г. Москва |
|
30 августа 2011 г. |
Дело N А41-К2-17649/06 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Белимов А.Н., паспорт,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц:
- Потребительского общества "Воскресенское районное потребительское общество" - Боричевская Н.А., по доверенности от 11.01.2011 N 2,
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Белимова А.Н. на решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2007 по делу N А41-К2-17649/06, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Белимова А.Н. к муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" о признании незаконным и отмене постановления Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 17.03.2006 N 213 "Об утверждении акта комиссии по приемке в эксплуатацию торгового комплекса в г. Воскресенске, ул. Коломенская, 5 "в", при участии в деле в качестве третьих лиц потребительского общества "Воскресенское районное потребительское общество", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Белимов Александр Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, Белимов А.Н.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления от 17.03.2006 N 213 "Об утверждении акта по приемке в эксплуатацию торгового комплекса в г. Воскресенске, ул. Коломенская, 5 "в".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены потребительское общество "Воскресенское районное потребительское общество" (далее - ПО "Воскресенское РАЙПО", третье лицо) и Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (в настоящее время - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области) (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано (том 2, л.д. 33-36).
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (том 2, л.д. 54-69).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2007 решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2007 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (том 2, л.д. 111-116).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.06.2007 постановление от 13.04.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Десятый арбитражный апелляционный суд (том 3, л.д. 31-32).
По результатам нового рассмотрения настоящего дела постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 решение суда от 29.01.2007 отменено в части и постановление Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 17.03.2006 N 213 "Об утверждении акта комиссии по приемке в эксплуатацию торгового комплекса в г. Воскресенске, ул. Коломенская, 5 "в" признано недействительным в части признания соответствующим градостроительным нормам предъявленного к приемке торгового комплекса по вопросу организации дорожного движения при эксплуатации рынка ПО "Воскресенское потребительское общество", как не соответствующее части 4, подпункту "б" пункта 3 части 7, части 13 статьи 51, части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, статье 6, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления от 06.10.2003 N 131-ФЗ, пункту 2.9 строительных норм и правил 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункту 6.15 территориальных строительных норм 12-310-2000 МО "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Московской области". В остальной части решение оставлено без изменения.
Заявитель обратился в арбитражный суд апелляционной инстанции с заявлением от 30.07.2010 о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 (том 8, л.д. 3-4).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам (том 8, л.д. 81-89).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2007 отменено. Постановление Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 17.03.2006 N 213 "Об утверждении акта по приемке в эксплуатацию торгового комплекса в г. Воскресенске, ул. Коломенская, 5 "в" признано незаконным и отменено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.03.2011 постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При этом судом кассационной инстанции дано указание, в том числе о необходимости проверки заявления предпринимателя Белимова А.Н. о фальсификации доказательств, сделанное в 2007 году.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции предпринимателем уточнено ходатайство о фальсификации (том 10 л.д.103), в соответствии с которым предприниматель считает недостоверными следующие документы:
1. Распоряжение Главы Воскресенского района Московской области от 31.01.1997 N 53-р "О регистрации домовладений и иной недвижимости";
2. Дубликат регистрационного удостоверения от 31.01.1997 N 13, выданного Воскресенским бюро технической инвентаризации на основании распоряжения Главы администрации Воскресенского района от 31.01.1997 N 53-р;
3. Временное разрешение на строительство подготовительного периода от 11.11.2004;
4. Договор аренды от 04.11.2004 N 241, заключенный между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Воскресенский район" (арендодатель) и потребительским обществом "Воскресенское районное потребительское общество";
5. Проект строительства торгового комплекса потребительского общества "Воскресенское районное потребительское общество";
6. Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 16.03.2006 N 002875: торгового комплекса, расположенного по адресу: г. Воскресенск, Коломенское, 5 "В";
7. Ситуационный план рынка по ул. Коломенской д. 5-В с указанием объектов Воскресенского районного потребительского общества: копия со съемки города Воскресенска 2005 г.;
8. Землеустроительное и межевое дело по земельному участку с кадастровым номером 50:29:007 25 02:0002, общей площадью 1393 кв.м, находящемся под зданием торгового комплекса, расположенным по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Коломенское, 5 "В";
9. Акт согласования границ участка по ул. Коломенской д. 5-В;
10. Санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.01.2004;
11. Проект организации санитарно-защитной зоны рынка по ул. Коломенской д. 5-В от 2004;
12. Проект предоставления земельного участка по ул. Коломенская д. 5-В от 05.10.2004 площадью 1472,5 м;
13. Градостроительное заключение от 14.09.2004 N 9/2;
14. Распоряжение Главы Воскресенского района Московской области от 28.02.2006 N 184 о назначении приемочной комиссии.
