осуществляла информационное и PR сопровождение инвестиционного проекта. Судом установлено, что ни в трудовых, ни в каких-либо иных отношениях с органами местного самоуправления муниципального образования "город Магадан" Инна Образцова не состоит.
Обществом, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, не представлено суду доказательств того, что указанные публикации в средствах массовой информации и на сайте мэрии г. Магадана осуществлялись от имени и по поручению органа местного самоуправления муниципального образования "город Магадан" в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 31 ЗК РФ.
Напротив, из представленной в материалы дела копии письма информационного агентства "Колыма-Информ" от 04.05.2011 г. (т. 4 л.д. 18), подготовленного по запросу мэрии г. Магадана от 25.04.2011 N 402/15 (т. 4 л.д. 17), следует, что информация под названием "Информационный материал о проекте спортивно-развлекательного комплекса "Марчекан", подготовленная генеральным директором Издательского дома "Лисс" Инной Образцовой не из мэрии не из иных структурных подразделений в их адрес не направлялась, данная информация получена информационным агентством "Колыма-Информ" из других источников и размещена самостоятельно.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку мэром г. Магадана нарушены положения ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 31 ЗК РФ, при предоставлении спорных земельных участков в аренду ООО "Русс-Олимп", следовательно, постановления мэра г. Магадана от 07.11.2007 N 2796 "Об утверждении проектов границ земельных участков и о согласовании места размещения "Всесезонного спортивно-развлекательного комплекса "Марчекан" на территории муниципального образования "Город Магадан" (в редакции постановления мэра г. Магадана от 09.11.2010 N 3410) и последующего постановления мэра г. Магадана от 11.08.2008 N 1796 "О передаче в аренду ООО "Русс-Олимп" спорных земельных участков под строительство "Всесезонного спортивно-развлекательного комплекса "Марчекан" на территории муниципального образования "Город Магадан" (в редакции постановления мэра г. Магадана от 07.11.2008 N 2557) следует признать недействительными.
Таким образом, постановление N 304 от 01.02.2011, вынесенное мэрией города Магадана, об отмене указанных постановлений мэра г. Магадана правомерно признано судом первой инстанции законным, поскольку направлено на устранение допущенных ранее нарушений земельного законодательства, в частности, порядка выбора и предоставления земельных участков для строительства.
Доводы общества о нарушении оспариваемым постановлением прав ООО "Русс-Олимп" по заключенным договорам аренды спорных земельных участков обоснованно признаны судом несостоятельными по следующим основаниям.
Реализация прав по предоставлению в аренду спорных земельных участков возможна путем обращения ООО "Русс-Олимп" в установленном порядке в орган местного самоуправления и последующем предоставлении спорных земельных участков в соответствии с действующим земельным законодательством либо по правилам ст. 31 ЗК РФ, в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, либо по правилам ч. 4 ст. 30 ЗК РФ в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении ему земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции правильно и полно установив обстоятельства по делу, оценив, в порядке положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует земельному законодательству, следовательно, не может нарушать права и законные интересы ООО "Русс-Олимп" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Отклоняется также довод апелляционной жалобы о том, что из состава лиц, участвующих в деле, необходимо исключить третье лицо - прокуратуру Магаданской области, поскольку в соответствии со статьей 266 АПК РФ не применяются правила, в том числе о привлечении к участию в деле третьих лиц и, соответственно, не разрешается вопрос о необходимости исключения таких лиц из состава лиц, участвующих в деле.
Обществу с ограниченной ответственностью "Русс-Олимп" следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 27.06.2011 N 85 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 02.06.2011 по делу N А37-347/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Русс-Олимп" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 27.06.2011 N 85 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-347/2011
Истец: ООО "Русс-Олимп"
Ответчик: Мэрия города Магадана
Третье лицо: Прокуратура Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4772/12
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4772/2012
15.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6181/11
29.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3167/11
26.04.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1334/11