г. Пермь |
|
16 февраля 2011 г. |
Дело N А50-14009/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В. Ю., Зелениной Т. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Андреевской Е. И.,
при участии:
от заявителя - не явились,
от ответчика - Коньшина М. С., доверенность от 17.01.2011,
от третьих лиц: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю - Баев А. Н., доверенность от 11.01.2011; Подпалый Ю. В., доверенность от 11.01.2011,
от Главного управления внутренних дел по Пермскому краю - Тонких В. В., доверенность от 13.01.2011,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя Полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Пермскому краю и третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 ноября 2010 года
по делу N А50-14009/2010, принятое судьей Трефиловой Е. М.,
по заявлению Полка дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Пермскому краю
к Агентству по управлению имуществом Пермского края,
третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Главное управление внутренних дел по Пермскому краю,
о признании действий незаконными,
установил:
Полк дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Пермскому краю (далее - заявитель, Полк ДПС ГИБДД ГУВД по Пермскому краю) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Агентства по управлению имуществом Пермского края (далее - ответчик, Агентство), выразившихся в отказе во включении имущества в реестр имущества государственной собственности Пермского края (с учетом уточнения предмета требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями суда от 21.07.2010 и от 21.09.2010 к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - ТУ ФАУГИ по Пермскому краю), Главное управление внутренних дел по Пермскому краю (далее - ГУВД по Пермскому краю) (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.11.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Полк ДПС ГИБДД ГУВД по Пермскому краю и ТУ ФАУГИ по Пермскому краю с решением суда не согласны, в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Полк ДПС ГИБДД ГУВД по Пермскому краю указал, что по государственному контракту от 08.02.2008 N 75 ГУВД по Пермскому краю для Полка ДПС ГИБДД ГУВД по Пермскому краю приобрело 25 автомобилей ВАЗ-211540; отказ Агентства во включении данного имущества в реестр государственной собственности Пермского края считает незаконным, посколку имущество приобреталось за счет средств бюджета Пермского края во исполнение областной целевой программы "Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2005 -2008 годы"; действующее законодательство не устанавливает запрет на нахождение в собственности субъекта Российской Федерации имущества, приобретенного за счет средств субъекта Российской Федерации и используемого федеральным учреждением; отсутствие собственника имущества влечет нарушение прав заявителя на использование имущества по назначению.
ТУ ФАУГИ по Пермскому краю в апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что спорное имущество приобреталось за счет средств бюджета Пермского края в рамках программы, утвержденной Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2680-596, в соответствии с которой ГУВД по Пермскому краю выступает в качестве исполнителя и распорядителя средств бюджета Пермского края, данным актом не предусмотрено, что потраченные на имущество денежные средства передаются на безвозмездной основе, а приобретенное ГУВД по Пермскому краю имущество в рамках реализации Программы поступает в собственность Российской Федерации и в оперативное управление правоохранительных органов; спорное имущество находится в собственности Пермского края и может быть передано в собственность Российской Федерации только в установленном законом порядке. Оспариваемый отказ не соответствует Правилам ведения реестра государственной собственности Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.06.2008 N 156-п.
Полк ДПС ГИБДД ГУВД по Пермскому краю в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил.
ТУ ФАУГИ по Пермскому краю в суде апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержало.
Агентство в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционных жалоб не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Ответчик указал, что целевая программа и государственный контракт не содержат положений о заключении государственного контракта в пользу не участвующего в нем в качестве стороны Пермского края и о приобретении имущества в собственность Пермского края; независимо от источников финансирования у ГУВД по Пермскому краю как у приобретателя по договору возникло право оперативного управления на имущество и, соответственно, право собственности - у Российской Федерации. Довод ТУ ФАУГИ по Пермскому краю о несоответствии отказа Правилам ведения реестра государственной собственности Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.06.2008 N 156-п, является неверным, поскольку включению в реестр подлежит имущество, являющееся краевой собственностью, в то время как спорное имущество объектом права краевой собственности не является.
