г. Чита |
Дело N а58-7896/2010 |
26 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 июня 2011 года по делу N А58-7896/2010 по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) к открытому акционерному обществу "Якутская топливно-энергетическая компания" (ОГРН 1021401062187, ИНН 1435032049)
по встречному исковому заявлению открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия)
о признании права собственности на объект недвижимости: ВЛ-6 УКПГ ОВС, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), Мирнинский улус, п.Таас-Юрях,
Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение.
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Таас-Юрях Нефтедобыча" (ОГРН 1021400967532, ИНН 1433015633) (суд первой инстанции: Федорова М. И.),
при участии в судебном заседании:
от ответчика представитель Тарасов М.Ю.,
установил
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к открытому акционерному обществу "Якутгазпром" о признании права собственности на объекты, расположенные по адресу: Мирнинский улус, пос. Таас-Юрях, Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение: подстанция нефть; трансформаторная подстанция; ВЛ-110 УКПГ-ГЗУ; ВЛ 6 кв; магистральные сети на СКВ. N 26; ВЛ-6 УКПГ ОВС; обустройство и выкидные линии скважина N 72 Средне-Ботуобинского месторождения; ГЗУ-2 на Среднеботуобинском месторождении; нефтесборный коллектор протяженностью 47,2 км; площадка налива нефти; скважина N 72 (14-АА 596581).
При принятии иска к производству к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечен арендатор спорного имущества - общество с ограниченной ответственностью "Таас-Юрях нефтегазодобыча".
Определением суда от 23 июля 2010 года принято к производству встречное исковое заявление открытого акционерного общества "Якутгазпром" от 22 июля 2010 года N 2777-17 о признании права собственности на объект, расположенный по адресу: Мирнинский улус, пос. Таас-Юрях, Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение: ВЛ-110 УКПГ-ГЗУ.
Определением суда от 18 ноября 2010 года требование о признании права собственности на ВЛ-6 УКПГ ОВС, расположенную по адресу: Мирнинский улус, пос. Таас-Юрях, Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение выделено в отдельное производство с присвоением ему номера N А58-7896/10.
Определением суда от 20 октября 2010 года принято уточнение наименования ответчика с открытого акционерного общества "Якутгазпром" на открытое акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания".
Определением суда от 29 апреля 2011 года принят отказ Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от исковых требований, производство по делу в этой части прекращено.
С учетом отказа первоначального истца от иска, суд рассматривает дело в рамках требований открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" о признании права собственности на спорный объект недвижимости.
Решением от 01 июня 2011 года суд удовлетворил исковые требования открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания", признав за ним право собственности на объект недвижимости: ВЛ-6 кВ от ПС Нефть до ГЗУ-2 (габарит 35 кВ), расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, 50 км к югу от с.Таас-Юрях, Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение. Взыскал с Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) расходы открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Не согласившись с решением, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт, поскольку считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права и неправильным применением норм материального права, изложенные в решении выводы суда считает не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Оспаривает вывод о доказанности обществом с ограниченной ответственностью "Якутская топливно-энергетическая компания" факта приватизации спорного имущества. Считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил подлежащие применению нормы законодательства о приватизации государственного имущества. Кроме того, ссылается, что принятый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, противоречит правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сложившейся судебной практике арбитражных судов по аналогичным спорам. Таким образом, удовлетворяя требования открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания", суд фактически допустил приватизацию государственного имущества способом, не предусмотренным законодательством о приватизации.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, акционерное общество открытого типа "Якутгазпром" создано в порядке приватизации путем преобразования Государственного предприятия "Якутгазпром" на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 31 от 28 января 1994 года "О реорганизации, акционировании и разгосударствлении предприятий нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия)".
Впоследствии акционерное общество открытого типа "Якутгазпром" реорганизовано в открытое акционерное общество "Якутгазпром", затем наименование изменено на открытое акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания".
По встречному исковому заявлению открытого акционерного общества "Якутгазпром" от 22 июля 2010 года (с учетом уточнений) ответчик просил признать право собственности на ВЛ-6 кВ от ПС Нефть до ГЗУ-2 (габарит 35 кВ), расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, 50 км к югу от с.Таас-Юрях, Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение.
Как установлено судом первой инстанции, АООТ "Якутгазпром" создано в порядке приватизации путем преобразования Государственного предприятия "Якутгазпром" на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 31 от 28 января 1994 года "О реорганизации, акционировании и разгосударствлении предприятий нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия)". Впоследствии АООТ "Якутгазпром" реорганизовано в ОАО "Якутгазпром" и ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания".
Приложениями к плану приватизации являются баланс предприятия на 01 октября 1993 года; приложения N 1, 2, 3; копия постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 января 1994 года N 31; приказ руководителя предприятия о создании рабочей комиссии; протокол конференции трудового коллектива, подтверждающий выбор варианта льгот; устав акционерного общества открытого типа "Якутгазпром".