По ходатайству общества, представленном в судебном заседании суда апелляционной инстанции, из числа доказательств исключены следующие документы:
1. Временное разрешение на строительство подготовительного периода от 11.11.2004 (пункт 3 заявления о фальсификации);
2. Проект строительства торгового комплекса потребительского общества "Воскресенское районное потребительское общество" (пункт 5 заявления о фальсификации);
3. Санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.01.2004 (пункт 10 заявления о фальсификации), санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.05.2005, санитарно-эпидемиологическое заключение от 13.03.2006;
4. Ситуационный план рынка по ул. Коломенской д. 5-В с указанием объектов Воскресенского районного потребительского общества: копия со съемки города Воскресенска 2005 г. (пункт 7 заявления о фальсификации).
Сторонам разъяснено право ходатайствовать о назначении экспертизы для разрешения вопросов о достоверности документов.
Соответствующего ходатайства не последовало. Предприниматель и общество сослались на возможность проверки указанных документов путем сопоставления их с оригиналами и другими письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, в связи с чем судом апелляционной инстанции направлены запросы о предоставлении соответствующих документов.
В ходе проверки заявления о фальсификации судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Сопоставив подлинное распоряжение Главы Воскресенского района Московской области от 31.01.1997 N 53-р "О регистрации домовладений и иной недвижимости" с имеющимся в материалах дела (т.1 л.д.76), суд приходит к выводу о том, что в дело представлена выписка из распоряжения от 31.01.1997 N 53-р "О регистрации домовладений и иной недвижимости", где четко указано, что "подпись главы района Симонова Е.В. верна, зав. Общим отделом Голованов Р.Б.", стоит печать администрации, заверенная Общим отделом.
Согласно ответу Московского областного бюро технической инвентаризации от 20.07.2011 исх. 09/352-11 (Воскресенский отдел Юго-Восточного филиала) на судебный запрос, "согласно материалам инвентарного дела на объект капитального строительства, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Коломенская, д.5В, подлинное регистрационное удостоверение от 31.01.1997 N 13 в архиве Воскресенского отдела не хранится". В отсутствие оригинала судом не может быть принят данный документ в качестве доказательства по делу.
В отношении акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 16.03.2006 N 002875: торгового комплекса, расположенного по адресу: г. Воскресенск, Коломенское, 5 "в" предприниматель отмечает, что указанный документ не составлялся и не подписывался членами комиссии на дату 16.03.2006 и, кроме того, сведения о торговом комплексе (указаны три объекта): внесены позднее. Обозрев в судебном заседании подлинный акт суд отмечает, что в отличие от копии, имеющейся в материалах дела (т. 1 л.д. 106) в графе "дата составления" проставлено число 16.03.06. Вместе с тем тот факт, что согласно резолюции Главы Воскресенского муниципального района данный акт утвержден 17.03.2006, сторонами не оспаривается.
Белимов А.Н. полагает, что фальсификация договора аренды от 04.11.2004 N 241, заключенного между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Воскресенский район" (арендодатель) и обществом (арендатор), состоит в части указания кадастрового номера земельного участка, который вписан от руки.
Однако представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции не отрицал, что при заключении договора аренды от 04.11.2004 N 241 земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка 50:29:007 25 02:0002 вписан от руки позже.
По мнению предпринимателя, землеустроительные и межевые работы по ул. Коломенская, 5 "в", - заинтересованным лицом не проводились. Также отмечает, что имеются расхождения в документах, имеющихся в копиях землеустроительного и межевого дел, представленных по запросу суда апелляционной инстанции, копиях, находящихся в деле N А41-2104/08 и в копиях, приобщенных к настоящему делу ранее. Так, имеются существенные расхождения в оглавлении к делам; в землеустроительном деле, представленном по запросу суда, в документе "Технические условия и требования на территориальное землеустройство" отсутствует дата утверждения, в то время как в копии этого же документа в приложении к настоящему делу на л.д. 81 проставлено число 10.06.2004. Обозревая указанные документы в судебном заседании, суд апелляционной инстанции считает, что наличие указанных предпринимателем расхождений не может свидетельствовать о том, что землеустроительные и межевые работы вообще не проводились, а дела являются сфальсифицированными.