ГУВД по Пермскому краю в отзыве на апелляционные жалобы и в судебном заседании суда апелляционной инстанции просило решение суда отменить, заявление удовлетворить по основаниям, аналогичным изложенным в апелляционных жалобах.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании государственного контракта от 01.02.2008 N 75, заключенного между ГУВД по Пермскому краю (заказчик) и ООО "ЭКС АВТО" (поставщик) по итогам открытого конкурса (протокол от 30.01.2008 N 9.23.2-1/2), заказчик приобрел автомобили ВАЗ-21154 в количестве 25 единиц, по цене 256 000 руб. за единицу, на общую сумму 6 400 000 руб.
Финансирование контракта осуществлено за счет средств областной целевой программы "Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2005-2008 годы", утвержденной Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2680-596 (п. 3.7 контракта).
Факт приобретения ГУВД по Пермскому краю указанных автомобилей подтверждается также представленными в материалы дела паспортами транспортных средств.
Полк ДПС ГИБДД ГУВД Пермского края в соответствии с Положением, утвержденным приказом ГУВД Пермского края от 22.03.2006 N 262, является строевым подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения, входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Главному управлению внутренних дел Пермского края (п.1.3 Положения). Полк ДПС ГИБДД ГУВД Пермского края является юридическим лицом, в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения (п.п. 1.6-1.7 Положения). За полком ДПС ГИБДД ГУВД Пермского края в целях обеспечения деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания, строения, помещения, оборудование, техника, инвентарь и другие необходимые для осуществления деятельности материальные средства, принадлежность которых устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края (п. 1.10 Положения). Финансирование полка ДПС ГИБД ГУВД Пермского края осуществляется из средств федерального бюджета, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - из средств бюджета Пермского края и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.11 Положения).
15.09.2009 заявитель обратился в Агентство по управлению имуществом Пермского края с заявлением о включении в реестр имущества Пермского края 25 автомобилей ВАЗ-211540, приобретенных за счет средств областной целевой программы "Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2005-2008 годы" и передаче их в безвозмездное пользование Полку ДПС ГИБДД ГУВД по Пермскому краю (л.д. 9).
Письмом от 27.10.2009 N СЭД-П31-16-2404 Агентство отказало заявителю включить указанные автомобили в реестр государственной собственности Пермского края со ссылкой на то, что приобретение имущества за счет средств бюджета Пермского края не является для этого соответствующим основанием (л.д. 7-8).
Заявитель, полагая, что действия Агентства, выразившиеся в отказе во включении спорного имущества в реестр государственной собственности Пермского края, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд в заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 4 названной статьи).
Согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации .
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Частью 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (ч. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, основанием для возникновения у учреждения права оперативного управления может служить не только акт собственника, но и приобретение учреждением имущества по договору или иному основанию.
Согласно п. 9 Положения о Главном управлении внутренних дел по Пермскому краю, утвержденного приказом МВД РФ от 08.12.2006 N 1000, ГУВД по Пермскому краю является юридическим лицом; в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения.
В соответствии с п. 11 Положения о ГУВД по Пермскому краю, утвержденного приказом МВД России от 08.12.2006 N 1000 за ГУВД по Пермскому краю в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь другие необходимые для осуществления деятельности материальные средства, принадлежность которых устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пермского края, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
Имущество, приобретенное ГУВД по Пермскому краю по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление ГУВД по Пермскому краю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 Положения о ГУВД предусмотрено, что финансирование ГУВД по Пермскому краю осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Пермского края, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, что соответствует вышеприведенным правовым нормам.
Материально-техническое обеспечение ГУВД по Пермскому краю осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (п. 13 Положения о ГУВД).
Из содержания ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что вопросы обеспечения безопасности дорожного движения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Закона Российской Федерации "О милиции" установлено четыре источника финансирования милиции: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, иные поступления. За счет данных источников осуществляется содержание милиции, в том числе приобретается необходимое имущество.
Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что до вступления в силу федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, финансирование деятельности учреждений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основании положений статьи 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" производится из соответствующих бюджетов. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности учреждений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом о местном бюджете.
Статья 1 Закона Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах" предусматривает, что краевая (областная) целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и результатам комплекс мероприятий, ориентированных на эффективное решение приоритетных для социально-экономического развития Пермского края задач посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования для достижения ожидаемых конечных результатов Программы.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах" определение объема финансирования Программы из краевого бюджета осуществляется в соответствии с объемом утвержденного финансирования в законе о краевой (областной) программе на основании Методики планирования бюджетных ассигнований Пермского края, утвержденной Министерством финансов Пермского края.
