г. Ессентуки |
Дело N А63-4985/2009 |
Регистрационный номер
апелляционного производства 16АП-908/10 (2)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.М.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д., рассмотрев апелляционную жалобу жалобы Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.06.2011 по делу N А63-4985/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крепость" (г. Железноводск, ул. Ленина, 173, ИНН 2627019357) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N7 по Ставропольскому краю (г. Железноводск, ул. Энгельса, д. 50) и Управлению Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ул. Ленина, 293) о признании недействительными решений от 10.03.2009 N 09-59/5, N 09-43/11 и решений от 13.05.2009 N 14-17/007715, N 14-17/007716 по апелляционным жалобам (судья Филатов В.Е.),
при участии в заседании представителей:
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция, налоговый орган): Довгалевой Н.А. по доверенности от 21.09.2010 N 46,
от Управления Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю (далее - управление): Оджаева Б.К. - по доверенности от 28.06.2011 N 08-13/79,
от общества с ограниченной ответственностью "Крепость": Леткина Д.Ю. - по доверенности от 26.08.2011, Буткова Т.В. - по доверенности от 01.03.2011,
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Крепость" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлениями с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 10.03.2009 N 09-43/11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10 119 267 рублей 44 копеек, налога на прибыль организаций в сумме 197 825 рублей 91 копейки, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 156 328 рублей с начисленными на эти суммы пенями и штрафами в размере 156 328 рублей за 2005 -2007 годы, 55 838 рублей 34 копеек пени, 23 477 рублей штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
В качестве второго заинтересованного лица по делу привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.01.2010 решение от 10.03.2009 N 09-43/11 в части доначисления 10 119 267 рублей 44 копеек НДС, 2 861 780 рублей 33 копеек пени, 1 780 402 рублей 20 копеек штрафа, 68 245 рублей 21 копейки налога на прибыль, 13 694 рублей 04 копеек штрафа, 156 328 рублей НДФЛ, 55 838 рублей 34 копеек пени, 23 477 рублей штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации признано недействительным. В части отказа от требований производство по делу прекращено. С налоговой инспекции в доход бюджета взыскано 2000 рублей государственной пошлины.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 принят отказ общества от требований в части признания недействительным решения от 10.03.2009 N 09-43/11 о доначислении 68 245 рублей 21 копейки налога на прибыль, 13 694 рублей 04 копеек штрафа. Решение суда в данной части отменено, производство по делу прекращено. Решение суда в части взыскания с налоговой инспекции в доход бюджета 2000 рублей государственной пошлины отменено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.12.2010 судебные акты отменены в части удовлетворения требования общества о признании недействительным решения налогового органа от 10.03.2009 N 09-43/11 по доначислению НДС и НДФЛ (по эпизоду уплаты за работников стоимости услуг и погашения кредитов), соответствующих пеней и штрафов и в отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Кассационный суд указал, что выводы суда первой инстанции сделаны при неполном исследовании представленных в дело доказательств. Суд, отвергая довод налогового органа о непредставлении обществом на проверку счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета, не исследовал реестры (описи) переданных первичных бухгалтерских документов, не сравнивал описи возвращенных директору организации документов с описями переданных документов. То обстоятельство, что по акту от 08.12.2008 налогоплательщику возвращено 27 папок с документами, само по себе не свидетельствует о наличии среди них спорных счетов-фактур. Суд не оценил пояснение Димаева К.М. об отсутствие иных, кроме представленных налоговому органу, бухгалтерских документов.
Окружной суд указал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит оценить представленные доказательства и доводы налоговой инспекции, установить, представлялись ли счета-фактуры и иные первичные документы, на основании которых заявлен налоговый вычет в сумме 10 119 267 рублей 44 копеек, в налоговую инспекцию; исследовать имеющиеся в деле доказательства на предмет их относимости к рассматриваемому спору и подтверждения права на вычет (статьи 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации). Также следует проверить факт возврата денежных средств работниками в кассу организации с учетом доводов налогового органа.
При новом рассмотрении дела с учетом указаний кассационного суда, решением от 03.06.2011 суд признал недействительным, не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации решение инспекции от 10.03.2009 N 09-43/11 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления налога на добавленную стоимость в размере 10 119 267 рублей 44 копеек с начисленными штрафами по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 780 402 рублей 20 копеек за неуплату налога на добавленную стоимость и пенями на сумму 2 861 780 рублей 33 копеек.