При рассмотрении заявления о фальсификации акта установления и согласования границ земельного участка по ул. Коломенской д. 5-В, утвержденного руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Воскресенского района, судом апелляционной инстанции установлено и принимается во внимание, что ни представленный на обозрение подлинник названного акта, ни представленная в материалы дела копия акта не содержат даты составления документа.
Проект организации санитарно-защитной зоны рынка по ул. Коломенской д. 5-В от 2004, по мнению предпринимателя, не соответствует действительности.
В отношении проекта предоставления земельного участка по ул. Коломенская д. 5-В от 05.10.2004 площадью 1472,5 м предприниматель пояснил, что в данном документе не указан объект капитального строительства.
По мнению предпринимателя, недостоверность сведений в градостроительном заключении от 14.09.2004 N 9/2 состоит в отсутствии указания объекта недвижимости на земельном участке.
В отношении распоряжения Главы Воскресенского района Московской области от 28.02.2006 N 184 о назначении приемочной комиссии предприниматель полагает, что имело место составление документа с заведомо недостоверными сведениями о включении указанных членов комиссии для подписания акта приемки 16.03.2006 и участию в приемке в эксплуатацию объекта общества - торгового комплекса, состоящего из трех зданий, в то время как согласно пункту 6 рабочего проекта проектируемый объект является торговым центром, состоящим из двух павильонов.
Суд исследовал подлинное распоряжение от 28.02.2006 N 184-р, содержание и реквизиты которого полностью совпадают с имеющейся в материалах дела копией (т. 9 л.д. 78), а также подлинный журнал регистрации распоряжений главы Воскресенского муниципального района за 2006 год, где имеется запись о регистрации данного распоряжения 28.02.2006.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что фактически заявление предпринимателя о фальсификации сводится к оспариванию законности вышеперечисленных документов, правильности и точности их составления.
Между тем данные доказательства подлежат исследованию и оценке судом в рамках рассмотрения конкретного спора. При несогласии с соответствующими ненормативными актами, а также действиями государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц предприниматель не был лишен возможности оспаривать их в самостоятельном порядке и воспользовался своим правом, о чем имеются вступившие в законную силу судебные акты.
Само по себе отсутствие на каких-либо копиях документов оттисков печатей, других реквизитов возможно в силу причин не связанных с фальсификацией, однако вопрос о допустимости такого доказательства решается судом.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет заявление предпринимателя Белимова А.Н. о фальсификации. Все представленные сторонами доказательства исследуются судом по настоящему спору в совокупности, а также с учетом обстоятельств, установленных судами в рамках ранее рассмотренных дел.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции предприниматель доводы апелляционной жалобы поддержал, полагает, что решение суда первой инстанции незаконно, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Представители заинтересованного лица и управления в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения указанных лиц о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав присутствующих в судебном заседании, представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2006 серии НА N 1058823 подтверждается, что индивидуальному предпринимателю принадлежит на праве собственности приобретенное у ООО "ЛИЕТА" по договору купли-продажи от 24.11.2004 встроенно-пристроенное нежилое помещение с кадастровым номером 50:29:00:04767:001:0009, расположенное по адресу: Московская область, город Воскресенск, улица Ленинская, дом 18, состоящее из нежилых помещений N 1-20, расположенных на 1 этаже в здании жилого панельного дома со встроено-пристроенным кирпичным магазином, общей площадью 401,6 кв.м. (том 1, л.д. 6).
Распоряжением Главы Воскресенского района Московской области от 31.01.1997 N 53-р "О регистрации домовладений и иной недвижимости" рынок по улице Коломенская и рынок по улице Спартака в городе Воскресенске зарегистрированы за ПО "Воскресенское РАЙПО" (том 1, л.д. 76).