Судом установлено, что спорный объект входит в состав технологического и имущественного комплекса, необходимого для эксплуатации Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения. Сторонами не оспаривалось, что спорное имущество находилось на балансе и входило в состав имущества Государственного предприятия "Якутгазпром" до приватизации.
Из приложения N 2 к плану приватизации "Перечень основных средств Государственного предприятия "Якутгазпром"" по состоянию на 1 октября 1993 года следует, что спорный объект ВЛ -6 УКПГ ОВС входил в состав имущества Государственного предприятия "Якутгазпром" (пункт 737, т.1, л.д.266).
Первоначально заявленный объект недвижимости ВЛ-6 УКПГ ОВС был передан истцу в ходе приватизации.
Впоследствии согласно приказу N 195п от 17 апреля 2006 года спорный объект был переименован на ВЛ-6 кВ от ПС Нефть до ГЗУ-2 (габарит 35 кВ) с присвоением инвентарного номера 00040824.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что на момент приватизации спорный объект находился в ведении открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" и в соответствии с законом о приватизации подлежал приватизации.
Спорный объект до приватизации учитывался на балансе Государственного предприятия "Якутгазпром" и учитывается до настоящего времени на балансе ответчика (т.1, л.д.79). За него уплачивается налог на имущество (т.1, л.д.76, 78).
Доказательств того, что спорный объект не вошел в перечень объектов, не подлежащих приватизации, не имеется. При этом план приватизации государственного предприятия "Якутгазпром" не оспорен и в установленном порядке недействительным не признан. Также не представлено доказательств того, что спорный объект является объектом, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации.
При таких обстоятельствах право собственности на спорный объект признано за открытым акционерным обществом "Якутская топливно-энергетическая компания" правильно.
Указанные выводы в решении суда первой инстанции сделаны правильно, представленные в дело доказательства оценены в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Те доказательства, на основании которых сделаны выводы о необходимости удовлетворения заявленного встречного иска, приведены в решении. Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы третьего лица подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, на которые указывает заявитель жалобы, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Как следует из части 6 статьи 14 действовавшего в период приватизации предприятия ответчика Закона Российской Федерации от 03 июля 1991 года N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", основным документом при приватизации предприятия является его план. Он определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов).
В соответствии с Типовым планом приватизации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 августа 1992 года N 547; Временным положением о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества и Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года N 66, состав и величина уставного капитала приватизируемого предприятия определялись в соответствующих актах оценки имущества, которые являлись приложениями к плану приватизации. В состав оцениваемого имущества включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы.
В плане приватизации указаны объекты, не включаемые в акт оценки и, соответственно, не подлежащие приватизации. К данным объектам отнесены объекты соц. культбыта, жилье, газопроводы и отводы (л.д.241 - на обороте).
Исключение части объектов из приватизации соответствует положениям Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда", Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
Спорный объект к таким объектам, не подлежащим приватизации, отнесен не был. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что право собственности на спорный объект возникло в результате приватизации предприятия, является правомерным.
Спорный объект правильно был отнесен судом первой инстанции к недвижимому имуществу.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 24 мая 2002 года N 90 утверждены Методические рекомендации по технической инвентаризации и государственному техническому учету объектов недвижимости нефтегазовой промышленности и составлению технической документации для целей государственной регистрации прав на них. В пункте 4 Примерного перечня объектов недвижимости нефтегазовой промышленности, подлежащих технической инвентаризации и государственному техническому учету, значатся объекты и сооружения энергообеспечения и электроснабжения: ВЛ-35 кВ; ВЛ-110 кВ.
Приведенный третьим лицом довод в жалобе о том, что не была установлена идентичность объектов, несостоятелен. Судом первой инстанции идентичность проверена, у истца и ответчика спора не вызывала, у суда апелляционной инстанции сомнений не вызывает, доказательств наличия двух разных объектов с похожими характеристиками третьим лицом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приведено.
Встречный иск направлен на устранение любых сомнений в праве собственности, поэтому заявлен и удовлетворен правомерно.
При наличии реализованного плана приватизации предприятия, составленного на основании и в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 года N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" обстоятельства невключения имущества, состоящего на балансе предприятия, в план приватизации в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны быть подтверждены определенными доказательствами, в связи с чем не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Поскольку таких доказательств, соответствующих названной норме Кодекса, в возражение против встречного иска представлено не было, решение подлежит оставлению без изменения.
Довод жалобы третьего лица о том, что была осуществлена приватизация спорного объекта не предусмотренным законом способом, не принимается в связи с тем, что судом приватизация не осуществлялась, а был разрешен спор о праве, соответствующее требование отвечало положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
Доводы заявителя жалобы сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не являются основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2011 года по делу N А58-7896/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий: |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7896/2010
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)
Ответчик: ОАО Якутская топливно-энергетическая компания
Третье лицо: ООО "Таас-Юрях Нефтегаздобыча", ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча"
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2513/11