Требования общества о признании недействительным решения инспекции от 10.03.2009 N 09-43/11 в части доначисления НДФЛ в сумме 156 328 рублей 00 копеек, пени в сумме 55 838 рублей 34 копеек и штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации 23 477 рублей оставлены без рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила отменить решение суда от 03.06.2011 в части признания недействительным решения инспекции от 10.03.2009 N 09-43/11 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Налоговый орган полагает, что выводы суда сделаны без учета указаний кассационного суда; судом не принят во внимание довод инспекции о том, что НДС должен быть заявлен к вычету в налоговом периоде, в котором соблюдены все условия для его применения.
В противовес выводам суда, инспекция утверждает, что нарушение порядка ведения книги покупок влечет отказ в применении вычета.
Из отзыва общества следует, что оснований для отмены обжалуемого решения нет, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными. В отзыве общество просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные правовые позиции.
Представитель инспекции представил уточнение к апелляционной жалобе, в соответствии с которым просил суд отменить решение суда в части признания недействительным решения инспекции от 10.03.2009 N 09-43/11 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добеленную стоимость в размере 10 119 267 рублей 44 копеек с начисленными штрафами по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 780 402 рублей 20 копеек за неуплату НДС и пенями на сумму 2 861 780 рублей 33 копеек и принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Таких возражений не поступило.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 03.06.2011 в обжалуемой части проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за 2005-2007 годы.
По результатам проверки составлен акт от 12.02.2009 N 09-43/4 и принято решение от 10.03.2009 N 09-43/11 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу за 2005-2007 годы доначислены 10 119 267 рублей 44 копейки НДС, 2 861 780 рублей 33 копейки пени, 1 780 402 рубля 20 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 156 328 рублей НДФЛ, 55 838 рублей 34 копеек пени, 23 477 рублей штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю исх. N 14-17/007715 по апелляционной жалобе общества на решение инспекции от 10.03.2009 N 09-43/11 оставлено без изменения в оспариваемой части по доначислению НДС.
Вопрос о правильности доначисления НДФЛ с начисленными пенями и штрафом по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем не оспаривался и вышестоящим налоговым органом не рассматривался.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не соблюден предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации досудебный порядок урегулирования спора.
В связи с чем, ходатайство инспекции об оставлении без рассмотрения требования заявителя о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления НДФЛ, пени и штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению.
Основанием доначисления к уплате обществом суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 2005-2007 годы, в сумме 10 119 267 рублей 44 копеек явилось отсутствие у общества в полном объеме счетов - фактур, регистров учета (книги покупок, книги продаж, книги регистрации счетов - фактур) за 2005-2007 годы и несовпадение счетов-фактур с налоговыми периодами, по которым в налоговых декларациях обществом заявлены налоговые вычеты.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа в данной части не обосновано и противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам, по следующим основаниям.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Налоговый кодекс Российской Федерации не регламентирует определение регистров бухгалтерского учета. Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" книги покупок и книги продаж не относятся к регистрам бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Нарушение правил ведения и заполнения книги покупок может являться самостоятельным основанием для привлечения налогоплательщика к соответствующему виду налоговой ответственности, однако не может служить основанием для отказа в возмещении налога, порядок которого определен законодательством о налогах и сборах.
Из оспариваемого решения известно, что обществом на основании налоговых деклараций за 2005-2007 годы заявлены вычеты по НДС: в 2005 году на сумму 1 603 265 рублей, в 2006 году на сумму 2 777 911 рублей, в 2007 году на сумму 11 764 592 рубля, а всего в сумме 16 145 768 рублей.
В подтверждение права на вычет обществом представлены счета-фактуры за 2005 год с НДС на сумме 1 071 337 рублей 30 копеек, за 2006 год с НДС на сумму 2 046 372 рубля 77 копеек, за 2007 год с НДС на сумму 8 564 252 рубля 54 копейки.
Счета-фактуры с указанными суммами НДС исследованы судом первой инстанции и описаны в решении, а также исследованы налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки и встречных проверок контрагентов общества.
Достоверность хозяйственных операций по данным счетам-фактурам, правильность их оформления в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации и уплаты налога в бюджет поставщиками товара и оказанных услуг налоговой инспекцией не оспаривается.
Кроме того, в судебном заседании в подтверждение права на налоговый вычет, заявленный в налоговых декларациях, обществом представлены счета-фактуры, невозвращенные обществу после окончания выездной налоговой проверки и не отраженные инспекцией в оспариваемом решении.