Постановлением Главы муниципального образования "Воскресенский район" от 26.07.2002 N 397 "О присвоении почтовых адресов объектам недвижимости ПО "Воскресенское РАЙПО" в г. Воскресенске" оптово-розничному рынку в южной части города был присвоен почтовый адрес: город Воскресенск, улица Коломенская, дом 5 "в" (том 1, л.д. 78).
Постановлением от 29.10.2004 N 754 Глава муниципального образования "Воскресенский район" утвердил границы земельного участка рынка ПО "Воскресенское РАЙПО" площадью 1393 кв.м., установленные на местности в городе Воскресенске, улица Коломенская, 5-в (том 1, л.д. 79).
Пунктом 2 вышеуказанного постановления ПО "Воскресенское РАЙПО" предоставлен в аренду земельный участок, указанный в пункте 1 постановления, сроком на 3 года для использования в целях реконструкции рынка (том 1, л.д. 79).
Из имеющегося в материалах дела рабочего проекта Торгового комплекса, расположенного по улице Коломенская, дом 5-в, а также землеустроительного дела на арендованный потребительским обществом земельный участок, следует, что Управлением архитектуры и градостроительства Воскресенского района разработано архитектурно-планировочное решение комплекса, получены согласования на строительство различных служб и организаций (Приложение N 1 к делу).
На основании протокола согласования проекта от 04.03.2005 N 2/2-3 и договора аренды земельного участка от 04.11.2004 N 241 Главным архитектором муниципального образования 4 марта 2005 года выдано разрешение на строительство торгового комплекса N 6/2-4 (том 1, л.д. 96), которое утверждено Заместителем Главы администрации муниципального образования "Воскресенский район".
Постановлением Главы Воскресенского муниципального района Московской области N 213 от 17.03.2006 утвержден акт комиссии по приемке в эксплуатацию торгового комплекса в городе Воскресенске, улица Коломенская дом 5-в (том 1, л.д. 18).
Считая, что данное постановление вынесено Главой Воскресенского муниципального района неправомерно и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие нарушение Постановлением Главы Воскресенского муниципального района Московской области N 213 от 17.03.2006 прав и законных интересов предпринимателя.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Предприниматель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным номером (ОГРН) 304500535700054.
Свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2006 НА N 1058823 подтверждается, что предпринимателю принадлежит на праве собственности встроено-пристроенные нежилые помещения N 1-20, общей площадью 401, 60 кв. м., по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Ленинская, д. 18, помещения первого этажа N 1-20.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 03.07.2006 НА N 1058816, НА N 1058817, НА N 1058815, потребительскому обществу принадлежат на праве собственности: одноэтажное нежилое здание, общей площадью 13,80 кв. м., инвентарный N 012:006-11210, лит. М; одноэтажное нежилое здание, общей площадью 173, 20 кв. м., инвентарный N 012:006-11210, лит. Б; одноэтажное нежилое здание, общей площадью 364, 80 кв. м, инвентарный N 012:006-11210, лит. В, по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Коломенская, 5 "в".
Несмотря на то, что Белимов А.Н. по договору купли-продажи Белимов А.Н купил у ООО "ЛИЕТА" нежилое помещение 24.11.2004, а переход права собственности в Московской областной регистрационной палате зарегистрирован 14.07.2006, он является титульным владельцем указанного нежилого здания, считает, что его права и законные интересы непосредственно затрагиваются оспариваемым постановлением, поскольку в результате издания указанного ненормативного акта, он существенно ограничен в возможности полноценного использования принадлежащего ему объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ситуационному плану земельный участок площадью 1 393 кв. м. по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Коломенская, д. 5 "в", принадлежащий на праве собственности потребительскому обществу, примыкает к нежилым встроено-пристроенным помещениям площадью 401,6 кв. м. по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Ленинская, д. 18, принадлежащих на праве собственности предпринимателю.
Постановлением Главы муниципального образования "Воскресенский район" Московской области от 29.10.2004 N 754 (т.1 л.д.84-85) "Об утверждении границ земельного участка рынка и о предоставлении ПО "Воскресенское районное потребительское общество" в аренду этого земельного участка в г. Воскресенске, ул. Коломенская, 5 "в" утверждены границы земельного участка рынка ПО "Воскресенское районное потребительское общество" общей площадью 1 393 кв.м, установленные на местности в г. Воскресенске, ул. Коломенская, 5 "В" (пункт 1 постановления).