Областная целевая программа "Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2005-2008 годы", утвержденная Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2680-59, целью которой является создание условий, направленных на сохранение контроля над криминогенной ситуацией в области, в разделе 3 предусматривает, что достижение цели Программы планируется через реализацию системы взаимосвязанных программных мероприятий, призванных решить задачи по совершенствованию системы обеспечения личной и общественной безопасности. Согласно разделу 5 Программы распорядителями бюджетных средств, выделяемых на финансирование Программы, являются: администрация Пермской области, ГУВД Пермской области, управление здравоохранения Пермской области, департамент образования Пермской области, Пермское линейное управление внутренних дел на транспорте, областная служба спасения. Программа будет реализовываться во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок.
В соответствии со ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право на вещь, приобретаемую по договору, возникает у приобретателя по договору.
То есть, возникновение у учреждения иного права на имущество, приобретенное по договору, чем право оперативного управления, не предусмотрено.
Поскольку ГУВД по Пермскому краю является государственным учреждением и его финансирование осуществляется за счет бюджетных средств разных уровней, право оперативного управления на имущество, приобретенное ГУВД по Пермскому краю и иными подразделениями органов внутренних дел, имеющими статус юридических лиц, по договору, от своего имени, независимо от источника финансирования, в силу прямого указания закона возникает у указанных лиц. Таким образом, довод ТУ ФАУГИ по Пермскому краю о том, что целевой программой не предусмотрено, что потраченные на имущество денежные средства передаются на безвозмездной основе, отклонен апелляционным судом, поскольку финансирование ГУВД по Пермскому краю в том числе, за счет средств краевого бюджета осуществляется на основании закона.
В рассматриваемом случае, на спорное имущество - 25 автомобилей ВАЗ-2115 возникло право оперативного управления у приобретателя имущества по государственному контракту - ГУВД по Пермскому краю и, соответственно, право собственности - у Российской Федерации.
Ни государственный контракт, ни положения областной целевой программы не содержат условий о том, что приобретаемое ГУВД по Пермскому краю за счет средств субъекта Российской Федерации имущество, поступает в собственность Пермского края.
При таких обстоятельствах, является законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения спорного имущества в реестр государственной собственности Пермского края и признания оспариваемых действий Агентства незаконными, о несостоятельности доводов заявителя о нарушении его прав и законных интересов действиями Агентства ввиду отсутствия у Полка ДПС ГИБДД ГУВД по Пермскому краю права оперативного управления на спорное имущество.
При этом суд правильно отметил, что приказ ГУВД по Пермскому краю от 27.06.2008 N 701 не является решением о закреплении двадцати пяти приобретенных по государственному контракту автомобилей за полком ДПС ГИБДД ГУВД по Пермскому краю на праве оперативного управления.
Доводы апелляционной жалобы ТУ ФАУГИ по Пермскому краю о том, что оспариваемый отказ не соответствует Правилам ведения реестра государственной собственности Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.06.2008 N 156-п, является необоснованным, поскольку согласно п. 1.1. указанных Правил Правила устанавливают порядок ведения реестра государственной собственности Пермского края и порядок представления информации о краевом имуществе из Реестра, а спорные транспортные средства не находятся в собственности Пермского края.
Является несостоятельным при рассмотрении настоящего спора с учетом установленных судом обстоятельств по делу довод заявителя о том, что отсутствие решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления препятствует пользованию и распоряжению таким имуществом.
Иные доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку правильных выводов суда первой инстанции, подлежат отклонению в силу вышеизложенного. Решение суда отмене (изменению), а апелляционные жалобы - удовлетворению не подлежат.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 ноября 2010 года по делу А50-14009/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14009/2010
Истец: Полк ДПС ГИБДД ГУВД по Пермскому краю, Полк ДПС ГИБДД ГУВД по ПК
Ответчик: Агентство по управлению имуществом Пермского края
Третье лицо: ГИБДД ГУВД по Пермскому краю, ГУВД по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ПК