За 2005 год на сумму по НДС 660 508 рублей 49 копеек;
За 2006 год на сумму по НДС 2 123 797 рублей;
За 2007 год на сумму по НДС 7 832 520 рублей 96 копеек.
Проанализировав и описав указанные счета-фактуры, суд первой инстанции установил, что за 2005 год налогоплательщиком заявлены вычеты по НДС в сумме 1 603 265 рублей, в том числе поквартально и помесячно: март - 906 415 рублей, 2 квартал - 0 рублей, 3 квартал- 0 рублей, октябрь - 0 рублей, ноябрь - 692 274 рубля, декабрь - 4 576 рублей. Итого: 1 603 265 рублей.
В налоговой декларации за март 2005 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 906 415 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.01.2005 по 31.03.2005 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 1 183 629 рублей 13 копеек. Сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость составляет 277 214 рублей 13 копеек.
В налоговой декларации за ноябрь 2005 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 692 274 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.04.2005 по 31.11.2005 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 574 321 рубль 96 копеек, с учетом суммы налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по счетам - фактурам за период с 01.01.2005 по 31.03.2005, незаявленного в марте 2005 года налогоплательщиком в сумме 277 214 рублей 13 копеек, сумма заявленного к возмещению вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за ноябрь 2005 составляет 851 536 рублей 09 копеек.
В налоговой декларации за декабрь 2005 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 4 576 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.12.2005 по 31.12.2005 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 8 374 рублей 32 копеек.
Из представленных в судебное заседание документов общества за 2006 год следует, что общая сумма вычета по налогу на добавленную стоимость по счетам-фактурам и первичным документам общества составляет 4 170 169 рублей 77 копеек, в том числе: сумма НДС в размере 2 046 372 рублей 77 копеек - по данным документам общества, отраженным в оспариваемом решении налоговым органом, а также сумма вычета по налогу на добавленную стоимость в размере 2 123 797 рублей - по счетам-фактурам, не указанным в решении, и представленным суду.
За 2006 год налогоплательщиком заявлены вычеты по НДС в сумме 2 777 911 рублей, в том числе: за январь 2006 года - в сумме 23 187 рублей, за март 2006 года - в сумме 753 356 рублей, за октябрь - в сумме 191 589 рублей, за декабрь - в сумме 1 809 779 рублей.
В налоговой декларации за январь 2006 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 23 187 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.01.2006 по 31.01.2006 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 660 117 рублей 91 копейки, сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за январь 2006 года равна 636 930 рублям 91 копейке.
В налоговой декларации за март 2006 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 753 356 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.01.2005 по 31.03.2006 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 760 835 рублей 79 копеек, с учетом суммы налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по счетам- фактурам за период с 01.01.2006 по 31.03.2006, не заявленного вычета по счетам-фактурам за январь 2006 года в сумме 636 930 рублей 91 копейки, за февраль 2006 года в сумме 29 969 рублей 74 копейки, а также суммы вычетов по счетам фактурам за март 2006 года в сумме 93 935 рублей 14 копеек, сумма заявленного к возмещению вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за март 2006 составляет 753 356 рублей.
В налоговой декларации за октябрь 2006 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 191 589 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.04.2006 по 31.10.2006 на общую сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 1 882 441 рублей 80 копеек, сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за октябрь 2006 года по указанным счетам- фактурам составляет 1 690 852 рубля 80 копеек.
В налоговой декларации за декабрь 2006 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 809 779 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.04.2006 по 31.10.2006 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 1 690 852 рубля 80 копеек, не задекларированной в декларации за октябрь 2006 года, а также счета-фактуры за период с 01.12.2006 по 31.12.2006 на сумму 559 760 рублей 36 копеек, обосновывающие размер заявленного вычета по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года в сумме 2 250 613 рублей 16 копеек.
Из представленных в судебное заседание документов общества за 2007 год следует, что общая сумма вычета по налогу на добавленную стоимость по счетам-фактурам и первичным документам общества составляет 11 764 592 рубля, в том числе: сумма НДС в размере 8 564 252 рубля 54 копейки по данным документов общества, отраженным в оспариваемом решении налоговым органом, а также сумма вычета по налогу на добавленную стоимость по счетам- фактурам, не указанным в решении, и представленным суду.