В соответствии с пунктом 2 постановления от 29.10.2004 N 754 ПО "Воскресенское районное потребительское общество" надлежит предоставить в аренду на три года земельный участок под существующим рынком площадью 1 393 кв.м в г. Воскресенске по ул. Коломенская, 5 "в" для использования в целях реконструкции рынка из городских земель муниципального образования "Воскресенский район" (категория земель - земли поселений).
Согласно договору аренды от 04.11.2004 N 241 (т.1 л.д.80-83), заключенному между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Воскресенский район" (арендодатель) и обществом (арендатор), обществу передан земельный участок общей площадью 1 393 кв.м. с кадастровым номером 50:29:007 25 02:0002, в границах, указанных на кадастровом плане (выписка из государственного земельного кадастра от 16.12.2004 N 29.1/04-3566, (т.1 л.д.86) (приложение N 1), а также на местности.
В соответствии с актом приема-передачи от 30.10.2004 данный земельный участок передан арендодателем без указания его кадастрового номера.
При исследовании кадастрового плана от 16.12.2004 N 29.1/04-3566 (выписка из государственного земельного кадастра) земельного участка с кадастровым номером 50:29:007 25 02:0002 судом апелляционной инстанции установлено, что данный номер вписан от руки в текст заключенного сторонами договора.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции не отрицал, что при заключении договора аренды от 04.11.2004 N 241 земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка 50:29:007 25 02:0002 вписан от руки позже. Таким образом на момент заключения договора аренды указанный земельный участок не являлся объектом гражданского оборота.
Администрацией Воскресенского муниципального района Московской области на основании постановления Главы муниципального образования о предоставлении в аренду земельного участка от 29.10.2004 N 754, протоколов согласования проекта от 10.11.2004 и от 04.03.2005 N 2/2-3, договора аренды земельного участка от 04.11.2004 N 241 утверждены и выданы ПО "Воскресенское районное потребительское общество" временное разрешение на строительство подготовительного периода от 11.11.2004 и разрешение на строительство от 04.03.2005 N 6/2-4 в отношении объекта, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Коломенская, 5 "в".
Судом апелляционной инстанции установлено, что Роспотребнадзором обществу выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.05.2005 N 50.02.01.000.Т.000017.05.05.
Как установлено судом в рамках дела N А41-К2-8476/06 Арбитражного суда Московской области в приложении к названному санитарно-эпидемиологическому заключению указано, что проектируемый объект - торговый центр на 50 рабочих мест состоит из двух павильонов, имеющих в плане прямоугольную форму. Место расположения строительства: Московская обл., г. Воскресенск, ул. Коломенская, д. 5 "в" в черте коммунальной зоны, прилегающей к железнодорожному полотну. Также санитарно-эпидемиологическое заключение от 17.05.2005 N 50.02.01.000.Т.000017.05.05 содержит сведения о 20-метровой санитарно-защитной зоне, установленной для рынка смешанного типа, реконструируемого под торговый центр санитарно-эпидемиологическим заключением от 27.01.2004 N 50.99.16.000.Т.002988.01.04.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 17.05.2005 N 50.02.01.000.Т.000017.05.05 проектируемый объект - торговый комплекс составляют два павильона, каждый из которых имеет по три входа с фасадами, обращенными к рыночной площади.
Из рабочего проекта "Торговый комплекс на 50 рабочих мест Московская область г. Воскресенск ул. Коломенская дом 5 "в" Воскресенского РАЙПО" от 2005, который представлен обществом для получения санитарно-эпидемиологического заключения, следует, что на земельном участке, расположенном по рассматриваемому адресу предусмотрено строительство трех объектов (приложение). При этом согласно пункту 6 рабочего проекта проектируемый объект является торговым центром, состоящим из двух павильонов (приложение).
В пояснительной записке главного архитектора муниципального учреждения "Архитектура" "Изменения к проекту по торгово-рыночному комплексу, расположенному по адресу: г. Воскресенск, ул. Коломенская, д. 5 "в" (приложение). указаны изменения, вносимые в рабочий проект в связи с изменением архитектурно-планировочного решения.
Данная пояснительная записка не содержит даты.
Проект с внесенными, согласно указанной пояснительной записке, изменениями отсутствует.