За 2007 год налогоплательщиком заявлены вычеты по НДС в сумме 11 764 592 рубля, в том числе в декларациях: за январь - в сумме 173 289 рублей, за февраль - в сумме 2 281 597 рублей, за март - в сумме 2 571 934 рубля, за апрель - в сумме 778 951 рубль, за май - в сумме 2 204 073 рубля, за июнь в сумме 390 336 рублей, за июль - в сумме 2 667 009 рублей, за ноябрь - в сумме 498 545 рублей, за декабрь - в сумме 35 140 рублей.
В налоговой декларации за январь 2007 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость 173 289 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.01.2007 по 31.01.2007 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 1 622 016 рублей, сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за январь 2007 года составляет 1 448 727 рублей.
В налоговой декларации за февраль 2007 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 281 597 рублей, суду представлены счета - фактуры за период с 01.01.2007 по 28.02.2007 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 3 474 510 рублей, с учетом суммы налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по счетам-фактурам за период с 01.01.2007 по 31.01.2007, не задекларированного в декларации за январь 2007 года в сумме 1 448 727 рублей, по счетам - фактурам за февраль 2007 года в сумме 2 025 783 рубля, сумма заявленного к возмещению вычета по налогу на добавленную стоимость по налогу на добавленную стоимость в декларации за февраль 2007 составляет 2 281 597 рублей, сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за февраль 2007 года составляет 1 192 913 рубля.
В налоговой декларации за март 2007 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 571 934 рубля, суду представлены счета-фактуры за период с 01.01.2007 по 31.03.2007 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 2 627 115 рублей 48 копеек, с учетом суммы налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по счетам-фактурам за период с 01.01.2007 по 31.03.2007, не заявленного вычета по счетам-фактурам за январь, февраль 2007 года в сумме 1 192 913 рублей, а также суммы вычетов по счетам - фактурам за март 2007 года в сумме 1 434 202 рубля 48 копеек, сумма заявленного к возмещению вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за март 2005 составляет 2 571 934 рубля.
В налоговой декларации за апрель 2007 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 778 951 рубль, суду представлены счета-фактуры за период с 01.04.2007 по 31.04.2007 на общую сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 1 583 911 рублей 29 копеек, сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за апрель 2007 года по указанным счетам- фактурам составляет 804 960 рублей 29 копеек.
В налоговой декларации за май 2007 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 204 073 рубля, суду представлены счета-фактуры за период с 01.04.2007 по 31.05.2007 на общую сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 2 836 696 рублей 13 копеек, в том числе сумма вычетов по счетам - фактурам за период с 01.05.2007 по 31.05.2007 на сумму 2 031 735 рублей 84 копейки, а также суммы по счетам фактурам за апрель 2007 года, не задекларированные в декларации за апрель 2007 года, сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за май 2007 года по указанным счетам-фактурам составляет 632 623 рубля 13 копеек.
В налоговой декларации за июнь 2007 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 390 336 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.06.2007 по 31.06.2007 на общую сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 1 287 993 рубля 54 копейки, сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за июнь 2007 года по указанным счетам-фактурам составляет 897 657 рублей 54 копейки.
В налоговой декларации за июль 2007 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 667 009 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.07.2007 по 31.07.2007 на общую сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 2 976 883 рубля 67 копеек, сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за апрель 2007 года по указанным счетам- фактурам составляет 309 874 рубля 67 копеек.
В налоговой декларации за ноябрь 2007 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 498 545 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.11.2007 по 31.11.2007 на общую сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 571 675 рублей 42 копейки, в том числе счета-фактуры за ноябрь 2007 года на сумму 261 800 рублей 75 копеек, а также сумма не задекларированного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларации за ноябрь 2007 года в размере 309 874 рубля 67 копеек.
В налоговой декларации за декабрь 2007 года налогоплательщиком заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 140 рублей, суду представлены счета-фактуры за период с 01.12.2007 по 31.12.2007 на сумму вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 227 918 рублей 67 копеек.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленные в налоговых декларациях в соответствующих налоговых периодах за 2005-2007 годы, соответствуют суммам вычетов по налогу на добавленную стоимость, указанным в счетах-фактурах, а также первичных документах, и подтверждают право на применение налоговых вычетов общества за 2005 год в сумме 1 603 265 рублей, 2006 год в сумме 2 777 911 рублей, 2007 год в сумме 11 764 592 рубля, то есть в суммах, не превышающих размер заявленного вычета по налогу на добавленную стоимость в декларациях за 2005-2007 годы.