17.03.2006 утвержден акт приемочной комиссии N 002875 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта - торгового комплекса по рассматриваемому адресу (том 3, л.д. 21-22).
Согласно пункту 6.10. Территориальных строительных норм (ТСН) 12-310-2000 МО "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Московской области", принятых и введенных в действие распоряжением Министра Министерства строительного комплекса Московской области от 10.11.2000 N 143, действовавших на момент принятия оспариваемого постановления, комиссия производит осмотр объекта, изучает представленные документы, проверяет наличие всех необходимых заключений, разрешений и прочих документов, подтверждающих соответствие объекта проекту и требованиям нормативных документов.
В соответствии с пунктом 6.13 ТСН акт приемочной комиссии утверждается органом, назначившим комиссию, не позднее 7 календарных дней после его подписания комиссией.
На основании пункта 6.15 ТСН утвержденный акт комиссии о приемке объекта в эксплуатацию удостоверяет соответствие законченного строительством объекта предъявляемым к нему требованиям.
Согласно распоряжению Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 28.02.2006 N 184-р "О назначении комиссии по приемке в эксплуатацию торгового комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Коломенская, 5-в" назначена комиссия в составе: председатель комиссии - Черников А.П. - заместитель Главы администрации Воскресенского муниципального района; члены комиссии: Груздева Л.А., Сологуб М.В., Чурмасова А.И., Баранов Е.В., Плещеев С.В., Коршунов П.И., Крашенинников В.В., Лаптев Е.К.
Комиссии в указанном составе поручено приступить к работе с 02.03.2006, по окончании работы комиссии представить акт на утверждение главе района.
Однако согласно представленному в материалы дела акту приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 16.03.2006 N 002875, данный акт подписан помимо членов комиссии, утвержденных распоряжением Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 28.02.2006 N 184-р, Бовсуновским В.В. - от проектной организации, Царевой Т.П. - от эксплуатирующей организации, Чегет М.И. - от территориальных органов главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области, представителем государственного комитета по охране окружающей среды (том 4, л.д. 18-19).
Согласно решению приемочной комиссии предъявленный к приемке и завершенный строительством торговый комплекс в городе Воскресенске по улице Коломенской дом 5 "в" отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, а также строительным нормам и правилам и государственным стандартам.
Согласно указанному акту проектно-сметная документация утверждена обществом 01.11.2004; окончание работ - июнь 2005 года. Из названного акта также следует, что торговый комплекс состоит из трех объектов: павильон N 1 (173,2 кв.м.), павильон N 2 (364,8 кв.м), павильон N 2а (13,8 кв.м).
Таким образом санитарно-эпидемиологическое заключение от 13.03.2006 N 50.02.01.000.Т.000095.03.06 выдано Управлением после завершения строительных работ, которые окончены в июне 2005 года, на два проектируемых торговых павильона, в то время как актом от 17.03.2006 приемочной комиссии в эксплуатацию законченного строительством объекта принят торговый комплекс, состоящий из трех объектов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 02.02.2009 по делу N А41-1866/08 действия Главного управления Государственного архитектурно-строительного надзора Московской области, выразившиеся в подписании и согласовании акта N 002875 по приемке в эксплуатацию торгового комплекса Воскресенского РАЙПО в г. Воскресенске по ул. Кломенская, 5 "в" признаны незаконными.
При этом в ходе рассмотрения указанного дела Главгосстройнадзор Московской области подтвердил, что заявление им (пункт 6.1 ТСН) в администрацию не подавалось, комиссия в установленном законом порядке не была создана, следовательно, подписанный акт является незаконным.
Согласно пункту 3 статьи 33, статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Согласно пункту 3 статьи 33, статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
На основании постановления главы Воскресенского муниципального района Московской области от 31.08.2007 N 1268 (л.д. 20) между администрацией Воскресенского муниципального района Московской области (продавцом) и ПО "Воскресенское РАЙПО" (покупателем) заключен договор от 18.08.2008 N 742 купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, находящееся в собственности покупателя. Согласно условиям названного договора продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из земель Воскресенского муниципального района (в границах городского поселения Воскресенск, категория земель - земли населенных пунктов) общей площадью 1393 кв.м с кадастровым номером 50:29:007 25 02:2, расположенный по адресу: Московская область, г.Воскресенск, ул.Коломенская, 5 "в", для реконструкции существующего рынка (л.д. 17-20).
Названный земельный участок передан обществу по акту приема-передачи от 20.08.2008 (л.д. 22).
18.09.2009 ПО "Воскресенское РАЙПО" обратилось в Управление Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (Воскресенский отдел) с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок (л.д. 24).
Решением, оформленным сообщением от 18.11.2009 N 29/058/2009-127, заявителю отказано в испрашиваемой государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В обосновании отказа регистрирующий орган сослался на то, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРП, право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу N А41-31857/10 в иске потребительского общества "Воскресенское районное потребительское общество" о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:29:007 25 02:2, площадью 1393 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул.Коломенская, 5 "в"; признании права собственности ПО "Воскресенское РАЙПО" на земельный участок с кадастровым номером 50:29:007 25 02:2, площадью 1393 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул.Коломенская, 5 "в", - отказано.
На земельный участок по ул. Коломенская, 5 "в" имеется правоустанавливающий документ - распоряжение Главы администрации от 31.01.1997 N 53-р и правоподтверждающий документ - егистрационное удостоверение БТИ от 31.01.1997 N 13 на право собственности на оптово-розничный рынок Воскресенского РАЙПО по ул. Коломенская. Однако оригинал данного удостоверения в судебное заседание не представлен.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 06.10.2000 N 117/25 "Об упорядочении рыночной торговли в Московской области" рынок - имущественный комплекс, состоящий из земельного участка и расположенных на нем торговых мест и торговых объектов, изолированных от прилегающей территории, при централизации функций управления и хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
Как установлено в рамках дела N А41-31857/10 надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что на момент издания оспариваемого постановления существовали строения рынка - торгового комплекса, отсутствуют.
Таким образом, при предоставлении земельного участка в собственность Воскресенскому РАЙПО по ул. Коломенская, 5 "в" в нарушение положений статьи 554 ГК РФ не указаны данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке.
Актом выбора земельного участка от 25.12.1997 обществу предоставлен земельный участок, расположенный в г. Воскресенске по ул. Коломенская. Участок граничит - с севера - земли Московско-Рязанской железной дороги и ТОО "Лиета", с востока - земли администрации района, с юга - земли администрации района и Московско-Рязанской железной дороги, с запада - земли Московско-Рязанской железной дороги.
Как следует из акта установления и согласования границ земельного участка площадью 1 393 кв.м по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Коломенская, д. 5 "в", данный земельный участок граничит с землями администрации Муниципального образования "Воскресенский район", ООО "Лиета", ООО "Ассорти". Согласование границ указанного земельного участка произведено с участием представителей смежных участков.
При этом акт установления и согласования границ земельного участка общества надлежащим образом не утвержден, отсутствует подпись должностного лица об утверждении, а также отсутствует дата утверждения.
Отчуждение оспариваемого земельного участка, необходимого для использования и эксплуатации помещений в многоквартирном доме, произошло с нарушением норм действующего законодательства. Собственники помещений жилого дома не были проинформированы о предстоящем предоставлении участка в собственность Воскресенского РАЙПО.
Требования к организации движения транспорта в районах жилой застройки содержатся в пункте 2.9 Строительных норм и правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (СНиП 2.07.01-89*), утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (в редакции, утвержденной Постановлением Госстроя СССР от 13.07.1990 N 61, Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.12.1992 N 269, Постановлением Госстроя России от 25.08.1993 N 18-32). Названная норма предписывает, что для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, в соответствии с установленными размерами полос для движения транспорта и тротуаров для пешеходов.
Администрация при подготовке документов территориального планирования, а также при осуществлении деятельности в связи со строительством и принятием в эксплуатацию рыночного комплекса в городе Воскресенске по улице Коломенской 5 "в" должна была обеспечить согласно установленным нормам организацию движения транспорта не только к построенному торговому комплексу, но и находящемуся на той же застроенной территории жилому дому N 18 по улице Ленинской со встроенно-пристроенным нежилым помещением магазина, принадлежащим истцу.
Из материалов дела следует, что до осуществления строительства и после принятия в эксплуатацию торгового комплекса на территории рынка по улице Коломенской 5 "в" движение транспорта к принадлежащему истцу нежилому помещению магазина осуществлялось по проезду вдоль длинной стороны дома N 18 по улице Ленинской через территорию рынка.