Доводы инспекции о том, что приобщенные к материалам дела счета-фактуры за 2005-2007 годы для проверки в налоговый орган не передавались, судом первой инстанции не приняты во внимание, поскольку общество утверждает, что документы были представлены, доказательства непредставления документов налоговым органом в судебном заседании не представлено.
Суд указал, что из материалов дела известно, что обществом по требованию инспекции переданы следующие первичные бухгалтерские документы:
По реестру от 15.04.2008 N 1: за январь 2005 на 38 листах, за февраль 2005 на 26 листах, за март 2005 на 48 листах, за июнь 2005 на 317 листах, за июль 2005 на 51 листе, за август 2005 на 24 листах, за сентябрь 2005 на 43 листах, за октябрь 2005 на 51 листе, за ноябрь 2005 на 103 листах, за декабрь 2005 на 193 листах, за апрель 2005 на 61 листе, за 3 квартал 2007 на 535 листах, за август 2007 на 793 листах, за июнь 2007 на 41 5 листах, за март 2007 на 438 листах, за май 2005 на 108 листах, кассовая книга на 2005 на 48 листах, отчеты на 2005 на 273 листах.
По реестру от 15.04.2008 N 2: за 1 кв. 2006 на 286 листах, за май 2006 на 88 листах, за июнь 2006 на 165 листах, за июль 2006 на 383 листах, за сентябрь 2006 на 331 листе, за декабрь 2006 на 499 листах, за октябрь 2006 на 417 листах, за апрель 2006 на 182 листах, за август 2006 на 292 листах, за ноябрь 2006 на 504 листах, за январь 2007 на 312 листах, за февраль 2007 на 453 листах, за апрель 2007 на 339 листах, за май 2007 на 375 листах, за июль 2007 на 481 листе, кассовая книга август-март 2007 на 81 листе, отчет от 15.04.2008 N 0166 на 1 листе, кассовая книга за сентябрь 2007 на 170 листах.
В соответствии с письмом общества исх. от 17.04.2008 N 29 обществом налоговому органу также переданы следующие первичные бухгалтерские документы: за октябрь 2007 на 500 листах, за ноябрь 2007 на 403 листах, за декабрь 2007 на 416 листах "журнал кассира - операциониста за период с 01.04.2006 по 15.04.2007 г." без указания количества листов. Всего в количестве 43 сшивов.
После окончания проверки налоговым органом возвращены обществу 08.12.2008 по описям: N 1 за 2005 год, N 2 за 2005 год, N 3 за 2005 год, N 4 за 2005 год, N 5 за 2005 год, N 6 за 2005 год, N 7 за 2005 год, N 8 за 2005 год, N 9 за 2005 год, N 10 за 2005 год, N 11 за 2005 год, N 12 за 2005 год, N 18 за 2005 год, б/н за октябрь 2007 года, б/н за декабрь 2007 года, б/н за ноябрь 2007 года, N 14 за 3 квартал 2007 года, б/н за август 2007 года, N 1 за 1 квартал 2006 года, N 2 за 2006 год, N 3 за 2006 год, N 4 за июль 2006 года, N 5 за 2006 год, N 6 за2006, N 7 за 2006 год, N 8 за 2006 год, N 9 за 2006 год, N 10 за ноябрь 2006 года, N 11 за январь 2007 года, N 13 за февраль 2007 года, N 14 за апрель 2007 года, N 15 за май 2007 года, N 16 за июнь 2007 года, N 17 за март 2007 года, б/н за сентябрь 2007 года бухгалтерские документы в количестве 36 сшивов.
Таким образом, инспекцией обществу не возвращены с проверки 7 сшивов с первичными бухгалтерскими документами.
Сравнить возвращенные обществу по описям первичные документы с перечнем счетов - фактур, переданных обществом налоговому органу в полном объеме, не представляется возможным, поскольку в описях документов, составленных налоговым органом, не указаны все реквизиты документов.
Кроме того, эти описи содержат противоречивые сведения о возвращенных обществу счетов-фактур, по которым заявлялся налоговый вычет.
Так, в описях N N 3, 4, 7 - 9 за 2005 год перечислены счета-фактуры соответственно от 25.03.2005 N 1, от 25.03.2005 N 2, от 28.04.2005 N 34, от 17.06.2005 N 6-0030-014978, от 30.08.2005 N678, от 31.10.2005 N 4, которые не были исследованы налоговым органом при налоговой проверке и не нашли своего отражения в оспариваемом решении.