При согласовании проекта строительства торгового комплекса по улице Коломенской 5 "в" письмом отдела ГИБДД УВД Воскресенского района Московской области от 09.02.2005 N 5 предписано территорию под рынок не огораживать с целью обеспечения проезда и подвоза товаров, в том числе к принадлежащему истцу магазину, указанному как магазин по продаже мебели (том 1, л.д. 93, 74).
В представленном проекте организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации рынка потребительского общества "Воскресенское районное потребительское общество" от 2005 года, выполненном ООО "Агран" и имеющем неоговоренные разработчиком исправления, отсутствовавшие при обращении застройщика 09.02.2005 в отдел ГИБДД (том 4, л.д. 45 оборот), предусматривается ограничение движения транспорта путем установки запрещающих знаков при въезде на территорию рынка.
Из адресованных заявителю ответов руководителей территориального отдела "Роспотребнадзора" от 30.06.2005, отдела ГИБДД от 23.09.2005, 23.01.2006, согласовавших проект строительства торгового комплекса, в сопоставлении с планом земельного участка к техническому паспорту дома и фрагментом дежурной кадастровой карты следует, что, кроме проезда со стороны территории рынка, другого соответствующего установленным нормам проезда к дому N 18 по улице Ленинской и нежилому помещению истца не имеется (том 4, л.д. 38, 175, 178, 203).
Такая же организация движения отражена в согласовании проекта строительства рыночного комплекса, сделанном главным архитектором района (том 1, л.д. 33).
Доказательств, опровергающих названное обстоятельство, администрацией не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Помимо этого в материалах дела содержатся сведения о том, что в связи с завершением строительства рыночного торгового комплекса движение автомобильного транспорта осуществляется по проезду "с полуразрушенным дорожным покрытием", проходящему с противоположной от территории рынка стороны дома N 18 по улице Ленинской, по границе с территорией бывшего детского сада, то есть в месте расположения обозначенного на плане земельного участка тротуара. При этом индивидуальному предпринимателю сообщается, что другому застройщику согласовано устройство проезда в указанном месте путем расширения проезжей части и тротуара до установленных размеров. Заявителю также предлагается для организации дорожного движения и движения пешеходов в районе магазина по улице Ленинской дом N 18 обратиться за разработкой и согласованием проекта.
Действующие градостроительные и технические нормы (СНиП 2.07.01-89*) не допускают организацию движения транспорта по тротуарам, предназначенным для движения пешеходов. Отнесенный к компетенции органа местного самоуправления вопрос планировки территории в части организации движения транспорта в связи со строительством новых объектов районе существующей застройки надлежащим образом не решен.
Таким образом, акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объектов от 16.03.2006 N 002875 содержит сведения, противоречащие данным распоряжения Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 28.02.2006 N 184-Р, правоустанавливающих документов, а также указанным в рабочем проекте на строительство рассматриваемого торгового комплекса.
В связи с вышеперечисленным, основания для утверждения такого акта приемочной комиссии, у Главы Воскресенского муниципального района Московской области отсутствовали.
Таким образом, оспариваемое постановление органа местного самоуправления, противоречит части 4, подпункту "б" пункта 3 части 7 и части 13 статьи 51, части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", пункту 2.9 Строительных норм и правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (СНиП 2.07.01-89*), пунктам 6.10 и 6.15 Территориальных строительных норм "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Московской области", утвержденных распоряжением министра Министерства строительного комплекса Московской области от 10.11.2003 N 143 (ТСН 12-310-2000 МО).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.01.2007 по делу N А41-К2-17649/06 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главы Воскресенского муниципального района Московской области от 17.03.2006 N 213 "Об утверждении акта по приемке в эксплуатацию торгового комплекса в г. Воскресенске, ул. Коломенская, 5 "в".
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41К2-17649/2006
Истец: ИП Белимов А. Н.
Ответчик: Администрация Воскресенского муниципального района
Третье лицо: Потребительское общество "Воскресенское РАЙПО", Управление Роснедвижимости по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Воскресенский филиал Московского областного бюро технической инвентаризации (БТИ), Главное управление государственного архитектурно-строительного надзора Московской области, Управление архитектуры и градостроительства администрации Воскресенского муниципального района Московской области, ФГУ "КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА" ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-862/07