В то же время в этом решении перечислены счета-фактуры от 29.07.2005 N 829, от 30.08.2005 N 768, от 23.12.2005 N 21723, от 12.12.2005 N 25, от 13.12.2005 N 1062, от 19.12.2005 N 1078, которые по описям за соответствующие периоды возвращенными обществу не значатся.
Суд пришел к выводу о том, что представленные обществом в судебном заседании счета-фактуры за 2005-2007 годы соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налога в бюджет подтверждается выписками банка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Из содержания указанных норм следует, что для получения права на вычеты по НДС необходимо: оприходование данного товара (работ, услуг); подтверждение уплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара; приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, для применения налоговых вычетов по НДС необходимо соблюдение следующих условий: -наличие счета-фактуры и принятие товаров на учет. При этом приведенные выше нормы предполагают возможность применения налогового вычета только при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
По смыслу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации документы, представляемые налогоплательщиком в инспекцию, должны быть достоверными, непротиворечивыми, содержащиеся в них сведения должны подтверждать реальность хозяйственной операции и иные обстоятельства, с которыми Налоговый кодекс Российской Федерации связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей, о чем ему в силу определенных обстоятельств должно быть известно.
Таким образом, в обязанность налогоплательщика входит представление в налоговый орган в установленном порядке, а также в суд документов, подтверждающих его право на заявленные налоговые вычеты, а в обязанность налогового органа - документальное обоснование своих выводов о наличии в представленных заявителем документах недостоверных сведений, а также о направленности действий налогоплательщика при осуществлении хозяйственных операций на получение необоснованной налоговой выгоды.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Доводы налогового органа о том, что НДС должен быть заявлен к вычету в налоговом периоде совершения хозяйственной операции, отклоняется апелляционным судом, поскольку нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат ограничений и не запрещают налогоплательщику воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний период. Как видно из материалов дела, налогоплательщик спорные счета-фактуры ранее не заявлял к вычету. В то же время, применение вычетов в более поздние налоговые периоды не причиняет ущерба бюджету, само по себе то обстоятельство, что общество заявило налоговые вычеты в налоговой декларации за иной (последующий) налоговый период, а не представило уточненную налоговую декларацию, не может служить основанием для лишения его права на обоснованную налоговую выгоду.
Согласно пункту 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Вместе с тем непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный вывод изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 2217/10.
Таким образом, само по себе заявление вычета по НДС не в том периоде, при условии соблюдения срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации и выполнении всех условий для получения права на вычет, не может повлечь лишение налогоплательщика права на обоснованную налоговую выгоду.
Довод заявителя жалобы о неотражении счетов-фактур в книге покупок не принимается апелляционным судом.
Неотражение счетов-фактур как в книге продаж, так и в книге покупок само по себе не может являться основанием для непринятия налога к вычету.
Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2008 N 11527/08 неотражение счетов-фактур в книге покупок не может являться основанием для отказа в применении вычетов по НДС при условии соблюдения порядка составления счетов-фактур, указанного в статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод налогового органа о непредставлении налогоплательщиком всех счетов - фактур, с учетом наличия спора с обществом по поводу невозврата части документов, не может быть принят судом, поскольку налоговым органом не представлено бесспорных доказательств, опровергающих доводы налогоплательщика о предоставлении всех документов.
Оценив представленные в деле доказательства, апелляционный суд считает, что налоговая инспекция не представила надлежащие доказательства недобросовестности в действиях общества как участника налоговых правоотношений.
Как видно из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, обществом представлены документы: счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения, доказательства использования приобретенных работ и товаров, подтверждающие правомерность предъявления сумм налога к вычету по названным счетам-фактурам.
При таком положении решение налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 10 119 267 рублей 44 копеек с начисленными соответствующими пенями и штрафом не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и законные интересы общества как налогоплательщика, и является недействительным.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.06.2011 по делу N А63-4985/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия, через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4985/2009
Истец: ООО "Крепость"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 7 по Ставропольскому краю, МИ ФНС России N7 по Ск, Управление Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8841/2013
02.10.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-908/10
18.01.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4985/09
08.10.2012 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-908/10
03.08.2012 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-908/10
12.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7568/11
31.08.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-908/10
03.06.2011 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4985/09
15.03.2011 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4985/09
01.07.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-908/10
13.01.2010 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-4985/09